Ракетно-бомбовые удары ВВС Турции и артиллерийско-минометные обстрелы приграничных сирийских населенных пунктов с последующим вторжением сухопутных войск в сирийскую провинцию Африн сопровождаются гибелью сирийских граждан и разрушением их жилищ. Ракеты, бомбы и снаряды не разбираются в этнической, конфессиональной или возрастной группах людей, оказавшихся на линии огня. Гибнут и становятся калеками, вынесшие основную тяжесть борьбы с бандами исламистов, - ополченцы, курды, арабы, армяне, ассирийцы, туркоманы, старики, женщины, дети.
Эрдоган прикрылся "фиговым листком" необходимости покончить с террористами в Сирии, под коими он понимает не созданные Анкарой отряды так называемой "умеренной вооруженной оппозиции", бандформирования исламистов и туркоманов, а сирийских курдов. Якобы самим своим существованием они представляют потенциальную угрозу его государству. Следует заметить, что отряды самообороны сирийских курдов воевали лишь с бандами Исламского государства и "Джабга ан-Нусра", в гражданской войне в Сирии сохраняли строгий нейтралитет и охраняли 800 из 900 км сирийско-турецкой границы от банд исламистов. Ни разу сирийские курды не переходили границу, не нападали на турецких силовиков даже во время их сотрудничества с бандформированиями исламистов. В то время граница со стороны Турции оставалась прозрачной для джихадистов со всего мира.
Как известно, под давлением мирового сообщества Анкара перестала закупать нефтепродукты у боевиков ИГ и тесно сотрудничать с ними, взяла со своей стороны под жесткий контроль границу с Сирией, оборудовала ее необходимыми инженерными заграждениями, развернула контингенты своих войск. К настоящему времени никаких причин и поводов для нападения турок на мирные города и деревни Африна не было.
Но Эрдоган не был бы Эрдоганом, если бы не напал на эту сирийскую провинцию. Он по-прежнему считает Асада нелегитимным президентом, более того, в ходе своего недавнего визита в Тунис назвал его террористом № 1 и виновным в гибели около миллиона сирийцев. Понимая, что свергнуть сирийский правящий режим силой и посадить в Дамаске протурецко настроенных "Братьев-мусульман" ему все же непросто, поскольку Асад опирается на иностранный шиитский легион под руководством Тегерана и пользуется поддержкой Москвы, Эрдоган продолжил курс на расширение своего оккупационного плацдарма в этой стране. Его уже не устраивал захваченный летом 2016 года коридор в Сирии шириной в 100 км между Джараблусом и Ааазазом и глубиной до 50 км, а также турецкое влияние в зоне деэскалации Идлиб. Организовав вначале через свою агентуру в рядах подконтрольных Анкаре противников Асада минометный обстрел и атаки БПЛА (дронов) российских военных баз в Хмеймиме и Тартусе, он затем предложил Москве взаимовыгодный, по его мнению, циничный размен. ВС Сирии при поддержке ВКС РФ проводят операцию по разгрому оставшихся в провинции Идлиб бандформирований типа "Джабга ан-Нусра", заодно вытесняют оттуда и отряды вооруженной оппозиции, а ВС Турции громят отряды курдских ополченцев в провинции Африн. Кремль дал команду вывести подразделения российской военной полиции с направления наступления турецких войск и дал, тем самым, "зеленый свет" новым бесчинствам Эрдогана в Сирии.
Дамаск, Тегеран и другие страны охарактеризовали новое вторжение ВС Турции в Сирию как акт агрессии, нарушение международного права, Асад посчитал этот шаг проявлением государственного терроризма. Казалось бы, все ясно: агрессор должен быть остановлен, осужден и наказан. Но не тут-то было, у Эрдогана нашлась масса адвокатов в Москве, которые попытались оправдать его действия.
МИД РФ сразу выдвинул тезис, что во всем виноват Вашингтон. Якобы накануне американцы сообщили о своих намерениях сформировать из сил "Демократического альянса", где курды составляют основную массу, 30-ти тысячный корпус по охране границ Сирии с Турцией и Ираком, а также пообещали передать курдским ополченцам ПЗРК для защиты от атак с воздуха. И неважно, что речь шла о районах, на сотни километров, удаленных от провинции Африн и отрезанных от нее турецкими войсками. Псевдополитологи забыли, что Эрдаган семь лет вооружал и готовил антиправительственные силы в Сирии и банды джихадистов, что он сейчас "спит и видит" как бы ему убрать Асада. Их озаботило укрепление в военном плане сирийских курдов, которые являются единственной нейтральной силой в регионе, которая противостоит государственному и исламистскому терроризму. Якобы планы США помочь курдам в военном плане и спровоцировали новоявленного "союзника" и "партнера" Москвы - "голубя мира" Эрдогана на новую агрессию в Сирии. Российские СМИ как по команде забыли убийства летчика Пешкова и посла Карлова, помидорную войну, запреты на выезд туристов в Турцию. Впереди замаячили барыши от строительства АЭС "Аккую", новых трубопроводов…
На различных каналах российского ТВ вдруг вновь заговорили о "коварных планах" Вашингтона перекроить Ближний Восток, разрушить дружественные нам государства: Турцию, Иран, Ирак и Сирию и слепить враждебный России Великий Курдистан. Быстро забыли, что курды защитили Ближний Восток и в целом нашу цивилизацию в период правления Исламского халифата. Власти Ирака и Сирии сидели в подвалах президентских дворцов в Багдаде и Дамаске, их полумиллионные армии разбежались при первых выстрелах боевиков ИГ, бросив арсеналы тяжелых вооружений и боевую технику. Обанкротившиеся правители годами ждали помощи международных коалиций (до 70 государств). Именно курды с легким стрелковым оружием, а не прогнившие изнутри режимы в Дамаске и Багдаде, и не ярый пособник террористов Эрдоган, победили на земле джихадистов.
Сегодня нет плана создания Великого Курдистана даже в недрах Пентагоне или ЦРУ – все же и там есть аналитики и трезвомыслящие люди. Нет общекурдской национальной организации, нет единого лидера, нет общей идеологии, нет единого курдского языка, да и цели создания единого курдского государства курды не преследуют. Они не являются сепаратистами, а лишь борются за равные права и свободы с титульными нациями (турками, персами, арабами) в каждой из стран, где оказались волею судьбы и стран-колонизаторов (Великобритании и Франции). У каждого курдского анклава есть свои проблемы. Например, в Ираке они добились статуса субъекта федерации, в Сирии – создан пока еще не получивший конституционного оформления автономный район "Рожава". Курды устали от политики дискриминации, насильственной ассимиляции, депортаций, лишения гражданства, карательных акций, запретах на курдские языки и культуру. Они хотели бы жить в мире и дружбе с другими народами в любом государстве, где в конституции будут гарантированы их национальные права. Все равно некоторые злопыхатели в России и за рубежом пытаются навесить на курдов ярлыки сепаратистов, разрушителей государств, ставленников Вашингтона, а главный региональный агрессор Эрдоган даже называет их террористами.
Эксперт по Ближнему Востоку Станислав Иванов
Теги: Станислав Иванов, Сирия, Сирийский Курдистан, Африн, Турция, армия Турции, Реджеп Тайип Эрдоган, YPG, Исламское Государство, Башар Асад, Братья-мусульмане, Иран, Россия, Джебхат ан-Нусра, МИД РФ, США