Как известно, 14 июля 2015 года Иран и шестерка международных посредников, среди которых Россия, США, Великобритания, Китай, Франция и Германия пришли к соглашению по урегулированию проблемы иранского атома. Был принят Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), выполнение которого снимает с Ирана ранее введенные экономические и финансовые санкции СБ ООН, США и Евросоюза. Мировое сообщество приветствовало это соглашение и ожидало дальнейших позитивных шагов по снижению международной напряженности. Однако, Д.Трамп посчитал эту сделку невыгодной для США и допустил возможность выхода Вашингтона из этого соглашения, если оно не будет изменено с учетом новых требований Белого дома.
В частности, Трампу не нравится пункт, позволяющий снять ограничение с иранской программы обогащения урана после 2025 года и тот факт, что международные независимые эксперты лишены доступа к ядерным объектам Ирана. Якобы, тем самым сохраняется вероятность нарушения Тегераном взятых на себя обязательств и в перспективе открывает ему доступ к ядерному оружию.
Трамп заявляет также, что он намерен добиваться замораживания иранской ракетной программы, чтобы не дать Тегерану возможности создать межконтинентальную баллистическую ракету. Белый дом не скрывает и своих озабоченностей по поводу экспорта иранских вооружений, агрессивной шиитской экспансии в арабских странах, материальной и финансовой поддержки террористов и экстремистов, сохранения враждебности по отношению к Израилю и поддержки антиизраильских палестинских группировок. Иранские власти обвиняются и в угрозах навигации в Персидском заливе, хакерских атаках на США, Израиль и их союзников, нарушениях прав человека и задержаниях иностранных граждан. Перечень претензий со стороны США к ИРИ этим не ограничивается и постоянно пополняется.
Даже западные партнеры США не поддерживают антииранской политики и намерений Д.Трампа в отношении этой, весьма важной для человечества сделки. Так, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила, что США в одностороннем порядке не могут выйти из соглашения, так как оно закреплено резолюцией Совета Безопасности ООН. Выступают за сохранение ядерной сделки с Ираном Великобритания, Франция, Германия, Россия и Китай. Ведь выход США из этого соглашения может спровоцировать выход из него и Ирана. Мир вернется к временам, когда всерьез рассматривалась вероятность решения проблемы ядерной программы Ирана военным путем, в том числе и с применением ядерного оружия США и Израиля.
Трудно понять логику Вашингтона в его нарастающем политико-дипломатическом давлении на иранское руководство. Казалось бы, президентство Хасана Роухани характеризуется умеренным и прагматичным курсом в области внешней политики. Наметились тенденции к выходу Ирана из международной изоляции и вовлечения этой региональной державы в глобальные мировые процессы в области экономики и международной безопасности. Тегеран сыграл определенную положительную роль в разгроме радикальных исламистских группировок в Ираке и Сирии, принимает активное участие в качестве посредника в урегулировании сирийского кризиса. Оснований сомневаться в выполнении иранскими властями положений ядерной сделки у инспекторов МАГАТЭ нет.
Однако, Вашингтон и его региональные союзники в лице Израиля и Саудовской Аравии пытаются обвинить руководство ИРИ в том, что высвободившиеся от ядерной программы и полученные им от снятия санкций финансовые средства используются для наращивания военного потенциала (ракетная программа) и для поддержки шиитских общин региона (Ирак, Сирия, Ливан, Йемен, Бахрейн, Саудовская Аравия, Кувейт и т.д.). Даже если допустить подобные факты, то это вовсе не повод, чтобы шантажировать иранское руководство и оказывать на него давление. Ведь никаких норм международного права Иран при этом не нарушает.
Проблема в том, что сегодня уровень доверия Тегерана к Тель-Авиву, Вашингтону, Эр-Рияду и ряду других столиц остается весьма и весьма низким. Иранское руководство демонстрирует открытость к равному и уважительному диалогу с лидерами любых стран. Вашингтон мог бы выступить с инициативами преодоления атмосферы взаимной вражды и недоверия между Тегераном и Эр-Риядом. Ведь сегодня суннитско-шиитские теологические различия активно используются властями и оппозицией в регионе в борьбе за власть, территории и ресурсы. Гибнут сотни тысяч ни в чем не повинных людей, разрушаются инфраструктура, жилой фонд, памятники мирового значения. Миллионы беженцев и перемещенных лиц вынуждены проживать в лагерях и искать спасения в странах ЕС.
Почему бы не провести встречи на высшем уровне между Саудовской Аравией и Ираном и не заключить между ними договор о мире и дружбе, который бы гарантировал шиитским общинам арабских стран равные права с суннитским большинством и, наоборот, в Ираке, например, арабы-сунниты могли бы стать полноправными членами общества и принять участие в работе коалиционных органов федеральной власти.
Также можно было бы обсудить и другие вопросы региональной безопасности. Если у Тегерана будут гарантии ненападения со стороны Израиля, США или стран Персидского залива, то тогда можно будет ставить вопрос и о замораживании ракетной программы Ирана. То есть, такие важные вопросы можно обсуждать за столом переговоров и убеждать иранских и саудовских партнеров в целесообразности взаимных разоруженческих инициатив. Персидский или Арабский залив вполне может стать демилитаризованной зоной, где не будет места иностранным военным флотилиям и военным базам. Тогда Иран может поверить в благие намерения Вашингтона и его союзников. А превалирующие сегодня в Белом доме методы великодержавного чванства, угроз, шантажа, ограничительных санкций – все это контрпродуктивно. Ведь есть же примеры другой внешней политики США, которая отвечает интересам американского и других народов. Так, тот же Трамп откликнулся на предложение северокорейского лидера Ким Чен Ына провести личную встречу в КНДР в мае текущего года. Будем надеяться, что этот саммит состоится и будет способствовать разрядке международной напряженности.
На экспертном уровне специалисты приходят к выводу, что в условиях дальнейшего научно-технического прогресса резко возрастает угроза получения доступа террористов к оружию массового уничтожения или разрушения ими объектов повышенной опасности с помощью дронов, обычных вооружений или гражданских изделий (атака авиалайнеров на башни-близнецы в США 11 сентября 2001 года). Даже разгром наиболее крупных террористических группировок типа ИГИЛ и "Джабга ан-Нусра" (запрещены в России) не может гарантировать нам защиты от все новых, более изощренных, вылазок террористов. "Спящие" ячейки "Аль-Каиды", сотен других подобных группировок расползлись по всему миру и реально угрожают нашей цивилизации. Исламисты-джихадисты активно используют интернет и новые информационные технологии для шантажа, вербовки новых сторонников и своей подрывной деятельности. Вместо того, чтобы всем странам сплотиться в борьбе с этой "чумой 21-го века" и общими усилиями свести риски новых террористических атак к нулю, мировое сообщество молчаливо наблюдает продолжение гонки ядерных и обычных вооружений и пытается убедить лидера одной из ведущих мировых держав в деструктивности его политики по отношению к Ирану. Ведь сорвать ядерную сделку с Ираном – это все равно что открыть шлюз для новой конфронтации на Ближнем Востоке и в мире в целом. Этим обстоятельством непременно воспользуются экстремистские и террористические группировки различного толка.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Иран, США, Дональд Трамп, шииты, Израиль, Европейский Союз, Федерика Могерини, СБ ООН, Хасан Роухани, Саудовская Аравия, сунниты