Турция понесла первые потери в рамках операции "Щит Евфрата", развязанной на территории Сирии. Виновниками гибели солдата стали не боевики запрещенной в России террористической группировки "Исламское государство" (ИГ), а курды. Кампания грозит еще больше запутать ситуацию, окончательно похоронив надежды курдов на создание автономного кантона.
Наступление Турции, начавшееся 24 августа, разворошило осиное гнездо, углубив противоречия между двумя поддерживаемыми США группами: курдами, с одной стороны, сирийскими повстанцами и туркоманами – с другой. Это создает почву для новых конфликтов, которые могут подорвать усилия Вашингтона по ликвидации ИГ, пишет Washington Post.
Газета признает, что сирийская оппозиция и курды регулярно воевали друг с другом в разных регионах Сирии, но они также сообща боролись против ИГ, хотя и на разных фронтах. Теперь же столкновение может затронуть новые районы, прежде считавшиеся относительно мирными.
Первые тревожные звонки уже прозвучали: правозащитники из Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека утверждают, что турецкая операция привела к гибели 20 мирных жителей в деревне Джеб аль-Кусса на севере Сирии. Поселение контролируется "Демократическими силами Сирии", которые поддерживают курдов, отмечает Reuters.
Wall Street Journal пишет, что борьба на турецко-сирийской границе обостряется. В настоящий момент в Сирии находятся по меньшей мере 380 солдат и 40 танков, которых поддерживает около 1 тыс. сирийских повстанцев. Наземные войска прикрывает авиация: в выходные два турецких истребителя F-16 нанесли удары по позициям курдов и ИГ.
Хотя премьер-министр Турции Бинали Йылдырым и заявил, что операция направлена на обеспечение безопасности жизни турецких граждан и границы страны, а также против ИГ, другие чиновники, например глава Минобороны Фикри Ышик, открыто признали, что цели Анкары включают сдерживание курдской территориальной экспансии в соседней стране.
На данный момент основное напряжение складывается вокруг городов Манбидж и Джараблус. Джараблус – стратегически важный пункт на карте, который должен был связать территории, удерживаемые курдами, в единый анклав. Натиск Анкары не остался без ответа. Один турецкий солдат погиб, еще трое получили ранения после того, как курдам удалось подбить один танк, сообщает CNN Turk. Агентство Anadolu заметило, что после гибели военнослужащего операция может привести к разрастанию войны.
Удары нанесли и по приграничным районам в Турции: аэропорт в Диярбакыре подвергся ракетному обстрелу, передает агентство Dogan. Пассажирам и сотрудникам авиагавани удалось укрыться в терминалах, никто из них не пострадал. Турецкие власти предположили, что за атакой стоят курды.
Эксперты соглашаются, что операция "Щит Евфрата" направлена не только и не столько против ИГ, сколько против курдов. "Военная кампания Турции преследует две цели: борьба против террористов и, конечно, ослабление курдского национального движения, – заявила "НГ" эксперт по Ближнему Востоку, советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина. – Турция не остановится, пока не станет уверенной, что амбиции курдов сильно подорваны. Сирийские курды не ставили перед собой далеко идущие цели, кроме создания расширенной автономии, но теперь на пути к большей самостоятельности они имеют сильного противника".
На фоне начала турецкой операции в Женеве состоялись переговоры между главой МИД РФ Сергеем Лавровым и госсекретарем США Джоном Керри. Консультации в Женеве продолжались 12 часов, но преодолеть все разногласия не удалось. Россия по-прежнему настаивает, что необходимо провести четкую грань между сирийскими повстанцами и террористической организацией "Джебхат ан-Нусра" (запрещена в РФ), и Керри согласился, что размежевать боевиков действительно стоит.
Другим вопросом стало устранение противоречий в отношении нарушителей перемирия в Сирии. Введя режим прекращения огня в стране, стороны не договорились, какие санкции ждут тех, кто посмеет посягнуть на перемирие. Как только Москва и Вашингтон урегулируют все недомолвки, они огласят достигнутые договоренности.
Еще одной ключевой темой стала ситуация в осажденном Алеппо, находящемся на грани гуманитарной катастрофы. Ожидается, что в течение недели стороны опубликуют список оговоренных мер, позволяющих избежать трагедии и спасти сотни тысяч жителей от голодной смерти и артобстрелов.
Комментируя турецкую операцию, Лавров осторожно заметил, что сирийские власти крайне взвешенно подходят к оценке иностранного вторжения, и "Дамаск готов сотрудничать со всеми, кто хочет бороться с терроризмом". Однако всем, кто вторгся в Сирию, рано или поздно придется обозначить свои цели и приоритеты, и Турция не исключение.
Единственный момент, в котором подходы Лаврова и Керри совпали безоговорочно: конфликт в Сирии не может быть разрешен военным путем, и будущее республики решится исключительно на переговорах.
Теги: Турция, Сирия, армия Турции, Исламское Государство, Сирийский Курдистан, США, Бинали Йылдырым, Елена Супонина, Россия, Сергей Лавров, Джон Керри, Джебхат-ан-Нусра