"Курдский народ инстинктивно склонен к демократии и уважению закона". Мустафа Барзани (1903-1979) - лидер национально-освободительного движения в южном (иракском) Курдистане.
Нарушения курдских конституционных прав.
В определенной степени курдов удовлетворяют законы конституции многонационального федерального Ирака. По конституции Ирака курды обладают широкой автономией в составе Ирака, чего нельзя говорить о курдах трёх других частей разделённого исторического Курдистана. Но курды юга исторического Курдистана добились этих прав после многолетней борьбы и понеся много жертв. И после 2003 года, после свержения саддамовского режима, у курдов была возможность объявить о своей независимости, но они этого не сделали, потому что они верили в равенство, братство, справедливость и соблюдения законов. Только из-за одного этого Багдад обязан уважать курдскую нацию, а не относится к ним, как к гражданам второго сорта.
Один из главных пунктов конституции гласит, что Багдад признаёт региональное правительство Курдистана, которое имеет свой парламент, кабинет министров, собственные вооруженные силы Пешмерга, которые считаются как часть иракской армии, для защиты курдистанцев и если надо будет, то и всего Ирака.
По договору между Багдадом и Эрбилем, пока не будет проведена перепись населения, Багдад должен был отправлять Эрбилю 17% из бюджета, но он этого никогда не делал, до начала войны с ИГ (запрещена в РФ) Эрбиль получал только 12% и региональное правительство Курдистана всегда протестовало. После того, как в Ираке начали зверствовать ИГ (запрещена в РФ), в спокойный Курдистан пришли более полутора миллиона беженцев. Курдистан переживал трудный период. Багдад ничем не помогал.
По конституции в течение трёх лет после 2005 года должна была решиться статья 140 (о так называемых "спорных районах", где населения этих территорий сами должны были решить, быть ли им в составе Курдистана или остального Ирака), которая бы решила конфликт между Эрбилем и Багдадом, но, впоследствии, курды только и слышали от высокопоставленных чиновников в Багдаде, что это "мёртвый" закон и очень скоро он исчезнет из конституции.
Проблема с нефтью между Эрбилем и Багдадом существует до сих пор, потому что нет конкретного точного закона, которая решила бы этот вопрос. Эта проблема пока еще не решена в парламенте Ирака и каждый по-своему понимает статьи 111-112 конституции, где написано, что Эрбиль и Багдад должны вместе управлять теми территориями, где добывается нефть, а Багдад хочет, чтоб оное было только под его контролем, что противоречит закону.
По конституции Пешмерга входит в состав армии Ирака, но до сих пор Багдад не отправлял ни оружия, ни зарплату Эрбилю, и поэтому региональное правительство Курдистана всегда протестовало и по этому вопросу.
Когда мы смотрим на эти законы конституции, которые защищают права курдов, и которые грубо нарушаются Багдадом, мы возвращаемся к первой статье конституции, которая гласит, что данная конституция сохраняет единство Ирака, но мы же видим, как Багдад топчет эту конституцию и не соблюдает многие её законы, защищающие курдские права. И поэтому, в конце концов, курдистанцы решили проводить референдум. Но и после референдума о независимости Курдистана, Эрбиль заявляет, что если Багдад будет соблюдать конституцию, то мы готовы с ними работать. Но… Будет ли Багдад соблюдать законы конституции? Время покажет.
Абдуллах Карван Абдулазиз Яхья - председатель отделения общественной организации "Общество дружбы русско-курдских народов" в Эрбиле, Иракский Курдистан.
Теги: Абдуллах Карван Абдулазиз Яхья