Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Почему США пора сократить военное присутствие на Ближнем Востоке

Просмотры4781Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2016-07-18

С тем, что у Соединенных Штатов на Ближнем Востоке есть жизненно важные интересы, согласны лидеры и республиканцев, и демократов. Однако в последние годы этот регион стал чрезвычайно нестабилен: гражданские войны и распад государства в Сирии, Йемене, Ираке и Ливии, активность ИГИЛ (запрещено в РФ), напряженность между региональными державами, прежде всего между Ираном и Саудовской Аравией. Причины такого хаоса внутренние: провалы государственного управления в арабских странах, региональные конфликты, религиозное и этническое соперничество. И, как показали последние 15 лет, США не в состоянии управлять этой ситуацией так, чтобы добиться мира, процветания, безопасности и более эффективных государственных институтов на Ближнем Востоке.

Мнения политиков и экспертов о том, что делать дальше, расходятся. Главный спор касается роли военной силы в стратегии США на Ближнем Востоке.

Есть мнение, что авторитет США в мире пострадал из-за нерешительной позиции администрации Обамы, из-за его осторожного подхода к использованию военной силы. Сторонники этой позиции призывают к более активному военному вмешательству: уничтожить ИГИЛ, создать бесполетную зону и поддержать оппозицию Асаду в Сирии, поставить надежный заслон авантюризму Ирана.

Но есть и другая позиция: США смогут лучше защитить свои интересы на Ближнем Востоке, если не будут пытаться решать застарелые проблемы региона, а поставят перед собой менее амбициозные цели и минимизируют использование военной силы. И эта позиция выглядит более обоснованной. Несмотря на активное вмешательство других держав, гуманитарную катастрофу в Сирии и нестабильность в регионе, ключевые интересы США на Ближнем Востоке вполне неплохо защищены и сейчас. Учитывая, как дорого обходится Америке военное присутствие в регионе, его необходимо сокращать. 

В выступлении на Генеральной Ассамблее ООН в 2013 году президент Барак Обама обозначил интересы США на Ближнем Востоке таким образом: не допустить агрессии против союзников США; обеспечить стабильные поставки энергоносителей; уничтожить террористические сети, угрожающие безопасности Америки; предотвратить распространение оружия массового поражения.

Конечно, не все согласны с такой формулировкой. Многие эксперты и чиновники уверены, например, что в число ключевых американских интересов на Ближнем Востоке входит распространение демократии и защита прав человека. Но тот же Обама говорил, что защита прав человека – интерес второго порядка и решать эту проблему военными средствами следует лишь в партнерстве с другими странами, и только если издержки вмешательства невелики, а цель достижима.

Главные проблемы Ближнего Востока – это ИГИЛ, гражданские войны в Сирии, Ираке, Йемене и Ливии, терроризм в Египте и агрессивная позиция Ирана, которая угрожает Израилю и провоцирует суннитский экстремизм. Все это серьезные угрозы, но ни в одной из них речь не идет о внешней агрессии. Наоборот, все они связаны с провалами государственного управления в этих странах.

А интересы США в том виде, в каком их назвал президент, не требуют решения внутригосударственных проблем. Более того, военное вмешательство США может эти проблемы усугубить. Армия США на Ближнем Востоке доказала свою эффективность в борьбе с внешней агрессией и в свержении режимов, но не в реформировании государственного управления. Массированное, долгосрочное военное присутствие США поощряет безответственное поведение американских союзников и антиамериканских экстремистов, дискредитирует тех, кто положительно относится к США.

Защита союзников

Вашингтон неформально обязан защищать Израиль и страны Персидского залива от внешней агрессии. Но Израиль и так довольно надежно защищен. Риск новой арабо-израильской войны практически нулевой. Сохранение американской военной помощи на нынешнем уровне и на будущее гарантирует Израилю полное военное превосходство над арабскими странами. Определенная угроза исходит от "Хезболлы", но, по большому счету, и она сейчас невелика. "Хезболла" теряет деньги и людей в Сирии; возобновление ракетной войны с Израилем подорвет ее политические позиции в Ливане и вызовет яростный отпор Израиля (тут Тель-Авив справится и без помощи США). Для Ирана атаковать Израиль обычными средствами не слишком оправданно, а вести серьезную ракетную войну он не в состоянии.

