Заголовки новостей из Сирии сенсационны: существуют признаки того, что правительство Асада готовит следующую химическую атаку; американские пилоты нанесли удар, угрожающий нашим союзникам, и сбили сирийский самолет и также беспилотный самолет, произведенный в Иране; возможность прямого военного конфликта между США и Россией возросла. Освещение этих инцидентов и тактических реакций затушевывает более широкую историю: тихо идущая кампания против "Исламского государства" (ИГ) в конечном счете движется к завершению, но главные, долгосрочные стратегические проблемы остаются нерешенными.
Реальная проблема не является тактической. Она в отсутствии стратегического американского мышления в отношении Ближнего Востока после "Исламского государства". Его поражение оставит после себя политический вакуум, который должен будет каким-то образом заполнен. Вместо машинального повтора ошибок президента Обамы, администрация Трампа должна предпринять "мучительную переоценку” в стиле Джона Фостера Даллеса, чтобы не растерять победы на местах.
В первую очередь США должны существенно сократить или отказаться от военной поддержки действующего иракского правительства. Несмотря на сохранение трехсторонности: курдов, арабов-суннитов и арабов-шиитов, доминирующее место в столице занимают шииты, верные Ирану. Сегодня Ирак напоминает Восточную Европу конца 1940-х, зажатую в кулаке советской анаконды. Распространение багдадского политического и военного контроля на территориях, отвоеванных у ИГ, попросту содействует власти Тегерана, что не может входить в интересы Америки.
Иракские курды имеют де-факто независимость и в шаге от провозглашения ее де-юре. Они сражаются с ИГ, чтобы способствовать созданию большого Курдистана. Тем не менее, курды, в особенности в Сирии и Турции, едва однородны. Не все воспринимают США одобрительно. В Сирии курдские силы, сражающиеся с ИГ, связаны с РПК в Турции. Они представляют реальную угрозу территориальной целостности Турции, даже если это может показаться менее тревожным сейчас, когда планы президента Реджепа Тайипа Эрдогана стали чрезвычайно противоречивы светскому, западно-ориентированному видению Кемаля Ататюрка.
Во вторых, США следует оказать давление на Египет, Иорданию и монархии Персидского залива для их большей поддержки и увеличения войск в борьбе с ИГ. Америка слишком долго несла большую нагрузку в попытках сформировать эффективную силу из сирийской оппозиции. Даже сегодня оппозиция может быть названа мягко говоря "разнородной”. Она включает в себя, несомненно, террористические элементы, которые зачастую трудно отличить от "умеренных сил”, поддерживающих США. Получение свежих взносов от арабских союзников, восстановило бы равновесие оппозиции, учитывая, что оно будет особенно критично, если США откажутся, что возможно, от опоры на иракские силы, над которыми доминирует Тегеран.
В третьих, администрация Трампа должна получить ясное представление о российском вмешательстве. Сирийский котел – место, где конфронтация между американскими и российскими силами принимает угрожающие размеры. Почему Россия активна в этом конфликте? Потому что она помогает своим союзникам: сирийскому президенту Башару Асаду и иранским аятоллам. Несомненно, Россия не находится на верной стороне. Но мистер Обама, не видя действительности, верил, что Вашингтон и Москва делили общие интересы в ослаблении власти режима Асада. Новое мышление администрации Трампа должно быть ориентировано на четкую цель: оттеснение иранских и российских сил.
Начнем с Ирана. Тегеран пытается закрепить дугу своего контроля, идущую от его территорий через контролируемый Багдадом Ирак и асадовскую Сирию до Ливана с доминирующей Хизбаллой. Это может заложить основу для следующего потенциального регионального конфликта: иранская шиитская коалиция против суннитского альянса во главе с Саудовской Аравией. Коалиция, возглавляемая США, и укрепленная изложенными выше способами, должна пресекать амбиции Ирана по мере падения ИГ. Важное значение имеют обеспечение усиления армии и финансовая поддержка со стороны региональных арабских правительств. Их ставки также высоки как наши – несмотря на сложности между Катаром и Саудовской Аравией (и другими), – но их участие отстает. США ошибочно восполняют дефицит силами иракского правительства и шиитскими ополченцами. Вашингтон обманывает себя, думая, что сунниты смиренно примут правила иракского правительства, где доминируют шииты, или сирийского алавитского режима. Простое восстановление сегодняшних правительств Багдада и Дамаска в границах, созданных после Первой мировой войны, гарантировало бы возобновление поддержки терроризма и будущих конфликтов. Я до этого уже советовал создать новое, светское, суннитское (с демографической точки зрения) государство на территории западного Ирака и восточной Сирии. Там могут быть и другие решения, но только не расчет на границы, демаркированные европейцами около века назад.
В то же время, Соединенные Штаты должны переломить возобновленное присутствие и влияние России на Ближнем Востоке. Россия имеет новую авиабазу в сирийской Латакии, она участвует в боевых действиях и диктует, где в регионе могут летать американские военные самолеты. Несмотря на все обвинения в отношении связей Дональда Трампа с Россией, президентом, действительно ставшим заложником ситуации с Москвой, судя по всему, являлся Б. Обама.
Российское вмешательство, прежде всего ее ось с Асадом и тегеранскими муллами, остро угрожает интересам США, Израиля и наших арабских друзей. К настоящему моменту Асад, скорее всего, наверняка бы потерпел поражение, если бы не содействие России (и Ирана). К тому же, поддержка Москвой Тегерана разрушает любое заявление о том, что она действительно является содействующим лицом в борьбе с радикальным террористическим исламизмом, который взял свое современное начало в иранской революции 1979 года. И Иран, и режим Асада остаются государствами, спонсирующими терроризм, но только сейчас они применяют силу под защитным зонтом России. У США нет причин придерживаться стратегии, которая усиливает влияние России или ее заместителей.
Так как события в Сирии и Ираке все больше ставят под угрозу американские силы, Вашингтону не следует погрязать в переговорах по устранению конфликтных ситуаций или в незначительных изменениях в правилах участия. Вместо этого администрация Трампа должна пересмотреть возглавляемую США коалицию, чтобы гарантировать, что интересы Америки, а не России или Ирана, будут преобладать после того, как ИГ будет побеждено.
Джон Р. Болтон - советник президента США по национальной безопасности, бывший посол США в Организации Объединенных Наций, председатель Института Гатстоуна, старший научный сотрудник Американского института предпринимательства, автор книги "Капитуляция - это не вариант: защита Америки при Организации Объединенных Наций и за рубежом".
Wall Street Journal
Перевод: Алина Хакимова
Теги: Джон Болтон, США, Ближний Восток, Сирия, Башар Асад, Исламское Государство, Ирак, Иран, Россия, Иракский Курдистан, шииты, сунниты, Барак Обама, Дональд Трамп, армия США, Сирийский Курдистан, Турецкий Курдистан, Турция