Атаки ВВС Сирии на окраины населенного пункта Хан-Шейхун в провинции Идлиб 4 апреля 2017 года привели к разрушениям жилого сектора, больницы, гибели свыше 72, ранениям и отравлениям нескольких сотен мирных жителей, в числе которых оказалось значительное число женщин и детей. Согласно свидетельствам пострадавших и очевидцев, а также по ряду внешних признаков и результатам вскрытия погибших в турецких медицинских учреждениях установлено, что смерть большинства жертв наступила в результате их поражения боевым отравляющим веществом нервно-паралитического действия - зарином. В предыдущие годы, как минимум, трижды международные организации фиксировали применение правительственными войсками Сирии зарина (21.03.2013 г. в пригороде Дамаска ракетами "земля-земля" было поражено свыше тысячи человек), еще в пяти случаях источник применения ОВ не был установлен. Инспектора ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) приступили к сбору и анализу информации об этом инциденте, пока воздерживаясь от каких-либо комментариев и предварительных выводов.
Официальные представители сирийского правительства и Минобороны России признали участие ВВС Сирии в атаке на северную часть г.Хан-Шейхун, где, по их данным, дислоцировались боевики оппозиции, находились склад боеприпасов и скопление боевой техники. Якобы, попадание одной из ракет в цех по производству фугасов, начиняемых боевыми отравляющими веществами, могло привести к заражению окружающей среды и поражению мирных граждан. Эта информация пока не подтверждается данными объективного контроля (снимки беспилотников, космической разведки) и свидетельствами очевидцев. Видеокадры с места происшествия также не зафиксировали боевиков, военных объектов, инженерных сооружений, складских и производственных помещений, поврежденной боевой техники, взорванных фугасов или контейнеров с компонентами химического оружия. На снимках можно наблюдать лишь жилые дома, узкие улицы, проезжую часть с воронкой от взрыва, пострадавших от газов жителей. Независимые эксперты скептически отнеслись к версии МО России, поскольку, по их мнению, попадание авиабомбы или ракеты в химический фугас или контейнер с его компонентами, скорее всего, уничтожило бы эти химические вещества.
Многие обозреватели подчеркивают, что Башару Асаду политически невыгодно было отдавать приказ на применение химического оружия. С этим доводом можно согласиться, однако исключать того, что скрытые от уничтожения остатки ОВ могли быть применены сирийскими генералами-сторонниками продолжения войны с оппозицией не следует. Дело в том, что достигнутое с таким трудом 30 декабря 2016 г. относительное перемирие в Сирии явно не устраивает алавитский клан и баасистскую верхушку в окружении Башара Асада. Они, как и их спонсоры в Тегеране, прекрасно понимают, что любой мирный процесс по урегулированию конфликта в Сирии приведет к отстранению от власти не только Башара Асада, но и представляемое им алавитское меньшинство, а бывшая партия власти Баас будет запрещена, как это уже имело место в Ираке. Более того, не исключаются судебные и внесудебные преследования, расправы и репрессии новых властей по отношению к нынешним сирийским чиновникам и силовикам. В итоге, Ирану и ливанской "Хизбалле" придется уйти из Сирии. Поэтому в окружении Асада весьма сильные позиции сохраняют "ястребы" - сторонники продолжения гражданской войны до полного разгрома оппозиции. Именно они и могли спровоцировать новый виток напряженности между Дамаском и Западом.
Уже на следующий день, 5 апреля 2017 года, состоялось экстренное заседание Совета Безопасности ООН. Великобритания, США и Франция представили проект резолюции с призывом немедленно провести расследование этого трагического инцидента и принять соответствующие меры. Однако представители России и Китая посчитали, что необходимости в резолюции такого содержания нет. Заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Владимир Сафронков заявил, что Россия придерживается четкой и однозначной позиции: использование химического оружия кем бы то ни было абсолютно недопустимо, ни при каких обстоятельствах. Он подчеркнул, что виновные в совершении подобных преступлений должны быть привлечены к ответственности. Он также высказался за проведение объективного расследования группой следователей, которая будет утверждена Советом Безопасности ООН и призвал Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) отказаться от практики "дистанционных следственных действий". Представитель Сирии также решительно отверг обвинения США и Великобритания и ряда других стран в адрес своей страны, заявив, что Дамаск также заинтересован в беспристрастном расследовании случившегося и просит немедленно направить на место события экспертов ОЗХО.
Тем не менее, президент США Дональд Трамп посчитал, что имеющихся данных очевидцев с места трагедии в Хан-Шейхуне достаточно, чтобы обвинить Дамаск в очередном случае применения им химического оружия и нанести ответный удар. В ночь на 7.04.2017 г. корабли ВМС США в Средиземном море выпустили 59 ракет "Томогавк" по авиабазе Шайрат в сирийской провинции Хомс, откуда якобы взлетали сирийские самолеты для атаки Хан-Шейхуна. В результате ракетного удара США были разрушены ряд зданий и аэродромных сооружений, склады боеприпасов, ГСМ, повреждены 6 сирийских боевых самолетов, погибло 5 военнослужащих и несколько человек получили ранения различной степени тяжести.
В Москве и Дамаске расценили этот удар по Сирии как агрессию против суверенного государства. Официальные власти западных государств поддержали эту акцию. Однако, общественность США и ряда других стран восприняла ракетный удар ВМС США по сирийской авиабазе неоднозначно. Многие считают, что надо было бы в любом случае провести объективное расследование инцидента в Хан-Шейхуне с участием представителей всех заинтересованных сторон, включая Россию, Сирию и Иран. Только получив полное и исчерпывающее заключение инспекторов ООН и ОЗХО, можно будет принимать соответствующую резолюцию Совета Безопасности ООН и требовать наказания виновных.
Независимо от исхода расследования этой трагедии, хотелось бы отметить, что последние военные действия Дамаска и Вашингтона мало чем отличаются от действий международных террористов, с которыми они призывают бороться. Наносить ракетно-бомбовые удары по жилым кварталам своих населенных пунктов даже без применения химического оружия или по авиабазам иностранных государств - это уже преступление. Кстати, ВВС США и западной коалиции, при штурме Мосула или на подступах к Ракке, также как и Асад, не считаются с человеческими жертвами. Число погибших и раненых от авиаударов западной коалиции и артиллерийских обстрелов в этих городах среди мирного населения исчисляется уже тысячами. Были и якобы "ошибочные" бомбардировки ВВС коалиции позиций сирийских правительственных войск (Дэйр эз-Зор). Инфраструктура и жилые кварталы освобождаемых американцами и их союзниками населенных пунктов разрушаются до основания и новые сотни тысяч беженцев из Ирака и Сирии ищут приюта в соседних странах и Европе. Образно говоря, американские "освободители" ведут себя в арабских странах "как слоны в посудной лавке", только бьют не посуду, а уничтожают население и инфраструктуру. Поэтому в связи с акцией США в Сирии 7 апреля т.г. напрашивается естественный вопрос из нашего известного литературного произведения: "А судьи кто?".
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Сирия, армия Сирии, ООН, ОЗХО, Башар Асад, алавиты, Баас, Иран, Хезболла, СБ ООН, Владимир Сафронков, Россия, Дональд Трамп, США, армия США