15 декабря 2017 года на площадке Института Востоковедения РАН прошла I-ая Международная научно практическая конференция "Езиды: История. Культура. Духовность. Современность". Это – первый шаг Научно-исследовательского института езидской истории и религии, созданного в 2016 году инициативной группой во главе с Ю.Р. Дасни, к.и.н., совместно с Институтом востоковедения РАН, к формированию повестки дня езидских исследований.
Изучение езидской истории и религии изначально мыслится организаторами института как широкий международный проект, в котором должны принимать участие как ученые из различных стран мира, так и люди, исповедующие езидизм, – пиры, шейхи, мриды, из разных концов нынешнего Курдистана и из курдской диаспоры, рассеянной по многим странам мира. Этот международный проект призван объединить интеллектуальные и духовные силы из всех стран, где есть интерес к езидской и, шире, к курдской проблематике, поскольку априори потребуются значительные усилия, чтобы представить структуру курдского суперэтноса, развивавшуюся на протяжении нескольких тысячелетий: сплачивавшуюся при геополитическом подъеме империй и распадавшуюся при их крахе. Империй же на этой центральной площадке древнего и средневекового мира сменилось настолько много, что характер межэтнических и межконфессиональных связей влияний и взаимовлияний в этом регионе выяснить будет непросто.
Езидская история и религия – одно из наиболее перспективных направлений исследований, потому что в центре, казалось бы, обжитого мира все еще существует огромное белое пятно, каким по степени его научной неосвоенности является огромный регион расселения многочисленных курдских этносов, простирающийся от Хоросана до Сирии и Египта, от Германии, Италии, где обнаруживаются следы митраизма, от Закарпатья и в Сербских Карпат до Башкортостана и Северной Индии, где много параллелей в языке и культуре с курдскими регионами. Курдский суперэтнос – это евразийская этно-конфессиональная система, по своему генезису уходящая во времена предшествующие греческому становлению в этом районе греческой цивилизации. Езидизм как религия, будучи оттесненным с первых ролей, тысячелетия просуществовал в народной среде, в духовном нутре народа, не становясь религиозной доминантой на общегосударственном уровне, что объективно затрудняет анализ трансформации этой религиозной доктрины на разных этапах исторического развития езидского и, более широко, курдского этносов.
Цель Научно-исследовательского института езидской истории и религии - сохранить и ввести в активный оборот большой свод источников, который накопило российское востоковедение, во многом начинавшееся как курдоведение, а также способствовать сбору, анализу и обобщению данных об истории и религии езидов.
Вопросы, вынесенные на обсуждение конференции
Первая конференция собрала в Москве исследователей из Курдистана, Германии, Швеции, Австралии, России. В дальнейшем планируется проведение конференций и на других географических площадках.
Открыл конференцию директор НИИ езидской истории и религии Юрий Романович Дасни. Он раскрыл цели, которые стоят перед институтом, и сформулировал задачи конференции.
От ИВ РАН конференцию приветствовал Вячеслав Яковлевич Белокреницкий, заместитель директора ИВ РАН по науке, д.и.н. В его выступлении была дана высокая оценка вклада сотрудников ИВ РАН в изучение курдской проблематики. В ИВ РАН традиционно, проводятся курдские исследования, но особенно активно они шли в период, когда институт возглавлял Е.М. Примаков. Профессор В.Я. Белокриницкий выразил надежду, что взаимодействие ИВ РАН и новой научно-исследовательской структуры окажется продуктивным.
Зара Алиевна Юсупова, доктор филологических наук, советник ИВ РАН, профессор Института восточных рукописей, сделала доклад об "Истории изучения езидизма". Профессор Юсупова З.А. осветила подходы к этому вопросу, а также указала на источники, которые могут быть активно использованы для решения исследовательских задач. Она подчеркнула, что многие ценные рукописи по истории езидов хранятся в библиотеках Санкт-Петербурга, куда их направляли российские дипломаты и исследователи. Особенно богат на находки был XIX век, когда Россия глубоко заглядывала во внутренние районы восточной Анатолии.
Президент Дохукского университета из Иракского Курдистана, профессор Мосле Салих Дахуки выступил с докладом "Езидская религия как основа курдской культуры", подчеркнув, что в Курдском автономном регионе в Ираке езидам и езидской религии придают важнейшее значение с точки зрения самоидентификации курдского этноса.
Лана Меджидовна Раванди-Фадаи, старший научный сотрудник ИВ РАН, к.и.н., в своем докладе "Нравых и обычаи езидов" подвела итог своих поездок по местам проживания езидов на Юго-Востоке Турции и в курдских районах Ирана, обратив внимание на многие общие черты быта и обычаев в этих районах.