Кроме того, Иран ни сейчас, ни в обозримом будущем не будет представлять серьезной угрозы для саудитов или других королевств Залива: те имеют подавляющее превосходство в обычных вооружениях. Даже если Иран, пользуясь частичным снятием санкций, увеличит военные расходы, он не сможет сократить это отставание, тем более что США по-прежнему гарантируют безопасность стран Залива и продолжают поставлять им современные вооружения. Гораздо большую угрозу со стороны Ирана могут представлять кибератаки или диверсии против энергетической инфраструктуры. Но здесь сохранение крупного военного контингента США не поможет.

ИГИЛ и подобные группировки, конечно, могут вести подрывную деятельность или устраивать теракты в странах Залива. Но они не в состоянии угрожать обычными вооружениями ни странам Залива, ни Израилю. И более подходящей защитой от террористических атак ИГИЛ будет устранение внутриполитических условий, которые поощряют исламский экстремизм в странах вроде Саудовской Аравии.

Бесперебойная нефть

Необходимость поддерживать бесперебойные поставки нефти из Персидского залива побудила США расширить военное присутствие в регионе в 1970-х, а потом еще сильнее в 1990-х. На страны Залива по-прежнему приходится больше четверти мировой добычи нефти, и их влияние на нефтяные цены огромно. Стабильность цен на нефть по-прежнему требует беспрепятственных поставок нефти из Персидского залива. Но для США главное – избегать резких скачков цен, а не поддерживать их на каком-то конкретном уровне. США и другие экономики процветали при ценах $100–150 за баррель и вполне адаптируются к их постепенному повышению. А вот стремительный рост или падение цен действительно могут быть опасны.

В прошлом – например, во время войны в Кувейте или в Ливии – не допускать резких скачков помогала Саудовская Аравия, которая в таких случаях наращивала добычу. Однако сегодня ее роль компенсирующего производителя не так велика. Во-первых, появился новый компенсирующий производитель – сами США, которые способны быстро реагировать на ценовые колебания благодаря рыночным механизмам в сланцевой нефтедобыче. Во-вторых, ближневосточные кризисы уже не так сильно влияют на нефтяные цены. Рынок осознал: с какими бы политическими кризисами и нестабильностью ни столкнулся регион, правительства или группировки, которые контролируют территорию нефтедобычи, все равно будут торговать нефтью. В последнее время, скажем, цена на нефть резко упала, несмотря на гражданские войны в Ираке и Ливии. Так что защита поставок нефти из Персидского залива уже не требует существенного военного контингента США.

Борьба с терроризмом

Пожалуй, главное на сегодня обоснование использования американской армии на Ближнем Востоке – это борьба с терроризмом. Распад государства в Йемене, Ливии, Сирии и Ираке привел к тому, что обширные территории уже оказались или, того гляди, окажутся под контролем экстремистских группировок. Многие из этих группировок по своей сути скорее повстанцы, но в любом случае они часто прибегают к террору. Из-за этого в США опасаются очередной атаки в духе 11 сентября, особенно после недавних терактов в Париже и Брюсселе. И провал американских программ по борьбе с терроризмом и экстремизмом в Ираке, Сирии, Афганистане, Ливии и Йемене усиливает эти страхи.

Однако если задача – не допустить терактов на американской территории, то сохранять войска на Ближнем Востоке нет смысла. Сейчас уже не 2001 год, и благодаря более эффективной работе разведки и пограничной службы такие сложные и хорошо спланированные теракты крайне трудно устроить, особенно если их организаторы находятся за границей. Террористические группировки тоже это усвоили. Сегодня их внимание занимает в основном защита позиций на захваченных территориях, а не планирование терактов против США. Разумеется, возможны менее масштабные теракты и атаки одиночек, как, например, в Сан-Бернардино в декабре 2015 года. Но военное присутствие США на Ближнем Востоке не только не помешает подобным нападениям, но, наоборот, может спровоцировать новые.

От армии мало пользы и в попытках зачистить подконтрольные террористам территории. Группировки вроде ИГИЛ и "Аль-Каиды" на Аравийском полуострове появились в результате внутрирегиональных политических и религиозных конфликтов. Армия США может и дальше наносить по ним удары, но что толку? Благодаря налетам беспилотников и спецоперациям в Йемене за последние несколько лет удалось уничтожить многих лидеров аравийской "Аль-Каиды". Но это не помогло ослабить группировку – наоборот, она действует все активнее, пользуясь безвластием гражданской войны в Йемене.

