Очередная трагедия в Великобритании в ночь с 22 на 23 мая 2017 года, когда террорист-смертник убил 22 и ранил свыше 100 подростков и их родителей вновь привлекла внимание мировой общественности к проблеме борьбы с терроризмом. В связи с этим масштабным терактом английскими властями было принято решение повысить уровень террористической угрозы по всей стране с серьезного до критического. Это означает, что новые теракты не только возможны, но и признаются Лондоном как объективная неизбежность. Во многих ключевых местах городов Великобритании полицейских усиливают военные патрули.
Если рассматривать этот конкретный случай, то он высветил сразу несколько проблем с безопасностью. Во-первых, организаторы концерта на стадионе в г.Манчестер пренебрегли элементарными мерами контроля за людьми и досмотра вещей при входе на стадион, не привлекли необходимого числа частных охранных структур, сотрудников полиции и служб безопасности и т.п. Во-вторых, предполагаемый террорист выезжал из страны в Ливию и попадал в поле зрения спецслужб, но должных выводов и превентивных действий по отношению к нему в связи с этими обстоятельствами британскими властями сделано не было. Как говорят специалисты, даже устранение этих, казалось бы, лежащих на поверхности недочетов и просчетов не может гарантировать населению Великобритании защиты от повторения подобных терактов в будущем.
Если посмотреть на проблему борьбы с терроризмом шире, то здесь все обстоит гораздо масштабнее и серьезнее. Великобритания, как и многие другие страны (США, ЕС, СНГ), непосредственно вовлечена в войну с радикальными исламистскими группировками типа "Аль-Каида", "Исламское государство", "Джабга ан-Нусра" и т.п. При этом, граждане Великобритании воюют не только в составе западной коалиции вооруженных сил против террористов в Ираке и Сирии, но и находятся по другую сторону "баррикад" в рядах джихадистов. Сотни, если не тысячи, британцев примкнули к джихадистскому движению, один из них, выпускник Вестминстерского университета - Муха́ммад Эмва́зи получил широкую известность как штатный палач исламистов под кличкой Джихади Джон. Таким образом, многие граждане Великобритании участвуют с обеих сторон этой необъявленной войны цивилизаций: западной и исламистской. Вмешательство английских властей во внутренние дела иностранных государств, нерешенность внутренних социальных проблем, отторжение британским обществом мигрантов первого, второго поколений из стран Африки, Азии и Ближнего Востока - все это создает условия для распространения в их среде радикальных исламистских взглядов. Однако, лондонский истэблишмент явно недооценивает всей серьезности надвигающейся угрозы этой "чумы 21-го века". По прежнему, основные бюджетные средства, которые выделяются на оборону и безопасность страны, направляются на поддержание в боеготовности ракетно-ядерного оружия, совершенствование системы ПРО и обычных вооружений. Министерство обороны и спецслужбы Великобритании по инерции видят своим главным противником Россию. Вместо того, чтобы перенацелить часть своих сил и средств на борьбу с терроризмом и организовать более тесное взаимодействие с Россией на этом направлении, Лондон плетется в хвосте устаревших доктрин НАТО времен холодной войны и, по сути, подставляет свое население под все новые удары террористов.
Что бы еще могло повысить эффективность борьбы с терроризмом:
- Более тесное взаимодействие государственных структур, всех правоохранительных органов и спецслужб между собой и с общественными организациями, в том числе и мусульманскими общинами и различными землячествами;
- Совершенствование законодательства (поправки в законы) в плане его ужесточения в области миграционной политики, порядка пересечения государственных границ, получения вида на жительство, гражданства, разрешений на работу и т.п.;
- Ужесточение контроля за киберпространством, социальными сетями, средствами коммуникаций и связи; граждане должны понимать, что добровольный отказ от некоторых ограничений на вмешательство в их частную жизнь и контроль за их передвижением может предотвратить новые теракты и, тем самым, спасти тысячи жизней.
В целом, современные государства и общества должны понимать, что они находятся в состоянии так называемой тотальной войны (политической, военной, идеологической, другой) с силами радикальных исламистских группировок. В этой войне нет фронта и тыла и террор является главным способом достижения целей джихадистов. А на войне как на войне, властям надо действовать смело и решительно по всем направлениям. С одной стороны, повышать меры безопасности, совершенствовать законодательства, с другой - разоблачать идеологию джихадистов, их псевдомусульманские лозунги и призывы, лишать их притока все новых членов, финансовых вливаний, получения оружия и боеприпасов.
Надо понимать, что угроза международного исламистского терроризма носит глобальный характер и победить это зло можно только общими усилиями всего мирового сообщества. В истории есть примеры, когда даже разные по своим идеологическим воззрениям страны смогли сплотиться в решающий момент и вместе победить фашизм на планете. Если хотя бы часть сотен миллиардов фунтов, евро, долларов США, выделяемых на оборону Великобритании и других стран НАТО от мнимой угрозы со стороны России, направить на противодействие терроризму, то это явление было бы побеждено. Не следует также упускать из виду и стремление террористов получить доступ к оружию массового уничтожения. Уже отмечались факты их кибератак на объекты жизнеобеспечения, применения ими боевых отравляющих веществ, добывания радиоактивных материалов, захвата баллистических ракет и т.д. Вероятность шантажа террористами с помощью ОМУ отдельных государств и нашей цивилизации в целом с каждым годом возрастает. Тезис о так называемой "стратегической стабильности" в мире, достигнутый с помощью ракетно-ядерного оружия великих держав безнадежно устарел. Ведь Китай, Индия, Пакистан, КНДР, Израиль продолжают гонку ракетно-ядерных вооружений. Научно-технический прогресс также не стоит на месте: в лабораториях создаются принципиально новые виды вооружений и технологии двойного назначения. Гарантий от попадания в руки террористов ОМУ и этих новых разработок нет. Казалось бы, серия терактов, прокатившаяся по странам Европы и затронувшая Великобританию, должна внести коррективы во внешнюю политику западных государств и объективно привести их к возобновлению сотрудничества с Россией в сфере международной безопасности. Однако пока этого не видно, консерватизм западных политиков все еще превалирует над здравым смыслом и запросами своих обществ.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, террор, Великобритания, Исламское Государство, Джабга ан-Нусра, Аль-Каида