Две страны Восточного Средиземноморья - Сирия и Турция – на сегодняшний день представляют собой одни из самых неприятных проблем для внешней политики Соединенных Штатов. Сирийская гражданская война стала магнитом как для террористов, так и для противников США. Турция, союзник по НАТО, сталкивается с терроризмом и кризисом беженцев. На национальном уровне она все чаще отказывается от демократических принципов и делает выбор, который противоречит интересам Соединенных Штатов. Америке необходимо принять новый стратегический подход к Восточному Средиземноморью, который изложен в докладе CSIS [The Center for Strategic and International Studies - Центр стратегических и международных исследований - американский аналитический центр, базирующийся в Вашингтоне], и который будет представлен в мае 2018 года. Неотложной частью стратегии, описанной здесь, является пересмотр политики США в отношении Сирии и Турции.
Стратегию США в Восточном Средиземноморье уже давно следовало пересмотреть. Сегодняшняя стратегия была задумана 70 лет назад, когда еще существовал Советский Союз, терроризм не был главной заботой, а порядок после Второй мировой войны носил американский характер. Но в 2018 году семилетняя война в Сирии привела к созданию безопасных убежищ для джихадистов-салафитов, вызвала крупнейший кризис беженцев со времен Второй мировой войны, а также подорвала единство и контроль государства. К тому же, Турция, Россия, Китай и Иран ищут более сильные позиции в регионе, что подорвет договоренности, обеспечившие безопасность Соединенных Штатов и их союзников. Интересы США в регионе по-прежнему велики, но регион меняется таким образом, что наносит вред этим интересам, а влияние США уменьшается. Настало время для того, чтобы Соединенные Штаты разработали новую стратегию для Восточного Средиземноморья, которая основывается на общих трансатлантических интересах, сохраняет европейское единство и безопасность, обеспечивает большую стабильность на Ближнем Востоке и защищает государственный потенциал от множества укрепляющихся негосударственных субъектов. Эта стратегия должна опираться на два положения.
Во-первых, Соединенные Штаты заинтересованы урегулировать сирийский конфликт таким образом, чтобы продвигать основные интересы США. Это требует трезвого признания того, что, несмотря на чрезвычайную жестокость режима Башара Аль-Асада, единое сирийское государство предпочтительнее хаоса. Бесконечная гражданская война стимулирует региональную дестабилизацию, еще больше ослабит союзников США и еще сильнее углубит иранское и российское присутствие в регионе. Военные действия США против джихадистов-салафитов важны, но они должны быть частью более широкой политической стратегии, которая стремится к стабильности в Сирии. Мы не принимаем это решение легкомысленно, поскольку существует более широкая политика США и моральные составляющие в поддержку позиции, согласно которой смертоносный режим должен восстановить контроль над Сирией.
Во-вторых, ради интересов США и будущей сплоченности НАТО, а также ради трансатлантических отношений, Соединенные Штаты должны перекомпилировать свои отношения с Турцией, чтобы сократить разрыв между американскими и турецкими целями в регионе. Одновременно с этим нужно разработать дополнения или, при необходимости, альтернативы стратегическим выгодам и активам, которые предоставляет Турция.
Только занимая активную политическую позицию, которая противостоит стратегическим вызовам региона, Соединенные Штаты могут восстановить свое региональное влияние и продвигать свои интересы. Америке не следует полагаться на то, что когда-то существовало, но она должны решить, что станет с регионом в будущем. Те способы, которыми Соединенные Штаты будут решать проблемы в Сирии и Турции, определят будущее региона, а также роль США в нем.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ 1: УРЕГУЛИРОВАНИЕ СИРИЙСКОГО КОНФЛИКТА И ОСЛАБЛЕНИЕ ИРАНСКОЙ И РОССИЙСКОЙ МОЩИ.
Продление семилетнего конфликта в Сирии подрывает стратегические интересы США. Волны беженцев дестабилизировали Европу, Турцию, Иорданию и Ливан; джихади-салафисты задействовали Сирию в качестве базы для координации нападений в Европе и за ее пределами; Россия использует конфликт в Сирии для проецирования силы и влияния в Восточном Средиземноморье; а для Ирана Сирия стала передовой операционной базой и мостом к Средиземному морю. Соединенные Штаты должны принять значимое участие в прекращении сирийского конфликта, чтобы внутренние проблемы и разногласия Сирии не угрожали интересам США или экспортной нестабильности сирийских соседей и Европы.
