Три курдских анклава на севере Сирии под названием Рожава и община курдов в Алеппо в целом с одобрением встретили очередную резолюцию Совета Безопасности ООН по Сирии и вступившее в силу в ночь с 26 на 27 февраля 2016 г. прекращение огня между правительственными войсками и вооруженной оппозицией. Как известно, сирийские курды сохраняют нейтралитет в гражданской войне и защищают с оружием в руках от любых посягательств извне лишь районы своего компактного проживания. Справедливости ради, можно отметить, что в ходе войны имели место боестолкновения между курдскими ополченцами и отдельными подразделениями противоборствующих сторон. И те и другие хотели бы расширить зоны своего влияния за счет вторжения в курдские анклавы, но получали, как правило, достойный отпор.
Все же, главными противниками курдов стали боевики радикальных исламистских группировок "Джабга ан-Нусра" и "Исламское государство". В борьбе с ними курдам приходилось иногда взаимодействовать как с отрядами вооруженной оппозиции, так и с правительственными войсками. В ожесточенных боях за г.Кобани и другие стратегически важные населенные пункты на севере Сирии курдам удалось не только остановить наступление противника, но и отбросить исламистов на десятки километров вглубь территории страны, установить контроль за большей частью сирийско-турецкой границы. Созданные в курдских анклавах органы самоуправления и силы народной самообороны обеспечивают правопорядок и безопасность в регионе, налаживаются экономика, инфраструктура, функционируют системы жизнеобеспечения, здравоохранения и образования. Можно сказать, что на севере Сирии де-факто появился курдский автономный район – Рожава.
Казалось бы, наметившийся переход в мирное русло затянувшегося на долгие пять лет внутрисирийского вооруженного конфликта должен вселять и курдам надежду на светлое будущее. Но не все так просто. Пока сирийские курды лишь со стороны наблюдают за подготовкой переговоров сторонников Башара Асада с представителями оппозиции о будущем государственном устройстве страны, поскольку ни противоборствующие стороны, ни международные посредники не приглашают курдов к участию в этом диалоге. Формально курды не являются стороной конфликта и относятся как бы к третьей силе, но именно они смогли нанести наиболее серьезное поражение джихадистам в наземной операции и взять под контроль значительную часть сирийско-турецкой границы. Курды на деле, с оружием в руках, завоевали право участвовать в дискуссиях о проекте будущей конституции страны и войти во временные органы законодательной и исполнительной власти.
К сожалению, ни в Женеве, ни в Вене, ни в Дамаске курдов, похоже, не ждут. Инерционное мышление настоящих и будущих арабских властей при молчаливом одобрении мирового сообщества все еще не позволяет видеть в курдах важную и равноправную часть сирийского общества. Большинство заинтересованных в Сирии игроков явно устраивает довоенное положение курдов как людей "второго сорта".
Представители Башара Асада не только не приглашают курдов на любые переговоры, но и продолжают их всячески игнорировать, уклоняться от каких-либо гарантий курдскому меньшинству в реализации его законных прав и свобод в будущей конституции страны. Более того, они подчеркивают, что Сирия – арабская страна (Сирийская Арабская Республика), что никаких автономий по этническому или конфессиональному признаку в ней быть не может.
Не лучшим образом по отношению к курдам ведет себя и оппозиция, которая представлена в основном арабами-суннитами и исламистами различных мастей. Ее представители лишь призывают курдов помочь им, как можно скорее, избавиться от режима Башара Асада, а о месте и роли курдов в будущем государстве умалчивают.
Можно понять и явно антикурдскую позицию Спецпосланника ООН в Сирии Стаффана де Мистуры, который уклоняется от приглашения курдских делегаций на переговоры в Женеве. Этот международный чиновник при формировании повестки дня будущих переговоров и списка приглашенных всецело зависит от мнений Дамаска, оппозиции и Вашингтона, которые пока не проявляют никакого желания видеть курдов за столом переговоров. Большое отрицательное влияние на принятие решения по курдам оказывает довольно жесткая и непримиримая позиция Анкары. Р.Эрдоган видит в ведущей политической силе сирийских курдов – Партии демократического союза (ПДС) лишь аффилированную с турецкой Рабочей партией Курдистана (РПК) террористическую организацию. Исходя из этого, Анкара требует от структур ООН и администрации США не допускать ПДС на переговоры и угрожает продолжить ракетно-бомбовые удары и обстрелы курдских анклавов в Сирии.
Попытки Москвы добиться приглашения делегации сирийских курдов в Женеву и сделать их равноправными участниками мирного переговорного процесса о будущем Сирии пока не находят своей должной поддержки в Вашингтоне и Брюсселе. Почему то западные деятели предпочитают идти на поводу у международного провокатора и закулисного интригана Р.Эрдогана, чем прислушаться к голосу разума и дать возможность трехмиллионному курдскому народу Сирии занять свое достойное место на переговорах о будущем сирийском государстве. Наследникам англичанина Марка Сайкса и француза Жоржа-Пико (авторы проекта по разделу курдов на три государства), явно невдомек, что сегодня именно курды могли бы стать тем стержнем или связующим звеном, который бы сохранил будущую Сирию как единое государство.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО и Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Сирия, Сирийский Курдистан, СБ ООН, Джабга ан-Нусра, Исламское Государство, Башар Асад, Стефан де Мистура, Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, PYD, РПК, Россия