Доктрина "ноль проблем с соседями" была принята в 2008 году на тот момент еще МИДом Турции. Ахмет Давутоглу объяснял истинность доктрины тем, что значение любой страны определяется ее геостратегическим положением и "исторической глубиной". С этой точки зрения Турция имеет массу выгод, находясь на стыке наиболее важных регионов + свою роль сыграло османское прошлое. Как известно, Турция – наследница османов, которые когда-то объединяли весь исламский мир. Доктрина есть лишь часть принятого в 1990 году постулата о неразрывности исторического базиса и политического пространства. "Ноль проблем с соседями" — предполагало невмешательство во внутренние дела других государств, однако, это не просто миролюбивое взаимодействие с соседними республиками.
Курс предполагает расширение влияния турецкого государства тремя траекториями – политическая, экономическая, военная, с конечной целью – стать ближневосточным лидером и транзитным хабом в регионе. В основе цели – имперские традиции политики Тайипа Эрдогана. А в основе этих традиций – "неоосманский" курс. Все довольно просто и укладывается в один-единственный тезис – подчинение и контроль ближневосточных процессов. Однако, ни имперским мечтам Тайипа Эрдогана, ни самой доктрине не суждено было сбыться. Как показывает современная Турция, программа не только не привела к стабилизации отношений с соседями, но и достигла конфликтогенного пика во взаимодействии с ними. "Ноль проблем" перерастает во множество проблем. В чем же причины?
На мой взгляд, можно выделить три основные причины:
1) Во-первых, позиция самих соседей (по мнению турецких представителей). На мой взгляд, причина наименее вероятная, однако не будем сбрасывать ее со счетов. Уже стало традицией для турецкого курса сначала наделать ошибок, а затем обвинить "соседей" в этих ошибках. Идентичная ситуация происходила со сбитым российским СУ-24, когда Турция оправдывалось перед НАТО. Важно понимать, что ни одна международная организация подобных приказов принимать не может. Решение по СУ-24 могло быть принято только высшим эшелоном турецкой власти, то есть Президентом. Вот что заявляет вице-премьер Турции Ялчин Акдоган: "Эта концепция (имеется в виду доктрина "Ноль проблем с соседями") была продумана нами как идеал, как посыл Турции миру, как тональность ее внешнеполитического курса. Мы можем найти немало добрых инициатив Турции в отношении Ирана, Ирака, Сирии. Но по ряду причин не всё получилось так, как было задумано. Чаще всего это происходило из-за позиции руководства этих стран: в Ираке — из-за негибкости (бывшего премьер-министра Нури) Малики, в Сирии — из-за (президента Башара) Асада", — сказал Акдоган.
2) Вторая причина — зависимость от НАТО и США. Указанная доктрина никогда не была по нраву ни НАТО, ни США. Здесь мне хотелось бы процитировать слова обозревателя Аль-Джазиры Мунир Шафик: "США всегда требуют от Анкары последовательно портить отношения с соседями. Какие уж тут "ноль проблем"!? Роль Турции, которую ей отводят на Западе, — быть врагом врагов Америки. Налаживание же отношений с Ираном, Сирией, "Хизбаллой", Россией, Катаром, причем на фоне сворачивания военного альянса с Израилем, — это, безусловно, всегда вызывало и вызывает у союзников по НАТО резкое раздражение.Турция вместо соседей сейчас окружена региональными противниками. Учитывая это, руководство республики активно налаживает отношения с другими двумя государствами. Прежде всего с Израилем. Это кажется фантастикой, но еще в 50-е годы ХХ века еврейские общины в Турции пользовались абсолютно одинаковыми правами наравне с турецкой нацией.
Более того, Израиль был важным экономическим партнером Турции, евреи в Турции были одной из наиболее зажиточных групп. Как пишет политолог Станислав Иванов, ситуация резко изменилась после появления Партии справедливости и развития. Программа партии предусматривала возрождение новой османской империи и еврейская нация, мягко говоря, не укладывалась в эти цели. С начала 2016 года Турция также налаживает отношения с саудитами, с которыми их объединяет соучастие в Исламской коалиции. Напомню, в декабре 2015 года Саудовская Аравия инициировала создание антисирйиской компании, в которую вошли 34 государства, отмечу, — суннитских государства. Исключительно суннитский список стран обусловлен нарастающей иранской активностью в регионе. Как известно, Иран – еще один сосед Турции, с которым "политика ноль проблем" не оправдала себя. Как результат – Иран и Турция ныне — региональные противники.
3) Третья последняя причина заключается, на мой взгляд в том, что доктрина не способна подстраиваться под современные тенденции Ближнего Востока. Нужно сказать, что композиция доктрины была разработана еще до процессов "арабской весны". А значит, не учитывали ни череду этих конфликтов, ни все последствия этих конфликтов. Сам факт "арабской весны" заставил Турцию делать скоропалительные шаги, ведя не дипломатически продуманную, а эмоциональную политику. Тайип Реджеп Эрдоган – президент эмоций, лидер, который строит свою власть на чувствах. Его решение относительно Израиля (когда был отозван посол), неадекватная политика в отношении России, нежелание предоставлять курдам автономию (когда уже нарастает гражданская война), антипатии к Башару Асаду – все это имеет эмоциональную окраску для османского лидера.
Что поможет Турции выйти из коллапса? На мой взгляд, турецким властям важно перестать быть марионеточным государством, проводником интересов запада на Ближнем Востоке, вести независимую политику, стать достойной наследницей великой османской империи, наконец!
Джамиля Кочоян, News Front
Теги: Джамиля Кочоян, Турция, Ахмет Давутоглу, Реджеп Тайип Эрдоган, Ялчин Акдоган, НАТО, США, Израиль, Станислав Иванов, Башар Асад