Девять лет американской оккупации Ирака не помогли выстроить там приемлемый для всех политический порядок – наоборот, они вдохновили создание ИГИЛ. В Афганистане оккупация продолжается уже пятнадцатый год, а территория, контролируемая "Талибаном", только расширяется.
Без успешных политических реформ местных властей ни уничтожение лидеров экстремистских группировок, ни военные удары по территориям боевиков не снизят уровень террористической угрозы. Уничтоженные группы сменятся новыми, возможно, еще более радикальными, а военные удары по территориям, подконтрольным боевикам, могут лишь привлечь их внимание к целям на территории США.

Неспособность США добиться политических перемен на Ближнем Востоке – это не вопрос неудачно выбранных исполнителей, недостатка политической воли или неправильной стратегии. Вашингтон попросту не владеет тонкостями региональной политики и не умеет реформировать институты региональной власти. С 1980 года двенадцать мусульманских стран региона подверглись оккупации, интервенции или бомбардировкам со стороны США, так что никакой особой доброй воли Вашингтона ближневосточные политики не видят. И хотя некоторые из них могут изображать из себя союзников, когда нуждаются в американской помощи, почти вся политическая элита региона испытывает антипатию к США.

Премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади, которому США помогли прийти к власти в прошлом году, по поводу возможного возвращения американских войск в Ирак сказал: "Мы не хотим их здесь. Мы этого не позволим. И точка". Он также отметил, что "любые иностранные наземные силы в Ираке будут рассматриваться как вражеские".

И это говорит союзник Америки. Представьте, сколь гостеприимны ее враги, которых легион. Неизбежные ошибки американских военных и жертвы среди мирного населения вряд ли улучшают имидж Америки в арабском мире и могут спровоцировать новые теракты против США. Как выразился когда-то Дональд Рамсфельд, использование военной силы может создать еще больше террористов, чем будет с ее помощью уничтожено.

Нераспространение

В чем Вашингтон действительно преуспел, так это в нераспространении оружия массового поражения на Ближнем Востоке. Химическое разоружение в Сирии и ядерная сделка с Ираном стали большими победами для американской дипломатии и многостороннего сотрудничества. Сделка с Ираном, вероятно, на время притормозила стремление арабских стран и Турции заполучить ядерное оружие. Хотя от Ирана, конечно, по-прежнему можно ждать подвоха.

США добились таких успехов благодаря эффективному многостороннему сотрудничеству и другим несиловым методам, среди которых военная помощь, гарантии безопасности, санкции и кибероперации. Если Саудовская Аравия, Египет или другая арабская страна пригрозят созданием ядерного оружия, у США уже есть надежные инструменты, позволяющие отреагировать и остановить подобный сценарий. Помимо международных санкций и дипломатической изоляции, можно использовать ужесточение экспортного контроля и прекращение военно-технической помощи арабским партнерам. Вашингтон может предложить и позитивные стимулы, в том числе расширение американского "ядерного зонтика", военной помощи и разведывательного сотрудничества.

Если говорить об Иране, то для него главный смысл разработки ядерного оружия был в том, чтобы предотвратить возможное конвенциональное нападение со стороны США. И снижение военного присутствия США на Ближнем Востоке ослабляет эти страхи. При этом Тегеран сел за стол переговоров не столько из опасения, что американцы будут бомбить иранские ядерные объекты, сколько из-за экономических проблем, вызванных санкциями. Поэтому избежать нарушения Ираном договоренностей помогут не столько военные угрозы, сколько убедительная угроза возобновления санкций. И даже если для уничтожения ядерных объектов (в Иране или других странах) понадобятся точечные удары, для этого постоянное и значительное военное присутствие США в регионе не требуется.

Вывод войск

Таким образом, ключевые интересы США на Ближнем Востоке сейчас хорошо защищены. И они будут защищены и дальше, даже если часть американских войск будет выведена из региона. Вашингтону нужно не усиливать военную активность в регионе, а руководствоваться принципом минимально необходимого вмешательства. Разумеется, США необходимо иметь достаточный набор военных и невоенных инструментов для защиты своих интересов. Но речь должна идти лишь о важнейших, ключевых интересах.

Это означает, что необходимо постепенно сокращать военный контингент США на Ближнем Востоке. Также не следует вмешиваться в многочисленные гражданские войны, идущие в регионе, или начинать новые проекты по реформированию правления в арабских странах.
Такая стратегия будет раздражать региональных партнеров США, давно полагающихся на военную мощь Вашингтона. Эти союзники утверждают, что осторожность и нерешительность США вызывает ощущение слабости, создает вакуум, которым воспользуются другие, прежде всего Россия и Иран. Такие аргументы кажутся убедительными американским политикам и экспертам, ведь они опираются на давнее убеждение, что только Вашингтон может и должен поддерживать порядок в мире. Но это и раньше было не совсем так, тем более это не так сегодня, когда укрепляются другие мировые державы. В этих условиях США должны ограничить свои обязательства лишь тем, что реально необходимо.

