Как известно, с началом гражданской войны в Сирии правительственные войска вынуждены были покинуть населенные курдами северные районы страны, чтобы сосредоточиться на обороне Дамаска и ряда других стратегически важных районов. В сравнительно короткое время курдам на своих территориях удалось создать довольно эффективные органы местного управления и отряды самообороны. Изначально лидеры сирийских курдов старались дистанцироваться от межарабского вооруженного конфликта и сохранять по возможности нейтралитет, хотя от переговоров и контактов с представителями центральных властей и оппозиции не уклонялись. Но обе стороны конфликта до последнего времени игнорировали предложения представителей курдского меньшинства и не хотели видеть их на переговорах в Женеве.
Мировое сообщество стало свидетелем героической борьбы сирийских курдов против радикальных исламистских группировок типа ДАИШ и "Джабхат ан-Нусра". Объективно курды оказались как бы на переднем крае борьбы с силами международного терроризма. В ходе многомесячных ожесточенных боев с джихадистами курдам удалось не только отстоять свои исконные территории, но и взять под контроль 800 из 900 км сирийско-турецкой границы.
Сегодня на севере Сирии создан автономный район "Рожава" (Западный Курдистан), который претендует на статус субъекта федерации в будущем сирийском государственном образовании. Власти автономии приглашают к сотрудничеству все местные этнические группы населения (арабов, ассирийцев, армян, др.), пытаются наладить хозяйственную деятельность (сельское хозяйство, нефтедобыча, торговля и т.п.), принять региональные законы и укрепить единство своих рядов.
И если проблема преодоления внутрипартийных разногласий и выработки единой идеологической и политической платформы остаются как бы внутрикурдским делом, то проблема взаимоотношений "Рожавы" с прилегающими территориями и Дамаском приобретают в последнее время первостепенное значение. Сегодня можно констатировать, что становление курдской автономии в Сирии проходит во враждебном окружении и ее будущее во многом зависит от способности руководства региона преодолеть внешнюю изоляцию, которая может легко перерасти в блокаду.
Наиболее враждебно по отношению к курдам настроена Турция. Турецкие власти пытаются всячески дискредитировать национальное движение курдов, относят ведущую политическую силу сирийских курдов — Партию демократического союза (ПДС) — к союзникам запрещенной в Турции и ряде других стран Рабочей партии Курдистана (РПК), считают обе террористическими организациями. Под этим предлогом Анкара периодически наносит ракетно-бомбовые удары по населенной курдами сопредельной сирийской территории, обстреливает ее из тяжелого оружия, а 22-24 августа 2016 г. ВС Турции вторглись на север Сирии несколькими механизированными колоннами и приступили к созданию так называемой буферной зоны. И хотя Р. Эрдоган продекларировал официальной целью этой операции борьбу с ДАИШ (запрещена на территории России), на самом деле удары обрушились на позиции курдских ополченцев, приграничные населенные пункты. С помощью протурецких отрядов сирийской оппозиции (арабы-сунниты и туркоманы) был создан плацдарм на севере Сирии, разделяющий курдские кантоны Африн и Кобани.
Непростые отношения у курдов складываются с внешней и внутренней сирийской оппозицией, с их полевыми командирами. Последние иногда взаимодействуют с курдами при отражении атак джихадистов, а иногда пытаются расширить контролируемые ими районы за счет курдских территорий, но при этом получают достойный отпор. Попытки курдов добиться от лидеров оппозиции внятных ответов на волнующие их вопросы о месте курдского меньшинства в будущем сирийском государстве пока безрезультатны. Все без исключения оппозиционеры, заседающие в фешенебельных отелях Эр-Рияда, Дохи, Анкары, Лондона, Парижа, Вашингтона остаются на позициях арабского национализма и полностью зависят от мнений своих спонсоров. Ни арабские, ни турецкие, ни какие другие иностранные кукловоды сирийской оппозиции не видят необходимости в расширении прав и свобод курдского меньшинства в Сирии. Всех устраивает нерешенность курдского вопроса, никто не хочет гарантировать курдам их прав в новой конституции страны.
Вашингтон мог бы оказать давление на Анкару, чтобы избежать напрасных жертв среди сирийских курдов, и на спонсоров вооруженной оппозиции, чтобы курды заняли свое достойное место в переговорном процессе и в будущем сирийском государстве. Однако он этого не делает. Похоже, администрацию США вполне устраивает неопределенный статус курдов, которых пытаются использовать заокеанские партнеры в решении своих узкоэгоистических целях в Сирии и регионе. Как и ожидалось, сирийские курды становятся "разменной монетой" в крупной игре Вашингтона на Ближнем Востоке. США и их западные союзники поддерживают курдов, пока идет борьба за власть в Сирии, причем американцы не скрывают, что хотели бы видеть курдов в рядах антиасадовских сил.
Сколоченный США в конце 2015 г. на севере Сирии "Демократический альянс" с участием арабов-суннитов, христиан и курдов, предназначен не столько для борьбы с джихадистами, сколько для того, чтобы не допустить расширения территорий, подконтрольных правительственным войскам Сирии. В конце 2015 г. отряды "Демократического альянса" уже освободили от боевиков-джихадистов плотину и ГЭС Тишрин на реке Евфрат, к началу 2017 г. планируется этими же силами вытеснить боевиков ДАИШ из г. Ракка и разместить там отряды вооруженной оппозиции. Таким образом, Вашингтон реализует свой план "Б" по расчленению Сирии на отдельные анклавы (суннитский, курдский, протурецкий, алавитский и т.п.).
Поскольку так называемая "умеренная" оппозиция и их внешние спонсоры не намерены решать курдскую проблему в Сирии с учетом коренных интересов самих курдов, отдельные курдские лидеры всерьез задумались об активизации связей и контактов с Дамаском. Тем более что именно Дамаск является сегодня единственной официальной властью в Сирии, чего нельзя сказать о различных "оппозиционных группировках", зависящих от позиции многочисленных иностранных спонсоров, которые и между собой никак не могут договориться сегодня.
Безусловно, здесь многое будет зависеть и от встречного движения центральных властей.
Думается, что в таком случае Россия могла бы выступить в качестве посредника в налаживании диалога курдов с правительством Асада. Ведь сегодня курды требуют не так уж много: автономный статус своего региона и равные права с арабским большинством. Примерно такие права уже имеются у иракских курдов. Лидеры "Рожавы" подчеркивают, что они не сепаратисты, не националисты, не хотят воевать с арабами, а хотели бы мирно жить в будущем сирийском государстве.
Представляется, что налаживание отношений между сирийскими курдами и центральным правительством в Сирии послужило бы важным шагом в снижении уровня общей вражды и конфронтации в этой стране, выбило бы почву из-под ног любителей "погреть руки" на этнических и религиозных противоречиях. В отличие от сил внешней и внутренней сирийской оппозиции, которые сегодня раздроблены на сотни организаций и группировок и привести их требования к властям к единому знаменателю не представляется возможным, курды представлены лишь двумя основными политическими силами (ПДС и Курдским национальным советом) и с ними вполне можно договариваться.
Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник ИМЭМО и Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, специально для интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".
Теги: Станислав Иванов, Сирия, армия Сирии, Сирийский Курдистан, Исламское Государство, Джебхат ан-Нусра, Рожава, Турция, PYD, РПК, армия Турции, Россия, Башар Асад, KNC