Активная фаза боевых действий в Сирии с наиболее крупными террористическими группировками типа "Исламское государство" и "Джабга ан-Нусра" (запрещены в РФ) подошла к концу, вступило в силу соглашение о прекращении огня между правительственными войсками и оппозицией. Сохраняются лишь отдельные очаги террористической активности, к сожалению, сирийцы продолжают гибнуть и получать увечья, разрушается жилой фонд и инфраструктура. Наиболее ожесточенные бои продолжаются на границах зон деэскалации Восточная Гута (пригород Дамаска) и провинции Идлиб, где, кроме отрядов вооруженной оппозиции, сосредоточились тысячи боевиков радикальных исламистских группировок. Третьим очагом насилия стала северная провинция Африн, куда вторглись турецкие войска. Только за последнее время там погибли свыше 2 тысяч мирных жителей и курдских ополченцев.
Все же, большую часть страны сегодня контролируют правительственные войска и их шиитские союзники. Вне контроля Дамаска остаются лишь четыре зоны деэскалации, турецкий плацдарм в северных районах Сирии, курдский автономный район и восточный берег реки Евфрат, где после изгнания боевиков ИГ, дислоцируются поддерживаемые ВС США отряды так называемого "Демократического альянса" (курды, арабы-сунниты и христиане).
Приходится с сожалением констатировать, что переговоры между представителями правительства и оппозиции в Женеве и Астане о мирном урегулировании конфликта пока не дают желаемых результатов. Стороны конфликта продолжают выдвигать взаимно неприемлемые требования: оппозиция требует отставки Асада, Дамаск настаивает на разоружении отрядов оппозиции и не скрывает своих намерений навести окончательный порядок в стране с помощью военной силы. Вопросы создания временных коалиционных органов власти, проведения всеобщих выборов и принятия новой конституции страны пока активно не обсуждаются.
Сохраняются антагонизм и разные подходы к урегулированию сирийского кризиса и между внешними силами, вовлеченными в эти события. США, ЕС, Турция, большинство арабских стран и Израиль требуют вывода из Сирии всех иностранных шиитских военных формирований, а также смены правящего режима. Иран, в свою очередь, настаивает на выводе из Сирии ВС Турции и США. Активное вмешательство внешних сил в сирийский конфликт и попытки закрепления раздела страны на отдельные анклавы продолжаются. Состояние "ни войны, ни мира" может продлиться в Сирии на неопределенное время.
По оценкам Мирового банка, гражданский конфликт и война с террористами разрушили и повредили примерно четверть жилищного фонда, тысячи предприятий и объектов инфраструктуры. ООН констатирует, что из проживавших в Сирии до весны 2011 года 22,5 млн сирийцев сейчас в стране остается меньше половины населения – около 9,5 млн. Погибло и пропало без вести свыше 500 тыс. чел., примерно 2 млн стали инвалидами, более половины граждан страны оказались беженцами и перемещенными лицами. По самым приблизительным оценкам, на восстановление Сирии требуется, от 400 до 600 млрд долларов.
В то же время надо иметь в виду, что до 2011 года Сирия была одной из наиболее развитых стран региона. Одних урожаев здесь снималось три, а порой и четыре в год, имеются богатейшие полезные ископаемые, такие как нефть, газ, фосфаты. Страна занимает уникальное географическое положение, располагает водными ресурсами (р.Евфрат), морскими портами и т.п. Несмотря на сохраняющуюся непростую обстановку в стране, все чаще звучат призывы мирового сообщества к переходу к восстановлению ее экономики, инфраструктуры, систем жизнеобеспечения, здравоохранения, образования, жилого фонда и т.д.
К сожалению, большинство заинтересованных иностранных государств занимают выжидательную позицию в этом вопросе. Главный спонсор Дамаска Тегеран не скрывает своей ограниченности в финансовых средствах, которых едва хватает на содержание госаппарата, сирийской армии и поддерживающих ее иностранных шиитских формирований. Новогодние акции протеста в ИРИ показали, что среди иранцев растет недовольство отвлечением значительных бюджетных средств на помощь правительству Асада (около 10 млрд долларов в год). США, страны ЕС, Турция, большинство арабских стран по-прежнему увязывают начало масштабной помощи Сирии с уходом Башара Асада с поста президента и коренными изменениями в конституции. Китай, Индия, другие страны БРИКС и ШОС выражают готовность принять участие в восстановлении Сирии, но с учетом сохраняющихся политических рисков пока ограничиваются решением отдельных проблем гуманитарного характера.
Наибольшую активность в этом деле проявляет Россия, которая намерена воспользоваться своим приоритетным правом на участие в восстановлении этой страны. Во-первых, РФ пришла в трудную минуту на помощь Сирии и сыграла решающую роль в разгроме наиболее крупных террористических группировок. Во-вторых, именно наша страна стала инициатором соглашения о прекращении огня, приняла участие в разминировании населенных пунктов, создала условия для перехода к решению гуманитарных проблем, началу мирных переговоров между представителями правительства и сирийской оппозиции. В-третьих, имеется положительный опыт масштабного взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества СССР и РФ с Сирией, который насчитывает уже десятки лет.
В конце 2017 года правительственная делегация Российской Федерации посетила Дамаск и обсудила перспективы сотрудничества в областях добычи нефти, газа, фосфатов, электроэнергетики, нефтехимической промышленности, средств транспорта, коммуникаций, строительства, а также торговли. Сирийское руководство подтвердило, что РФ получит преференции при реализации программы восстановления страны. Конкретные предложения по восстановлению Сирии обсуждались на экспертном уровне на площадках Валдайского клуба, РИА-Новости и ТПП России. В рамках VI Ялтинского международного экономического форума, который пройдет в апреле 2018 года в Республике Крым, планируется подписать целый пакет инвестиционных контрактов между Москвой и Дамаском. Российские государственные и частные инвесторы считают, что уже созданы необходимые предпосылки к началу долгосрочной и комплексной восстановительной программы Сирии. В российских деловых кругах есть понимание, что те компании, которые не испугаются политических рисков и начнут сотрудничать с сирийскими партнерами уже сейчас, когда это жизненно необходимо для возрождения страны, займут ключевые позиции в экономике будущей Сирии.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Сирия, Исламское Государство, Джабга ан-Нусра, террор, Восточная Гута, Идлиб, Африн, Турция, армия Турции, армия Сирии, шииты, Сирийские Демократические Силы, армия США, США, Европейский Союз, Башар Асад, Россия