В следующем месяце в Ираке должны состояться всеобщие выборы. С момента свержения режима Баас в апреле 2003 года иракцы будут голосовать на многопартийных выборах в четвертый раз. Несомненно, это событие – замечательное достижение для страны. До 2003 года Ирак был свидетелем многопартийных всеобщих выборов, пусть и с ограничениями, лишь в 1957 году – еще при монархии, которая была свергнута в 1958 году путем военного переворота. Однако Ирак по-прежнему далек от установления мира, стабильности, демократии и процветания. Иракский народ был освобожден от прежнего безжалостного режима, но за последние 15 лет ему пришлось пережить еще больше страданий, хотя и иного характера.
Смена режима в 2003 году стала возможной благодаря вторжению в Ирак международной коалиции во главе с США. Военная операция "Иракская свобода" быстро привела к краху иракских вооруженных сил. Далее последовал ряд мер по решению проблемы управления Ираком в отсутствие довоенных властей. Была создана международная Коалиционная временная администрация (CPA), а затем президент США Джордж Буш назначил Пола Бремера лидером с неограниченными полномочиями. Вскоре Бремер одобрил создание Временного управляющего совета Ирака. Члены Совета были выбраны Бремером из числа иракских граждан, поддержавших американское вторжение в Ирак.
Надежды на создание основы для свободного и демократического Ирака быстро сошли на нет в результате мятежа против коалиционных сил и их иракских союзников. Повстанческое движение постепенно переросло в шиитско-суннитский конфликт, который к 2006 году стал угрозой гражданской войны. Совместные усилия Международной коалиции, курдских Пешмерга, арабских племён и вновь созданных иракских вооружённых сил помогли избежать необратимых последствий.
Однако даже в этот период в Ираке происходили политические изменения, которые определяли будущее страны. В 2004 году CPA официально передала власть переходному иракскому правительству. Была избрана Национальная Ассамблея, задачей которой стала разработка постоянной Конституции. В 2005 году проект Конституции был одобрен всенародным референдумом, после чего состоялись первые всеобщие выборы.
Вновь образованный парламент избрал президента и премьер-министра. Реальная власть, включая пост главнокомандующего вооруженными силами, была и остается сосредоточена в их руках. Все политические группы заключили согласие о том, чтобы передать пост премьер-министра шиитам, президента – курдам, а спикера парламента - суннитам. Ирония заключается в том, что консенсус, основанный на религиозном расколе, который должен был стать решением для стабилизации политической ситуации, в итоге оказался сердцевиной всех проблем. Статус-кво открыл двери для вмешательства региональных держав во внутренние дела Ирака.
Отдельные группы в Ираке объединились с различными региональными державами. Несомненно, Иран стал важнейшим игроком в Ираке. Многие иностранцы не в состоянии оценить характер и степень влияния Ирана на Ирак, который все больше контролируется доминирующим шиитским религиозным и политическим классом, тесно связанным с Исламской Республикой Иран. "Народные мобилизационные силы" (PMF, ["Хашд аш-Шааби"]) сформированы на основе шиитской идеологической доктрины, аналогичной доктрине "Корпуса стражей исламской революции" Ирана (КСИР). Неудивительно, что всё это контролируется могущественным командиром иранских сил "Аль-Кудс" Касемом Сулеймани. Многие командиры PMF, в том числе руководитель Хади аль-Амири и его заместитель Абу Махди аль-Мухандис, в прошлом служили вместе с Сулеймани в "Революционной Гвардии". В настоящее время PMF по закону считаются независимыми военными силами, равными иракской армии. После состоявшегося в прошлом году спорного референдума о независимости [Курдистана] PMF были использованы в качестве основной силы для противостояния курдским пешмерга. Именно они захватили Киркук и другие части спорных территорий, находившихся под курдским руководством.
Несмотря на недавнюю минимизацию напряженности в отношениях между центральным правительством и федеральным курдским регионом, обе стороны по-прежнему имеют целый ряд спорных вопросов.
Курды - не единственный народ Ирака, который имеет серьезные проблемы с правительством шиитского большинства. Арабы-сунниты считают, что они маргинализованны и рассматриваются в роли граждан второго сорта. Примечательно, что в процессе разработки Конституции в 2005 году представители арабов-суннитов выступили решительно против статьи, в которой говорилось, что Ирак является федеративным государством. Но теперь отчаяние побудило их требовать своего собственного суннитского федерального региона, подобного курдскому. Однако сунниты не заходят так далеко, как большинство курдов, предпочитающих независимость от Ирака. Другими словами, курды и сунниты хотели бы изменения статус-кво путем предоставления им больших возможностей для самоуправления.
Итак, куда ты идешь, Ирак? Спустя пятнадцать лет после операции "Иракская Свобода" иракцы по-прежнему задают насущный вопрос: сможет ли выжить единый Ирак? В прошлом году доклад о будущем Ирака был опубликован Целевой группой по Ираку, основанной Вашингтонским Атлантическим советом. В состав группы входили многие политики, ученые и эксперты. В заключении авторы доклада предложили администрации США ряд рекомендаций. В одной из рекомендаций говорилось: "В интересах нашей национальной безопасности мы делаем все возможное, чтобы помочь в создании независимого, стабильного и процветающего государства: Ирака, живущего в мире со своими соседями; Ирака, отражающего законное и эффективное управление и решительно настроенного на тесное сотрудничество с Соединенными Штатами на Ближнем Востоке и за его пределами."
Многие иракцы не столь оптимистичны. Они не уверены в том, что такая цель может быть достигнута без изменения статуса-кво. И перемены не произойдут, по крайней мере, в течение следующих нескольких лет. В четвертый раз выборы будут проходить между политическими блоками, сформированными на религиозной основе.
Камран Карадаги - курдский журналист, политический писатель и бывший руководитель штаба президента Ирака Джалала Талабани с 2005 по 2007 год.
Перевод: Екатерина Филюкова
Теги: Камран Карадаги, Ирак, шииты, сунниты, Иракский Курдистан, Курдистан, Иран, США, Хашд аш-Шааби, КСИР, Сардар Касим Сулеймани