Высокопоставленная делегация курдского региона Ирака посетила Багдад с целью разъяснения позиции Регионального правительства в отношении предстоящего 25 сентября 2017 года референдума о независимости Иракского Курдистана. Как и ожидалось, центральные власти, мягко говоря, не одобряют самой идеи референдума в регионе, а некоторые политики из числа арабо-шиитской верхушки не скрывают своей открытой враждебности по отношению к этому мероприятию и не исключают применения военной силы в случае попытки выхода региона из состава Ирака.
Наиболее агрессивно в этом отношении настроен бывший премьер, а ныне вице-президент Ирака Нури аль-Малики. Этот одиозный политик получил широкую известность в ходе, так называемой, кампании дебаасизации страны, в результате которой арабо-суннитская часть общества была практически устранена от участия в работе центральных законодательных и исполнительных органов власти, вытеснена из бизнеса, десятки тысяч бывших военнослужащих, сотрудников госаппарата подверглись ничем не обоснованным судебным и внесудебным репрессиям. Малики закрывал глаза на действия шиитских "эскадронов смерти" в суннитских районах, подрывы суннитских мечетей и прочие преступления. На его совести провокация восстания суннитских провинций летом 2014 года, вторжение боевиков ДАИШ, позорное бегство иракской армии, передача в руки ДАИШ десятков городов и арсеналов тяжелых вооружений, геноцид тысяч иракцев, основную массу которых составили курды-езиды. Благодаря преступным действиям или бездействию правительства Малики народ одной из самых богатых стран мира по экспорту нефти оказался в нищете, население испытывало острую нехватку электроэнергии, воды, инфраструктура и жилой фонд оставались разрушенными с войны 2003 года. Страна надолго погрузилась в атмосферу хаоса, террора и насилия.
В наиболее сложном положении оказались проживающие на севере Ирака курды. Багдад хронически не доплачивал положенные по федеральному закону 17 % из госбюджета на содержание и развитие курдского региона, саботировал выполнение статьи 140 конституции, неоправданно затянул принятие нового закона об углеводородах, отказывался финансировать и снабжать всем необходимым курдское ополчение – бригады пешмерга.
В сложившихся условиях курды вынуждены были поставить вопрос о своем самоопределении в форме независимого государства. Они не хотят оставаться и дальше изгоями на своей исторической родине и быть заложниками преступной политики марионеточных по отношению к Тегерану багдадских властей. Иранские аятоллы умело манипулируют правительствами Малики/Абади в целях расширения своего влияния на Ближнем Востоке. Уже сейчас можно прогнозировать, что с вытеснением ДАИШ из Ирака и Сирии шиитско-суннитские гражданские войны в регионе продолжатся, террористическая активность шиитских и суннитских экстремистских группировок будет лишь нарастать. Чтобы выжить и сохраниться иракские курды вынуждены проводить референдум о своей независимости. Только обособившись, курды смогут избежать новых атак со стороны радикальных исламистских группировок типа ДАИШ и втягивания в шиитско-суннитские вооруженные конфликты.
На встрече курдской делегации с Малики в Багдаде, этот обанкротившийся и дискредитировавший себя в глазах иракцев и мировой общественности политик заявил, что "возможно потребуется изменить конституцию Ирака, чтобы разрешить курдский референдум". Якобы, иначе "это создаст проблемы для Эрбиля и Багдада". Ясно, что это предложение заведомо невыполнимо, так как парламентское большинство составляют сторонники Малики - арабы-шииты. И любое голосование по этому вопросу приведет к запрету проведения региональных референдумов.
Несколько более завуалировано, но также отрицательно, отнесся к предстоящему референдуму нынешний премьер Хайдер аль-Абади, который предложил продолжить диалог между Эрбилем и Багдадом и попробовать все же разрешить сохраняющиеся противоречия между центром и регионом в рамках существовавшего до лета 2014 года иракского государства. Расчет этого политика или, как его принято называть в Ираке, "маленького малики" довольно прост: заволокитить решение вопроса на неопределенно долгое время, как это они с Малики сделали в отношении статьи 140 конституции. К такому решению курдского вопроса подталкивают багдадских марионеток спонсоры иракской шиитской верхушки - иранские аятоллы. Последние не жалеют сил и средств, чтобы расколоть и ослабить курдское национальное движение.
Представители курдов на переговорах подчеркнули, что центральные власти несут прямую ответственность за срыв выполнения 50 статей конституции и у них нет никакого морального и юридического права требовать от курдов отмены своего решения о проведении предстоящего судьбоносного референдума. Если за прошедшие после принятия конституции 12 лет Багдад не выполнил столько статей конституции, включая статью 140 "о спорных территориях", то у населения страны нет никаких гарантий исправления этого положения.
К тому же дальнейшее пребывание курдов в составе охваченного гражданской войной Ирака и наличие, хоть и незначительного числа курдских представителей в федеральном парламенте и центральном правительстве, ведет к тому, что курды вынуждены будут разделять вину и нести ответственность за преступления центральных властей по отношению к иракскому народу (геноцид суннитов, трусость и бегство иракской армии от боевиков ДАИШ, разворовывание багдадскими чиновниками миллионов нефтедолларов и получение взяток за миллиардные военные контракты, военные преступления шиитских ополченцев "Хашд аш-Шааби" на освобождаемых от боевиков ДАИШ территориях и т.п.).
Таким образом, Багдад не вправе оспаривать законное право иракских курдов на самоопределение. Это право закреплено в Уставе ООН и является выше по своему статусу, чем конституция Ирака. В последние годы многие народы и территории провели подобные референдумы и значительное число из них обрели свою независимость или вошли в состав других государств (Абхазия, Южная Осетия, Южный Судан, Крым, Косово и т.д.). Готовится региональный референдум в испанской провинции Каталония. Конституция Украины тоже не предусматривала права народов Крыма на проведение референдума. Но крымчане самоопределились и тем самым смогли избежать геноцида со стороны украинских националистов, захвативших власть в Киеве силой. Никто не может отнять права народов на защиту своих национальных прав и свобод и самоопределение.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, Независимость Курдистана, референдум, шииты, Нури аль-Малики, сунниты, Исламское Государство, геноцид, езиды, пешмерга, Иран, Хейдар аль-Абади