На один из вопросов, заданных корреспондентом Al-Minitor во время недавнего интервью, президент Масуд Барзани ответил, -"Независимость Курдистана - гораздо больший по своей значимости вопрос, чем проблемы, связанные с парламентом и политическими партиями. Все, кто хотят быть частью этого вопроса, заслуживают приветствия, но те же, кто хотят и продолжают оставаться против (независимости), должны уйти (с нашего суверенного пути), найти свою дорогу".
Это - однозначное предупреждение, адресованное тем партиям, организациям и политикам, которые умышленно и осознанно противостоят главенству народной воли, гарантом безусловного верховенства которой обязан выступать и является президент и главнокомандующий формально автономного, фактически уже независимого Южного Курдистана.
Касательно позиции Анкары, в частности отношения Турции к вопросу о признании независимости Южного Курдистана, Барзани отметил, - "Уж если ныне действующее правительство ПСР не признает независимость Курдистана, то не думаю, что любое другое правительство в Турции сделает это".
Он напомнил, что именно бывший премьер-министр, а сейчас президент страны Эрдоган внес большой вклад в установление и развитие двусторонних партнерских и взаимовыгодных отношений между правительствами Турции и Курдистана, а также в создание беспрецедентных в истории этого государства условий для начала сложного, но вполне мирного переговорного процесса разрешения ключевого внутриполитического курдского национального вопроса в стране.
Президент Барзани отметил, - "Мы, конечно, хотели бы, чтобы мирный процесс не был остановлен, и мы старались сделать все, что от нас зависело, чтобы он не прерывался и продолжался. Не хочу вдаваться в детали, но, думаю, что после выборов 7 июня 2015 года, когда они (про-курдская ПДН) получили 80 мест в парламенте, мы выступили и заявили, что было бы исторической ошибкой, если они (ПДН) не станут частью нового коалиционного правительства (совместно с ПСР). На тот момент я предполагал, что ПСР будет возражать против участия ПДН в формировании коалиционного правительства, однако позже я узнал изнутри от представителей ПДН, что это было решение руководства партии отказаться от участия в коалиции. Думаю, что ими была допущена большая ошибка".
Al-Monitor: "Потому что они не хотели поддержать президента в его стремлении стать "султаном"?
Барзани: "Эра султанов давно прошла. Совсем наоборот, если бы они стали частью коалиции, то у ПДН появилась бы реальная возможность не допускать принятия не приемлемых решений. Я думаю, до тех пор, пока у них оставался шанс быть в парламенте, чтобы бороться за перемены, они должны были использовать эту возможность".
Барзани обеспокоен происходящими кровавыми событиями, вооруженными столкновениями между силовыми органами страны и отрядами РПК в городах Северного Курдистана, угрожающими спровоцировать гражданскую войну между турками и курдами в Турции. Кроме того, Барзани сказал, что вооруженные ополченцы, активисты и агитаторы РПК должны быть в обязательном порядке выведены из города и одноименной провинции Синджар Южного Курдистана, и что это должно быть сделано мирным путем без необходимости применения силы. По мнению Барзани, все эти группы РПК в Синджаре не имеют сколь-либо ценной военной значимости, что всем хорошо известно, в том числе признается командным центром США в Эрбиле.
Рассуждая о федерализации Сирии, Барзани отметил, что эта концепция отвечает политическим требованиям, обстоятельствам, условиям, вытекающим из ситуации, однако для его реализации необходимо достичь консенсуса сторон, потому что вопрос этот не может быть решен в одностороннем порядке. Барзани считает, что ПДС не проявляет никакой искренней приверженности настоящим принципам демократии. С точки зрения Барзани, ПДС и РПК - это одно и то же самое. И поэтому, оказывая военную поддержку ПДС, непременно помогаешь и РПК. Но сейчас этот факт отодвигается на второй план, так как для Курдистана и США главной задачей является уничтожение террористов, особенно ДАИШ.
Барзани не связывает вопрос о независимости Курдистана с освобождением Мосула. Он отметил, что "курдскому народу не привыкать к жизни в условиях опасного окружающего соседства. И даже если ДАИШ будет оставаться в Мосуле, это не помешает независимости Курдистана".
Al-Monitor: "Почему же Вы так уверены, что наступило время для независимости?".
Барзани: "Я всегда был уверен. Когда нас спрашивают - "почему сейчас?", я задаю им свой вопрос - "а почему же не сейчас?".
Касаясь межпартийный отношений и вопроса политического единства, президент Барзани отметил серьезное сотрудничество между ДПК и ПСК. Однако он подчеркнул, что всеми делами в сфере суверенного управления, включая, конечно, экономику, занимается только исполнительная власть, правительство, а не какие-либо партии.
Барзани сказал, что специально созданная им комиссия по беспощадной борьбе с коррупцией имеет абсолютную поддержку президента. Никто не может быть исключением, ни сам президент, ни премьер-министр, ни министры, ни другие высокопоставленные чиновники, ни руководители политических партий и организаций. Все, против кого будут выдвинуты обвинения, включая президента, должны будут в обязательном порядке предстать перед судом и понести наказание строго в соответствии с судебным решением. Барзани подчеркнул, что сегодня борьба против коррупции стоит в одном ряду с борьбой народа и армии против ДАИШ.
Полагаю, президент Барзани понимает и твердо осознает, что только независимость Южного Курдистана от Ирака может, будет обеспечивать национальное единство и безопасность, свободы и права курдского народа во всех других регионах Курдистана. Без независимого государства у курдского народа нет будущего. Силы, которые открыто и скрыто, прямо и косвенно противостоят этой цели президента-главнокомандующего народа и общин Южного Курдистана, национального политического лидера всего курдскогонарода, очевидно и бесспорно, являются недоброжелателями иливрагами сорока миллионов курдов.
Теги: Мураз Аджоев, Иракский Курдистан, Курдистан, Масуд Барзани, Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, НДП, Турецкий Курдистан, РПК, Синджар, Сирийский Курдистан, PYD, США, Исламское Государство, Мосул, ДПК, ПСК