В последнее время в СМИ распространяется информация о наступлении курдов на сирийский город Ракку, который считается неофициальной столицей нового квазигосударства - Исламского халифата. Якобы, сколоченный под эгидой США еще в 2015 году на севере Сирии "Демократический альянс" из арабов-суннитов, христиан и курдов, уже начал при поддержке ВВС США военную операцию по освобождению г.Ракки от исламистов. При этом Пентагоном отмечается, что бои предстоят нелегкие и могут затянуться на несколько месяцев.
Как известно, правительственные войска Сирии в последнее время неоднократно предпринимали безуспешные попытки восстановить свой контроль над этим городом, имели место и стихийные восстания местного населения против джихадистов "Исламского государства". Тем не менее, Исламский халифат скорее жив, чем мертв, город и его окрестности остаются в руках боевиков ИГ и сдаваться или отступать они не собираются. Как и в иракском Мосуле, в Ракке созданы инженерные сооружения, вырыты рвы, траншеи, заминированы дороги, мосты, подступы к городу, подготовлены автомобили со взрывчаткой, террористы-смертники, вооружаются местная полиция и лояльные исламистам граждане. В городе остается около 200 тысяч жителей, которые могут использоваться в качестве "живого щита".
Решение администрации США предпринять штурм Ракки именно сейчас объясняется, прежде всего, стремлением расширить территории Сирии, контролируемые вооруженной оппозицией или курдскими ополченцами и не допустить прихода в Ракку правительственных войск. В какой-то мере, взятие Ракки повстанцами могло бы компенсировать возможную потерю ими контроля над г.Алеппо. Это соответствует так называемому американскому плану "Б" по Сирии - изолировать правительство Башара Асада и закрепить расчленение страны на несколько анклавов. Возможно, здесь присутствует и оперативный замысел Вашингтона - наступать на сирийскую Ракку одновременно со штурмом иракского Мосула, дабы сковать силы обороняющихся джихадистов и не давать им возможности каких-либо маневров силами и средствами.
И если цели и задачи Вашингтона в наступлении на Ракку более или менее понятны, то активное участие отрядов самообороны сирийских курдов в этой операции вызывает большие вопросы. Одно дело защищать районы компактного проживания курдов на севере Сирии и в кварталах г.Алеппо, а другое - освобождать от исламистов в ожесточенных боях город с преимущественно арабским населением. Более того, изгнание джихадистов из города завершится установлением там власти вооруженной оппозиции из числа арабов-суннитов. До сих пор сирийские курды не услышали внятных разъяснений ни от Башара Асада, ни от суннитско-арабского большинства оппозиции, будут ли гарантированы курдам их законные национальные права и свободы в новой конституции, если все же удастся вновь слепить развалившееся сирийское государство?! И Дамаск и оппозиция твердо придерживаются позиций арабского национализма и шовинизма по отношению к курдам. И те и другие ожесточенно борются за единоличную власть в Сирийской Арабской Республике, считая курдов гражданами "второго сорта" или даже "не гражданами" вовсе. Обе стороны внутри арабского конфликта не возражают, когда ВС Турции проводят авианалеты и ракетно-бомбовые удары, осуществляют обстрелы танками и артиллерией курдских анклавов Сирии и даже вторгаются на сопредельную территорию группировками сухопутных войск.
Возникает естественный вопрос: зачем курдам умирать за интересы враждебно настроенных по отношению к своему курдскому меньшинству сирийских арабов, неважно каких: суннитов, алавитов? И второе, Вашингтон, втягивая курдов в войну на чужих территориях, также не гарантирует им никаких прав в будущем (автономия, федеративное устройство, курдское государство). В истории уже не раз бывало, что внешние силы, в частности США, использовали курдов в своих интересах, провоцировали их на восстания, а потом бросали на произвол судьбы.
Как представляется, г.Ракку должны освобождать по преимуществу сами граждане этого города или родственные им ополченцы из числа арабов-суннитов. Ведь проблема не в том, чтобы изгнать несколько тысяч отъявленных головорезов-джихадистов из Ракки, а как организовать в этом городе самоуправление и нормальную безопасную жизнь в дальнейшем. Ведь вооруженное противостояние Дамаска с отрядами оппозиции продолжится. Лидерам сирийских курдов, в частности, претендующей на главную роль в курдских кантонах Сирии - Партии демократического союза (ПДС), надо бы поберечь жизни своих соплеменников. Этот мужественный народ и так принял на себя основной удар исламистов, принес тысячные жертвы на алтарь справедливости и свободы, в какой-то мере защитил нашу цивилизацию. И, несмотря на все эти подвиги, сирийские курды продолжают оставаться в международной изоляции и во враждебном окружении (турецкие, сирийские власти, исламисты, вооруженная оппозиция). Молчат политики в Вашингтоне, Брюсселе, Пекине, Совете Безопасности ООН. Практически без внешней помощи и поддержки курдам предстоит и дальше защищать завоеванные с оружием в руках органы самоуправления своего автономного региона и отстаивать национальные права и свободы.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Сирия, Ракка, Сирийский Курдистан, Исламское Государство, Сирийские Демократические Силы, США, Пентагон, армия Сирии, Ирак, Мосул, Турция, армия Турции, PYD, Башар Асад