Создать систему эффективного государственного управления в странах вроде Сирии и Ирака важно для региона, но добиться этого крайне трудно, особенно внешним силам. И это не сулит никаких геополитических преимуществ. Вторжение в Ирак усилило влияние США на иракское государство, но не сделало саму Америку сильнее. Контроль над Ираком не был необходим для защиты ключевых интересов США в регионе. Точно так же и Россия, вероятно, увидит, что ее игра в Сирии не стоит свеч.
К сожалению, в нынешней президентской гонке такая позиция не пользуется особой популярностью. И Хиллари Клинтон, и Дональд Трамп предлагают, наоборот, увеличить военное присутствие США на Ближнем Востоке. Очевидно, и они считают, что сдержанность в применении военной силы будет воспринята как слабость. Но такие рецепты грозят не то что не улучшить, а даже ухудшить реальное положение дел.

 

 

JEREMY SHAPIRO, RICHARD SOKOLSKY

Английский оригинал статьи был опубликован в The National Interest, 30.06.2016



Теги: США, Ближний Восток, Барак Обама, Исламское Государство, Сирия, Иран, Ирак, Йемен, Ливия, Египет, Израиль, Хезболлах, Саудовская Аравия, нефть, Аль-Каида


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Знаете ли вы про геноцид курдов в Османской империи в 1916?

2024-12-17 Kurdistan.Ru

В своих мемуарах Талат-паша, премьер-министр того периода, пишет, что 702,905 курдов были депортированы и что более половины их погибли по дороге по разным причинам...

Эрдоган провоцирует продолжение войны в Сирии

2024-12-16 Станислав Иванов
Эрдоган провоцирует продолжение войны в Сирии

Казалось бы, многолетняя ожесточенная гражданская война в Сирии, унесшая жизни около миллиона сирийцев и разрушившая страну почти до основания, завершилась...

Развяжется ли сирийский узел?

2024-12-12 Станислав Иванов
Развяжется ли сирийский узел?

Сегодняшняя Сирия – это уравнение со многими неизвестными. Некоторые предрекают ей трагическую судьбу Ливии или Афганистана. Вряд ли кто сможет предсказать, что будет в этой стране через месяц или полгода...

Причины падения режима Башара Асада в Сирии

2024-12-09 Станислав Иванов
Причины падения режима Башара Асада в Сирии

То, что режим Башара Асада недолговечен и не пользуется поддержкой подавляющего большинства сирийцев было известно давно. Лакмусовой бумагой для правительства Асада стали события арабской весны 2011 года...

Главное звено шиитской дуги или полумесяца выпало

2024-12-08 Станислав Иванов

Свержение правительства Башара Асада в Сирии стало одним из важнейших событий на Ближнем Востоке со времени начала арабской весны 2011 года...

Кто становится бенефициаром от новой вспышки насилия в Сирии?

2024-12-05 Kurdistan.Ru
Кто становится бенефициаром от новой вспышки насилия в Сирии?

Новое масштабное наступление боевиков радикальных исламистских группировок и отрядов вооруженной оппозиции в провинциях Алеппо, Идлиб и Хама застало правительственные войска и поддерживающие их иностранные шиитские формирования врасплох...

Багдад опасается войны в ливанском стиле. Ирак мобилизует силы для отражения атак Израиля, - Игорь Субботин

2024-11-21 centrasia.org

Ирак начал готовиться к отражению предполагаемых нападений Израиля. Как заявили военные, правительство в Багдаде распорядилось направить к западным рубежам силы быстрого развертывания...

К очередной антикурдской провокации в Турции

2024-10-25 Станислав Иванов
К очередной антикурдской провокации в Турции

23 октября 2024 года в столице Турции Анкаре на объекте аэрокосмической корпорации Tusaş произошел теракт. Трое вооруженных преступников обстреляли один из КПП предприятия и осуществили подрывы взрывных устройств...