Ни один из вариантов, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты, не выглядит привлекательно. Когда восстание в Сирии началось в 2011 году, условия были иными, но с каждым последующим годом бездействия американской политики влияние США сокращалось, а авторитет России, Турции и Ирана увеличивался. Военное вмешательство этих стран изменило политический ландшафт Сирии таким образом, который отодвинул Америку на второй план. Даже несмотря на то, что Соединенные Штаты вооружили примерно 2000 военнослужащих для борьбы с группировкой "Исламское государство" (ИГ), остаются одним из крупнейших доноров для беженцев и предоставляют гуманитарную помощь, размер которой с 2011 года уже достиг 7,4 миллиардов долларов, их политическое и дипломатическое влияние затмевается другими внешними участниками. США в основном находились на периферии Женевского процесса под руководством ООН (который, в любом случае, дал мало ощутимых результатов), еще меньше участвовали в российско-иранско-турецком Астанинском процессе, присутствуя лишь в качестве наблюдателя, а также не сыграли никакой роли в возглавляемых Россией Сочинских переговорах. Расширение военных операций в Сирии в 2017 году для борьбы с "Исламским государством" и усиление дипломатических дискуссий с Россией (в частности, сосредоточенных на бесконфликтных зонах и зонах прекращения огня) не увеличили рычаги давления США – впрочем, они к этому и не стремились.
Отчасти проблема заключается в том, что Соединенные Штаты не имеют четкой политической стратегии для Сирии и недостаточно привержены ее обеспечению. Чтобы играть определенную роль в формировании этой постконфликтной среды, Соединенным Штатам придется удвоить свои дипломатические усилия для достижения примирения в ранее мятежных районах, что должно побудить курдов и сирийский режим прийти к договоренности об ограниченном самоуправлении в курдском регионе. Это потребует участия правительства США и других заинтересованных субъектов, включая Россию и Турцию. Параметры, которые бывший госсекретарь Рекс Тиллерсон изложил 17 января 2018 года, являются практической отправной точкой. Соединенные Штаты не должны ни напрямую помогать сирийскому режиму, ни оказывать помощь в восстановлении территории, находящейся под режимом, до тех пор, пока не будет достигнуто постконфликтное политическое соглашение и гарантии его соблюдения. Также предусмотрен случай (хотя Тиллерсон возражал против него), подразумевающий помощь США в восстановлении районов, контролируемых американскими союзниками. Окончательное возвращение государственного контроля должно уменьшить необходимость развертывания внешних войск в Сирии, включая российские, турецкие, иранские и американские силы.
Соединенные Штаты не могут избавить Сирию от глубоких внутренних проблем или решить, кто управляет Сирией. Действия США в Сирии должны быть направлены на увеличение влияния США в переговорах о будущем Сирии. Америке следует стремиться к обеспечению большей автономии для районов, которые к ней стремятся, и сведению к минимуму постоянного присутствия иностранных войск в стране.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ 2: УСТРАНЕНИЕ РАСТУЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РАСХОЖДЕНИЙ С ТУРЦИЕЙ.
Политические разногласия между Соединенными Штатами и Турцией по вопросу Сирии, которые расширились и углубились в течение последнего десятилетия, приблизили двух союзников по НАТО к конфликту. Эти различия достигли вероятной точки перегиба. Оказав содействие подъему "Исламского государства" в Сирии для борьбы с режимом Асада, Турция теперь отдает приоритет ведению войны против сирийских курдов вместо борьбы с ИГ, и сейчас Турция координирует свои действия по Сирии с Россией и Ираном более тесно, нежели с союзниками по НАТО.
Кроме того, антидемократическое, неоосманское сползание Турции также влияет на отношения с Соединенными Штатами и Европой. Проводя постоянные чистки, длительные задержания и аресты, Турция подрывает права человека и демократические институты, а также угрожает собственной политической и экономической стабильности в будущем. Объявление досрочных парламентских и президентских выборов 24 июня, скорее всего, обеспечит лидерство президента Реджепа Тайипа Эрдогана на ближайшие пять лет и углубит авторитарные тенденции Турции и её напряженность с Западом.
