Внешне привлекательная идея Кремля собрать в Сочи как можно больше делегаций сирийцев на переговоры по мирному урегулированию сирийского кризиса на деле оказалась трудно реализуемой. Инициативу В.В.Путина на корню загубили нынешние "друзья" и партнеры России в регионе – новоявленный турецкий султан Эрдоган и духовный лидер ИРИ аятолла Хаменеи. Каждый из них пропустил через фильтр своих эгоистических интересов список приглашенных на этот форум и, соответственно, убрал неугодные Анкаре и Тегерану (Дамаску) делегации. Исключив участие в сочинской встрече курдскую Партию демократического союза (ПДС), которая вынесла на себе основную тяжесть борьбы с террористами ИГИЛ и "Джабга ан-Нусра", Турция, Иран с его марионетками в Дамаске еще раз показали, что они не только не хотят видеть курдов за столом переговоров, но и по-прежнему не считают их равноправными гражданами Сирии.
При этом попытки Анкары и Тегерана как-то оправдаться и прикрыться вкраплением отдельных лояльных им курдов по национальности в ту или иную делегацию оппозиции или правительства Сирии ни в коей мере не компенсируют огромный ущерб от изоляции ПДС. Эрдоган при этом ведет себя все более нагло и разнузданно. Его войска не только оккупировали значительную территорию на севере Сирии без какого-либо разрешения Дамаска или санкции ООН, но при этом турецкие военные планомерно убивают сирийцев-этнических курдов. Якобы, эти сирийцы близки идеологически турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК) и поэтому их можно безнаказанно обстреливать и уничтожать из танков и артиллерии. В последнее время Анкара угрожает вторгнуться в сирийскую провинцию Африн, где также проживают курды, и навести там свой оккупационный "порядок". Мировое сообщество и Москва закрывают глаза на эти факты нарушения суверенитета Сирии и геноцида по отношению к местному населению. Очевидно, здесь срабатывает известное изречение одного из исторических деятелей прошлого века: "Сукин сын, но свой сукин сын".
Помимо ПДС в Сочи по разным причинам не приедут другие представители антиасадовских и антииранских партий и движений (эр-риядская, каирская группы), а также многие лидеры вооруженной оппозиции и полевые командиры. Они считают главными террористами в Сирии режим Асада, ливанскую шиитскую группировку "Хизбаллу" и КСИР Ирана и в качестве предварительного условия для участия в переговорах требуют отставки Асада. Дамаск, в свою очередь, объявил предателями и террористами курдов и непримиримую арабо-суннитскую оппозицию и заявил о своей готовности разоружить их силой. Успешные действия ВКС РФ против ИГИЛ (запрещена в России) и помощь иностранной шиитской коалиции заметно укрепили позиции Асада и теперь в его окружении вновь набирает силу "партия войны". Арабо-алавитская верхушка и функционеры партии Баас готовы продолжить гражданскую войну при поддержке Тегерана до последнего сирийца. Реваншистские настроения у "ястребов" в Дамаске все усиливаются. Одновременно турецкие, иранские и сирийские спецслужбы на скорую руку лепят свои "карманные" партии, которым отводится роль марионеток на переговорах в Сочи. Особое усердие при этом проявляют сирийские спецслужбы.
Таким образом, еще не начавшись, сама сочинская встреча и ее ожидаемые результаты оказались под большим вопросом. Ясно, что турецкие и иранские посредники далеко не лучшие медиаторы в сирийском переговорном процессе и каждый из них "тянет одеяло" будущей Сирии на себя. Главной целью для них остается посадить со временем в Дамаске свое марионеточное правительство или хотя бы сохранить завоеванные на сегодня в этой стране плацдармы и анклавы. При этом они едины в проведении своей антикурдской и в целом антисирийской политики. Аргумент Анкары и Тегерана в борьбе с сирийскими курдами прост: задавив на корню курдское национальное движение в Сирии, удастся предотвратить борьбу турецких и иранских курдских меньшинств за свои законные права и свободы.
Эксперт по Ближнему Востоку Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Россия, Сирия, Владимир Путин, Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, Иран, Али Хаменеи, Сирийский Курдистан, PYD, Исламское Государство, Джабга ан-Нусра, РПК, Башар Асад, Баас