Турция не выполняет ранее принятые в Астане договоренности по межсирийскому урегулированию. Войска, которые Анкара недавно ввела в сирийскую провинцию Идлиб для создания зоны деэскалации, на самом деле сосредоточились вокруг курдского кантона Африн. Полицейских функций, связанных с миротворческим процессом, они не выполняют, но поддерживают протурецкие вооруженные формирования, которые уже начали вялотекущие боевые действия не только в Африне, но и на северо-востоке провинции Алеппо в районе Манбиджа.
Не исключено, что в ближайшее время Турция заявит о возобновлении операции "Щит Евфрата", целью которой является ликвидация курдских автономий на севере Сирии. Ситуация осложняется тем, что в Африн, расположенный на севере провинции Алеппо, по договоренности с Дамаском в начале сентября 2017 года были введены подразделения российской военной полиции. Они развернули в этом курдском районе наблюдательные пункты и обеспечивают соблюдение режима прекращения боевых действий в так называемой зоне деконфликтации. Военные действия, которые разворачивают там сейчас турецкие войска и лояльные им вооруженные формирования, могут напрямую угрожать жизни российских военнослужащих.
Курдское издание ANF News сообщило, что, "окопавшись в крепости Семан (вблизи города Азаз, который захвачен турками в начале 2017 года. – "НГ"), вторгшаяся турецкая армия и связанные с ней группировки начали атаку на деревню Иска района Шерава округа Африн". Одновременно информационный портал Free-News сообщил, что протурецкие боевики начали разведку боем в населенном пункте Манбидж, расположенном в северо-восточной части Алеппо.
Эту территорию контролируют курдские формирования, поддерживаемые коалицией во главе с США, что не устраивает Анкару. Сообщается, что авиация Турции разбросала над Манбиджем листовки, в которых местное население предупреждается о грядущей опасности, а также сообщается, что "город будет взят любой ценой".
То, что Анкара вынашивает планы по дальнейшей оккупации северной части Сирии, подтверждает и сделанное накануне заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Он подчеркнул, что "турецкие вооруженные силы выполнили поставленные задачи в сирийском Идлибе и готовы в любой момент нанести удар по курдскому анклаву Африн". Такая уверенность турецкого лидера, видимо, основана на том, что после ввода войск в соседний Идлиб силы, поддерживающие Анкару, теперь охватывают Африн и обширные территории вокруг него с трех сторон. Фактически Африн находится в окружении, и лишь небольшая полоска на юго-востоке кантона связывает его с территорией, которую удерживают войска сирийского президента Башара Асада и поддерживающие его силы.
Дамаск на днях в очередной раз обвинил Анкару в оккупации страны и потребовал вывести турецкие войска с территории Сирии. Российское военно-политическое руководство пока не сделало никаких официальных заявлений в связи с действиями Анкары. Молчат и американцы. С одной стороны, они закрывают глаза на действия Анкары, с другой – поддерживают курдов. Это понятно, ведь курдские вооруженные формирования являются основной силой, которая в настоящий момент, опережая правительственные войска Сирии, захватывает важные углеводородные месторождения в провинции Дейр-эз-Зор на востоке страны. По сообщениям местных СМИ, сейчас под контроль курдских формирований перешли все нефтяные поля, расположенные между месторождениями Аль-Омар и Аль-Танак, включая само Аль-Танак, Таяни, Малех, Мкат, Кахар, Азрак, Ярноф. Также курдами захвачена деревня Хави Дибан недалеко от Меядина.
Для Сирии и поддерживающих ее государств – России и Ирана – это крайне невыгодная ситуация. Начав войну на севере страны против курдов, Турция оттянет сюда значительную часть сирийской армии. Это может затормозить освобождение Дейр-эз-Зора от террористов, а также дать дополнительные возможности США создать еще одну военную базу в районе Абу-Кемаля на границе с Ираком. Заметим, что Абу-Кемаль – важный приграничный транспортный узел, который играет стратегическую роль в этой местности.
"Надеюсь, что к Абу-Кемалю первыми подойдут шиитские отряды из Ирака, которые соединятся с аналогичными силами, действующими в составе войск Башара Асада, – сказал "НГ" член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков. – Тем самым возможное влияние США в этом районе будет нейтрализовано. А Москва при поддержке Ирана и, возможно, Турции сможет поддержать Дамаск и удержать Сирию от распада".
У Москвы есть возможности исправить ситуацию, если руководство РФ по дипломатическим и иным каналам повлияет на Эрдогана с тем, чтобы он отказался от своих планов и возобновил в Идлибе миротворческий процесс. Военный эксперт Александр Овчинников, в свою очередь, обращает внимание на то, что через несколько дней в Астане состоятся очередные межсирийские консультации. Анкара, а также другие страны уже заявили о своем участии в них. "На этих консультациях представители конфликтующих сторон, я надеюсь, найдут общий язык, – полагает эксперт. – И смогут наметить пути дальнейшего урегулирования ситуации в Сирии, в том числе создания предпосылок построения государства на основе единства всех политических сил страны".