В среду премьер-министр Ливана Саад Харири вернулся в Бейрут и заявил, что передумал уходить в отставку. Но спустя две недели после того, как он, находясь в Саудовской Аравии, озвучил свое намерение уйти с поста главы правительства, Эр-Рияд созвал экстренное заседание Лиги арабских государств (ЛАГ). На нем было одобрено заявление, в котором "Хезболлах" обвиняется в "поддержке терроризма и экстремистских групп в арабских странах", а Иран — "во вмешательстве во внутренние дела арабских стран".
Бейрут — Эр-Рияд
В начале ноября, находясь с официальным визитом в Саудовской Аравии, премьер-министр Ливана Саад Харири неожиданно объявил об отставке. Основной причиной принятого решения суннитский политик-миллиардер назвал "вмешательство Ирана и его пособников в лице шиитской партии "Хезболлах" во внутренние дела Ливана и арабских братьев".
Президент республики Мишель Аун отставку не принял, сказав, что сначала хочет лично встретиться с премьером и узнать, почему он решился на такой шаг. Он потребовал от главы коалиционного кабинета вернуться в страну и официально подать прошение об отставке. Но Харири обратно в Бейрут не спешил "по причинам безопасности". Пробыв в Эр-Рияде две недели, он направился в Париж на встречу с президентом Франции Эммануэлем Макроном, который выступил посредником между Бейрутом и Эр-Риядом. И лишь 22 ноября Харири вернулся в Ливан и заявил, что в отставку все-таки не собирается.
Длительное нахождение миллиардера Харири вне Бейрута натолкнуло министра по делам перемещенных лиц Талаля Арслана на мысль о том, что премьер насильно удерживается властями Саудовской Аравии. Затем сам президент Аун объявил, что Харири удерживается в Эр-Рияде "против воли и несвободен в своих действиях". МИД Ирана и лидер "Хезболлах" Хасан Насрулла обвинили администрацию президента США Дональда Трампа и саудовского наследного принца Мухаммеда бен Сальмана в том, что они "подтолкнули премьер-министра Харири к отставке и конфронтации с Ираном и шиитской партией "Хезболлах".
"Этот шаг предпринят в рамках сценария, прокладывающего путь к усилению напряженности в Ливане и на Ближнем Востоке", — указал официальный представитель иранского МИД Бахрам Гасеми.
В Эр-Рияде такие домыслы, конечно же, опровергли. Специалисты по Ближнему Востоку не раз обращали внимание на то, что Харири является проводником просаудовской политики. В этом ничего удивительного нет, поскольку его отец — бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири — создал крупный строительный бизнес в королевстве благодаря заказам дома Саудитов. Харири-старший погиб в 2005 году в результате теракта на бейрутской набережной. Специальный трибунал по Ливану, созданный по решению СБ ООН, возложил ответственность за покушение на диверсионное крыло "Хезболлах".
Газета "Аль-Ахбар" раскрыла тайну столь длительного отсутствия Харири. По ее сведениям, будучи саудовским подданным, Харири оказался в числе лиц, которые подверглись репрессиям в рамках масштабной антикоррупционной кампании, начатой в первых числах ноября принцем Мухаммедом бен Сальманом. Премьер подозревается в причастности к отмыванию денег через принадлежащую ему саудовскую фирму "Сауди оже", которая в июле объявила о своем банкротстве. Согласно информации "Аль-Ахбар", по этому поводу проводится расследование, речь идет о сумме в $7 млрд.
Сам Харири в интервью принадлежащей ему телестанции "Аль-Мустакбаль" отверг все эти подозрения, сообщив, что проводил "консультации" с саудовским руководством о своих дальнейших политических шагах.
"ХЕЗБОЛЛАХ"
"Хезболлах" (в переводе с арабского – "Партия Бога") – шиитское исламистское движение в Ливане. В США, Израиле и ЕС признано террористической организацией.
В манифесте движения 1985 года, "Хезболлах" поклялась в верности верховному лидеру Ирана аятолле Хомейни, призывала уничтожить "сионистское образование" Израиль и осудила политику США и их союзников в регионе. Членов организации обвиняют в совершении десятков терактов по всему миру – от Ливана и Саудовской Аравии до Аргентины и Панамы.