Новый кризис на Ближнем Востоке

2024-10-23 Станислав Иванов
Новый кризис на Ближнем Востоке

К великому сожалению, возникший после нападения боевиков ХАМАС и "Исламского джихада" (запрещено в РФ) на Израиль 7 октября 2023 года новый кризис на Ближнем Востоке не только продолжается, но и имеет тенденцию к расширению как по географии, так и по масш

Маховик насилия на Ближнем Востоке продолжает раскручиваться

2024-09-29 Станислав Иванов
Маховик насилия на Ближнем Востоке продолжает раскручиваться

Вслед за громким убийством одного из лидеров радикальной палестинской группировки ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране был убит в Бейруте 27 сентября 2024 года в результате серии авиаударов ВВС Израиля лидер ливанской шиитской группировки "Хизбалла"...

Дороже нефти и золота: смогут ли курды, Иран и Турция поделить воду?

2024-09-19 Андрей Сизов, newizv.ru
Дороже нефти и золота: смогут ли курды, Иран и Турция поделить воду?

На днях произошло событие, незаслуженно обойденное вниманием крупнейшими СМИ и мировой общественности. Масуд Пезешкиан стал первым президентом Ирана, посетившим Иракский Курдистан...

Не станет ли Турция "Троянским конем" в БРИКС?

2024-09-18 Станислав Иванов
Не станет ли Турция "Троянским конем" в БРИКС?

Как сообщается в СМИ, Турция подала официальную заявку на вступление в БРИКС и этот вопрос будет рассматриваться уже на октябрьском 2024 года саммите организации в столице Татарстана г. Казани...

Иракский Курдистан как авангард курдского национального движения за свои права и свободы

2024-09-16 Станислав Иванов
Иракский Курдистан как авангард курдского национального движения за свои права и свободы

В отличие от курдов Турции, Сирии и Ирана, которые пока официально не имеют прав даже на культурную национальную автономию, иракские курды смогли добиться статуса субъекта федерации в постсаддамовском Ираке с самыми широкими правами и полномочиями...

Афгано-пакистанские отношения испытываются на прочность

2024-09-10 Станислав Иванов

4-7 сентября 2024 года произошли вооруженные столкновения с применением тяжелого оружия между афганскими и пакистанскими пограничниками и военными...

Скрестить сирийского ежа с турецким ужом вряд ли удастся

2024-08-28 Станислав Иванов
Скрестить сирийского ежа с турецким ужом вряд ли удастся

Российские власти вместе с Ираном и Ираком продолжают прилагать значительные политико-дипломатические усилия по снятию напряженности в турецко-сирийских отношениях, а в идеале, - по восстановлению атмосферы доверия, дипломатических и других отношений межд

16 августа – дата основания ДПК и день рождения ее лидера, Масуда Барзани

2024-08-16 Kurdistan.Ru
16 августа – дата основания ДПК и день рождения ее лидера, Масуда Барзани

78 лет назад, 16 августа 1946 года, в Багдаде состоялось подпольное собрание представителей курдских групп, которое вошло в историю как I съезд "Демократической партии Курдистана" (ДПК)...

О курдском флаге

2024-08-15 Анаре Барие Бала
О курдском флаге

"Я был рождён в тени курдского флага в Мехабаде, и я готов служить и умереть ради этого флага" – Масуд Барзани...

Ирак между молотом и наковальней

2024-08-14 Станислав Иванов
Ирак между молотом и наковальней

Раздираемый внутренними противоречиями Ирак оказался вновь перед дилеммой - выбором своих стратегических внешних партнеров. На их роль претендуют Иран и США...

Ближний Восток вновь на грани большой войны

2024-08-07 Станислав Иванов
Ближний Восток вновь на грани большой войны

Убийство 31 июля 2024 года в Тегеране главы политбюро палестинской радикальной группировки ХАМАС Исмаила Хании и ликвидация в результате воздушного удара Израиля...

Езиды Ирака после геноцида ИГИЛ

2024-08-04 Юрий Дасни
Езиды Ирака после геноцида ИГИЛ

Исламизм — один из самых значимых и трагичных явлений езидского геноцида. Оказавшись в исламском окружении езиды на протяжении всего последнего тысячелетия в регионе своего автохтонного проживания испытывают на себе систематические преследования...

Эрдоган угрожает Израилю вторжением

2024-07-30 Станислав Иванов
Эрдоган угрожает Израилю вторжением

28 июля 2024 года Эрдоган заявил, что Турция может войти в Израиль так же, как в свое время вошла в Нагорный Карабах и Ливию. По его мнению, туркам "просто нужно быть сильными, чтобы сделать такие шаги"...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика