Казалось бы, освобождение от боевиков Исламского государства (организация запрещена в России) стратегически важного города Мосула и изгнание из страны остатков бандформирований исламистов наконец-то позволит правительству Ирака приступить к восстановлению своего государства. Однако этого пока не происходит.
Вместо того, чтобы нормализовать отношения центра с регионами с преимущественно суннитским и курдским населением, направить основные финансовые средства из госбюджета на восстановление инфраструктуры, жизненно важных объектов и жилого фонда, помочь миллионам беженцев материально, иракское правительство Абади озаботилось заключением новых миллиардных сделок по закупке тяжелых вооружений (танки, самолеты, ракеты ПВО) за рубежом.
Следует заметить, что внешних врагов у Ирака нет, а, изгнанные с помощью западной коалиции, боевики ИГ не требуют вдогонку себе новой гонки тяжелых вооружений и милитаризации иракского государства. Это происходит в то время, когда многие населенные пункты северо-западной и центральной части страны лежат в руинах, а люди влачат жалкое существование на грани гуманитарной катастрофы. Речи о воссоздании коалиционных правительства и парламента с широким привлечением в них суннитов и курдов также пока не идет.
Более того, "освободители" из числа шиитских неформальных группировок типа "Хашд аш-Шааби" проводят карательные операции и, так называемые, зачистки в суннитских районах. Подозреваемые в пособничестве боевикам ИГ местные жители арестовываются, похищаются, берутся вместе с семьями в заложники. По данным ООН, неоднократно отмечались и внесудебные расправы над захваченными в плен боевиками и местными арабами-суннитами. Поэтому в суннитских провинциях страны сохраняются антишиитские и антиправительственные настроения, бывшие военнослужащие и сторонники Саддама Хусейна готовы продолжать партизанскую войну с центральными властями.
Растущая зависимость Багдада от Тегерана, разжигание им новой шиитско-суннитской войны, игнорирование законных прав курдов не оставляет последним выбора и они вынуждены проводить референдум о своей независимости. Опыт прошлых лет взаимоотношений Эрбиля с Багдадом показывает, что подлинного равноправия курдов с арабами в стране никогда не было и в обозримом будущем не предвидится. И, если во времена С.Хусейна геноцид курдов осуществляли по преимуществу баасисты из числа арабов-суннитов, то сейчас угроза им исходит от экстремистски настроенных арабов-шиитов и иранских аятолл. Курды не исключают, что, намеченные к закупке новые арсеналы тяжелых вооружений, после подавления мятежа суннитских провинций будут использованы для умиротворения населения и курдского региона. Этот тезис подтверждают агрессивные, своего рода истеричные заявления некоторых иракских политиков типа бывшего премьера и нынешнего вице-президента Малики и кукловодов Багдада из Тегерана. Иранские аятоллы выступают категорически против намеченного на 25 сентября референдума о независимости Иракского Курдистана. Они бы хотели сохранить во что бы то ни стало свое политическое и военное доминирование в Ираке, закрепить созданную в последние годы шиитскую ось: Тегеран-Багдад-Дамаск-Бейрут, а в перспективе и замкнуть "шиитскую дугу" на Ближнем Востоке путем активизации антиправительственной деятельности шиитских общин Йемена, Бахрейна, Саудовской Аравии и других арабских стран. Снятие с Тегерана ограничительных санкций финансово-экономического характера позволяет иранским правителям финансировать так называемый проект "шиитской весны" на Ближнем Востоке.
Создание же независимого курдского государства на севере Ирака явно не вписывается в эти планы Тегерана и, по мнению шиитских фундаменталистов, может не только существенно ослабить их иракского союзника и партнера в лице правительств Малики/Абади, но и способствовать росту национально-освободительного движения иранских курдов (по оценкам, их насчитывается около 9 млн). Уже сейчас СМИ регулярно сообщают об арестах и казнях курдских активистов, иногда это делается под предлогом активизации борьбы с наркотрафиком. Кроме того, иранская пропаганда распространяет миф о возможном превращении территории Иракского Курдистана в плацдарм США и Израиля в регионе.
Таким образом, освобождение от международных террористов Мосула и последующее изгнание боевиков ИГ из Ирака вовсе не означает прекращения противостояния здесь шиитов, суннитов и курдов. Раскол страны на анклавы по этно-конфессиональному признаку из-за сектантской политики центральных властей сохраняется. Марионеточное, проиранское правительство в Багдаде не способно консолидировать иракскую нацию и воссоздать государство на равноправной основе. Более того, не все так просто и в стане самих шиитов. Авторитетный духовный лидер шиитов Муктада ас-Садр со своими сторонниками неоднократно врывался в правительственные кварталы особо охраняемой "зеленой зоны" Багдада и требовал роспуска недееспособного парламента и отставки "насквозь прогнившего, коррумпированного, антинародного" правительства Малики-Абади.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Ирак, Мосул, Исламское Государство, сунниты, курды, шииты, Хейдар аль-Абади, Хашд аш-Шааби, Иран, Нури аль-Малики, Сирия, Муктада ас-Садр