Рашид Тосне, курдский исследователь, проживающий сейчас в Австралии, сделал доклад "Езидизм: исторические корни". Р. Тосне подробно остановился на многочисленных параллелях, существующих в езидской традиции и в Ведах. Тексты своих работ по езидизму на курдском языке Рашид Тосне передал в библиотеку НИИ езидской истории и религии.
Пир Хидир Сулейман, историк из Езидского центра в Ольденбурге, ФРГ, автор ряда работ по истории езидизма, часть которых он передал в библиотеку НИИ езидской истории и религии, подробно остановился на теме "Езидское и курдское наследие".
Дарья Владимировна Жигульская, мл. н.с. ИСАА МГУ, к.и.н., сделала доклад "Езиды Турции", особо подчеркнув сложность определения точных данных об их численности.
Ст.н.с. ИВ РАН, к.и.н. Кирилл Валентинович Вертяев в докладе "Езидский фактор в проблеме самоопределения Иракского Курдистана" остановился на сложностях в отношения езидской общины Шенгала и Регионального правительства Курдистана.
Исполнительный директор информационно-аналитического центра "Время и мир", обозреватель портала RiaTaza Валерий Емельянов в сообщении "Езидизм и Ислам: к постановке проблемы (взгляд мусульманина и историка-религиоведа)" подверг анализу соотношение езидских и исламских элементов в современном езидизме.
Доклад "К проблеме возникновения езидизма: формирование движения и ранней доктрины" сделал Павел Викторович Башарин, к.ф.н., доцент кафедры современного Востока РГГУ. Основное внимание было уделено параллелям между концептуальными положениям езидизма и ислама.
Д.и.н, профессор Николай Федорович Бугай сделал доклад, посвященный современным проблемам становления езидских общественных организаций в России, - "Общественные объединения езидов в системе межэтнических отношений".
К.э.н. Вадим Владимирович Макаренко, заведующий кафедрой теории регионоведения МГЛУ, в выступлении "К вопросу об ареале распространения езидской религии" обратил внимание на необходимость выявления и классификации признаков распространения езидской религии, отметив, в частности, близость элементов устройства (бассейна) ассирийского храма в нынешнем г. Ларнака на Кипре, относящегося ко времени Саргона II ( 722-705 гг. до н.э), и центрального бассейна езидской святыни в Лалеше, что может помочь понять историю езидизма на ранних этапах.
Писатель, автор исследования по историко-теософским аспектам езидизма, Теймураз Авдоев представил доклад "История езидизма с позиций религиоведения". Он подчеркнул необходимость изучения религии езидов, указав на ее уникальность.
Исследователь из Башкирии, автор многочисленных работ по языку и истории курдов, Салават Галямов сделал доклад "Курды – Башкурды – Езиды", в котором показал связь между этими этносами, а также указал на то, что эпос "Урал-Батыр", сохраненный башкирами, принадлежит общему для курдов и башкир (башкурдов) протоэтносу.
Все остальные участники конференции смогли выступить с репликами, высказать свою позицию, особенно когда дело касалось острых политических вопросов, наиболее активной была публицист Аза Авдали.
В ходе конференции выступающие использовали русский, курдский и английский языки. Все доклады вызывали живой интерес присутствующих, докладчикам в ходе обсуждений были заданы многочисленные вопросы.
По итогам конференции будет опубликован сборник дополненных докладов участников конференции, включая выступления тех, кто по объективным причинам, в основном из-за сложности политической ситуации в Иракском Курдистане, не смог прибыть на конференцию в Москву.
Конференция показала, что истории езидов и их религии является актуальной темой исследований, представляющей интерес для ученых в разных странах мира, которые активно занимаются этим направлением. Объединение усилий ученых на международном уровне за счет специализации и кооперации исследователей поможет быстрее продвинуться в изучении как собственно езидской истории, так и региональной истории древности и средневековья в обширном регионе юго-западной Евразии, что невозможно сделать в отрыве одного от другого.
Теги: Россия, Москва, Институт Востоковедения РАН, езиды, езидизм, Юрий Дасни, Вадим Макаренко, Вячеслав Белокреницкий, Зара Юсупова, Мосле Дахуки, Лана Раванди-Фадаи, Рашид Тосне, Пир Хидир Сулейман, Дарья Жигульская, Кирилл Вертяев, Валерий Емельянов, Павел Башарин, Теймураз Авдоев, Салават Галямов, Аза Авдали