Турецкое правительство прямо обвинило Соединенные Штаты в поддержке попытки военного переворота в июле 2016 года, указав в качестве доказательства на присутствие в США ссыльного общественно-религиозного лидера Фетхуллаха Гюлена. В июле 2016 года турецкое руководство временно закрыло воздушное пространство над Инджирликом и отключило электричество на воздушной базе после неудавшегося переворота, а также публично обвинило высокопоставленных американских военнослужащих в причастности к перевороту. Между тем, чиновники турецкого правительства открыто поддерживают антиамериканские настроения в Турции. Независимо от того, считает ли президент Эрдоган, что США поддержали попытку государственного переворота, или использует этот эпизод в политических и националистических целях, но растущее недоверие осложняет отношения между Турцией и другими членами НАТО. Турция объявила, что намерена приобрести российскую систему противоракетной обороны S-400, что ставит под угрозу потенциал противоракетной обороны НАТО, и эта покупка, вероятно, нарушает санкции США против России. Тесное военное сотрудничество с Россией может значительно осложнить участие Турции в программе F-35 Joint Strike Fighter, поскольку существует опасение, что современные технологии F-35 могут быть переданы России.
Неоднократные военные интервенции Турции на сирийскую территорию препятствовали усилиям США по ликвидации присутствия ИГ в Сирии, поскольку союзнические курдские силы покинули передовую линию борьбы против ИГ, чтобы защитить свои районы от турецких и про-турецких сил. По мере того, как эти силы начинают действовать в непосредственной близости от американских войск, риск столкновения растет. Если это произойдет, то ужасные последствия будут необратимы.
Турция и Соединенные Штаты в течение некоторого времени находятся в политическом тупике. Турция не является ни противником в общепринятом смысле, ни полноценным союзником. Отношения вряд ли когда-либо вернутся к интимности времен холодной войны, и даже в этом случае формальный разрыв связей маловероятен. Но, договариваясь с менее надежным партнером по НАТО, Соединенные Штаты должны признать, что двусторонние отношения не могут быть связаны старыми взаимными предположениями. Америке следует придерживаться двухсторонней стратегии, направленной на реинвестирование в евроатлантическо-турецкие отношения, одновременно с этим разрабатывая дополнительные или, при необходимости, альтернативные партнерства с другими региональными субъектами для обеспечения стратегических выгод и военных активов, аналогичных тем, которые предоставила Турция. Соединенные Штаты должны укреплять свои региональные партнерские отношения с Грецией и Кипром, а также активизировать связи с турецким гражданским обществом как внутри Турции, так и за ее пределами. Таким образом, США могут попытаться найти новое, более управляемое равновесие, где враждебность и действия Турции не подрывают интересы и политику США, и все это происходит в рамках более широкой стратегии США в отношении Восточного Средиземноморья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Восточное Средиземноморье - не единственный регион, где отсутствие региональной стратегии США нанесло ущерб американским интересам, но один из самых важных. Проблемы в этой области охватывают основные интересы США в Европе и на Ближнем Востоке. Крайне важно, чтобы Соединенные Штаты уменьшили текущую и потенциальную деятельность противников США в регионе, в частности России и Ирана, поскольку они угрожают региональным союзникам США, таким как Израиль, Иордания и Греция.
Соединенные Штаты не могут возродить архитектуру, которую они построили на заре холодной войны, и не должны стремиться к этому. Америке следует понять, что именно США ставят на кон в регионе сейчас и в будущем. Она должна иметь четкое представление о своих долгосрочных интересах и неотложных приоритетах - Сирии и Турции - и использовать имеющиеся в ее распоряжении инструменты для всестороннего взаимодействия с союзниками в регионе.
Посредством четкого согласования инструментов и интересов Соединенные Штаты достигли значительного влияния в середине двадцатого века. Теперь они должны сделать это вновь в начале XXI века.
Джон Альтерман - глава кафедры им. Збигнева Бжезинского по изучению глобальной безопасности и геостратегии, директор программы по Ближнему Востоку в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований (CSIS).
Хизер Конли - вице-президент вашингтонского Центра стратегических и международных исследований.
Перевод: Екатерина Филюкова
Теги: США, Сирия, Турция, Сирийский Курдистан, Исламское Государство, Иран, Россия, Башар Асад, