Несмотря на явно враждебную и обструкционистскую позицию Турции в отношении участия сирийских курдов в женевских переговорах по урегулированию конфликта в Сирии, курды, скорее всего, станут полноправными участниками этого переговорного процесса. К такому варианту развития событий ведут, прежде всего, успехи курдов в борьбе с радикальными исламистскими группировками и последовательная и твердая позиция России по этому вопросу.
Российские представители настаивают на том, что за столом переговоров в Женеве должно быть представлено как можно больше политических, общественных, этнических и конфессиональных групп населения Сирии. Если сейчас проигнорировать интересы какого-либо сообщества, то начавшийся мирный процесс может дать сбой или сорваться. Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров даже допускает отделение курдов от Сирии в том случае, если они не будут допущены к межсирийским переговорам. Похоже, что позиция России в отношении курдского меньшинства в Сирии находит свой отклик и в структурах ООН. Так, специальный посланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура заявил, что всемирная организация пытается найти способ включения курдов в переговорный процесс.
Курды являются вторым по численности народом Сирии (около 3 млн человек). Они не участвовали в гражданской войне и до сих пор пытаются сохранять в ней нейтралитет. Курдские лидеры подчеркивают, что они не являются сепаратистами и сторонниками распада Сирии, они лишь требуют закрепления в новой конституции страны своих национальных прав и свобод и заявляют, что готовы сотрудничать с любыми властями в Дамаске при равноправном отношении к курдам. Более того, курды заявляют, что в силу своей равноудаленности от нынешнего правительства и сил оппозиции они могли бы играть роль посредников или наблюдателей в урегулировании сирийского внутриарабского конфликта.
Брошенные Дамаском на произвол судьбы еще в 2012 году община курдов в г.Алеппо и три курдских анклава на севере страны смогли в довольно короткие сроки самоорганизоваться, создать довольно эффективные органы самоуправления и сформировать отряды самообороны, которые успешно отразили все нападения радикальных исламистских группировок и установили контроль за большей частью сирийско-турецкой границы. 21 января 2014 года курды провозгласили создание своей автономии "Рожава" (курдское название Сирийского Курдистана).
Роль и значение сирийских курдов в борьбе с силами международного терроризма общепризнана, даже США и их западные союзники тесно взаимодействуют с курдами в борьбе с такими группировками, как ДАИШ и "Джебхат ан-Нусра". Якобы около 100 американских военнослужащих уже несколько месяцев находятся на территории "Рожавы", участвуют в спецоперациях и координируют действия своих ВВС с боевыми действиями курдских ополченцев. Военной авиацией США используется аэропорт на подконтрольной курдам территории в районе населенного пункта Румелан, курдским ополченцам поставляется вооружение, боеприпасы, материальная помощь. Следует отметить, что российские ВКС также тесно взаимодействуют с сирийскими курдами, а курдские делегации регулярно посещают МИД РФ и активно участвуют в диалоге по урегулированию сирийского кризиса.
Можно констатировать, что в мировом сообществе начинают приходить к пониманию, что без курдов Женевские переговоры не могут быть полноценными. С этим фактом, скорее всего, вынужден будет согласиться и Башар Асад. Однако теперь встает вопрос, кто же конкретно, какие политические организации могут представить курдов в Женеве и в составе каких делегаций им придется работать: правительственной, оппозиции или самостоятельной?
Созданный в Эр-Рияде оппозиционный Высший комитет по переговорам (ВКП) заявляет, что он поддерживает национальную идентичность курдов и уже имеет в составе своей делегации на переговорах в Женеве по Сирии их представителей.
Курдский национальный Совет (КНС) в Сирии считает, что именно он является ключевым компонентом сирийской оппозиции и в полной мере должен представлять интересы сирийских курдов на мирных переговорах в Женеве. Якобы более 600 000 тысяч сирийских курдов подписали петицию о признании КНС их дипломатическим представителем. Следует отметить, что КНС активно поддерживается иракской Демократической партией Курдистана (ДПК) и лично президентом Иракского Курдистана Масудом Барзани. КНС был создан 26 октября 2011 года в столице Иракского Курдистана – г.Эрбиле.
На участие в женевских переговорах претендует и Партия демократического союза (ПДС) во главе с Салихом Муслимом. Именно эта организация создала органы самоуправления и отряды народной самообороны (ОНС) в "Рожаве" и сегодня является ведущей военно-политической силой сирийских курдов. Под ее контролем находятся около 500 километров сирийско-турецкой границы из 800. В 2015 году ПДС/ОНС успешнее всех группировок вела боевые действия против исламистов и почти вдвое увеличила территорию "Рожавы". Не отрицается, что ПДС лояльна Дамаску и не считает себя оппозиционной партией. Цель ее лидеров — добиться лишь статуса автономии в составе Сирии. Вопреки критике в ее адрес турецких властей и некоторых оппонентов в самой "Рожаве", руководство ПДС старается учитывать интересы всех этносов, конфессий и политических сил региона при формировании региональных и местных органов власти. В составе ОНС также сражаются и арабы, туркоманы, ассирийцы, армяне и другие представители местного населения.
Ее оппоненты в ВКП и КНС считают, что поскольку ПДС является сторонником правящего в Сирии режима Б.Асада, то должна участвовать на переговорах в Женеве в составе правительственной делегации. Анкара же расценивает ПДС еще и как филиал турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК), которая признана в Турции, США и ряде других западных стран террористической организацией. Автоматически ярлык террористической организации навешивается и на ПДС и именно по этой причине турецкое руководство требует от ООН и своих западных союзников не допускать делегацию ПДС на Женевские переговоры. Р.Эрдоган и его окружение, развязав открытую войну против своего курдского меньшинства, панически боятся создания любой формы автономии сирийских курдов. Получение "Рожавой" некого официального статуса и международного признания, даже по типу автономии Иракского Курдистана, расценивается в Анкаре как угроза национальной безопасности и территориальной целостности самой Турции.
Тем не менее, вопреки давлению Анкары на ООН и своих западных партнеров по НАТО, сирийские курды в той или иной форме, скорее всего, смогут принять участие в Женевских переговорах по урегулированию ситуации в Сирии и будущему государственному устройству этой страны. Стало очевидным, что курды являются неотъемлемой частью сирийского общества и в борьбе с радикальными исламистскими группировками завоевали себе право представлять созданную де-факто курдскую автономию на любых международных форумах и переговорах о новом сирийском государстве.
Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник ИМЭМО и Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, специально для интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".
Теги: Станислав Иванов, Турция, Сирия, Сирийский Курдистан, Россия, ООН, Стефан де Мистура, KNC, Иракский Курдистан, ДПК, PYD, Салих Муслим, РПК