Тем не менее, в Ливане "Хезболлах" пользуется значительной поддержкой населения. В сформированном в 2011 году правительстве возглавляемая шиитским движением "Коалиция 8 марта" имела 19 министерских портфелей из 30.
А как заявил глава МИД Ливана Джебран Басиль, "Хезболлах" легитимна и играет важную роль в защите страны.
"Партия Бога"
Руководство "Хезболлах" раскрыло замысел кронпринца по превращению Ливана в арену саудовско-иранского противоборства и отреагировало на создавшуюся ситуацию призывом к солидарности с Харири. Лидер партии Хасан Насрулла объявил, что шиитская партия присоединяет свой голос к требованию суннитского движения "Аль-Мустакбаль" (его лидером является Харири) о немедленном возвращении премьер-министра на родину. Насрулла также добавил, что "саудовские власти своими действиями объявили войну Ливану".
Как сообщает издание Al-Monitor со ссылкой на пожелавшего сохранить свою анонимность эксперта по Ближнему Востоку, "Хезболлах" получила еще большую легитимность от этого инцидента [отставки Харири], позиционируя себя как защитника ливанского суверенитета. Репутация партии никоим образом не пострадала".
В результате позиции "Хезболлах" в Ливане не только не оказались подорванными саудовским демаршем, но еще больше укрепились. А Харири пал жертвой очередного хода кронпринца Мухаммеда и вернулся в страну с "подрезанными крыльями".
Иран выиграл и на макроуровне, поскольку президент Франции Макрон, связанный своей блестящей ливанской инициативой, будет вынужден теперь налаживать контакты с Тегераном для воздействия на "Хезболлах". У него нет другого выбора, поскольку иначе французский лидер потеряет лицо как международный игрок. Такой эффект поверг в шок саудовскую дипломатию, и лидер "партии войны" госминистр по делам Персидского залива и ответственный за ливанское досье Тамер ас-Сабхан отошел на второй план. Он играл роль главного инициатора похода против Ирана и "Хезболлах".
Региональные сверхдержавы
По мнению руководителя Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семена Багдасарова, между отставкой Харири и заявлением ЛАГ по "Хезболлах" есть "непосредственная связь".
"Коалиция 8 марта" почти полностью находится у власти. Это полный успех Ирана в Ливане. И, конечно, это вызвало соответствующую реакцию [ЛАГ]", — сказал Багдасаров. При этом он добавил, что "никаких практических действий" за заявлением ЛАГ, львиную долю финансирования которой осуществляет Эр-Рияд, не видно.
"Главное, чтобы в Ливане не началась гражданская война", — отметил руководитель Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, имея в виду возможный конфликт между сторонниками и противниками "Хезболлах".
Примечательно, что на заседании ЛАГ в Каире отсутствовал министр иностранных дел Ирака Ибрагим аль-Джаафари и его ливанский коллега Джубран Басиль. По мнению руководителя отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антона Мардасова, их отсутствие вполне объяснимо.
"Ирак пытается сейчас всячески маневрировать в вопросах противостояния Ирану. С одной стороны, Ирак сотрудничает с преимущественно проиранским шиитским ополчением "Аль-Хашд аш-Шааби", а с другой стороны — с США и Саудовской Аравией. Для Багдада занимать единственно верную позицию по отношению к иранскому фактору было бы неверно", — сказал Мардасов.
Что касается отсутствия главы внешнеполитического ведомства Ливана, продолжил эксперт, то, во-первых "президент Аун считается близким к "Хезболлах", а во-вторых, премьер-министр Харири проводил политику "с точки зрения Саудовской Аравии выглядящей как заигрывание с Ираном, а с точки зрения Бейрута — как учет значительного иранского фактора [в политической жизни Ливана]".
Конфликт Ирана с Саудовской Аравией разгорелся в 1979 году, когда иранская монархия пала в результате Исламской революции. С тех пор соперничество Тегерана и Эр-Рияда проявлялось и продолжает проявляться в таких странах региона, как Сирия, Ирак, Йемен и Ливан.
Теги: Ливан, Саад Харири, ЛАГ, Хезболла, Иран, Саудовская Аравия, шииты, сунниты, Франция, Эмманюэль Макрон, Хасан Насрулла, Бахрам Гасеми, Хомейни, Ибрагим аль-Джаафари, Ирак, Хашд аш-Шааби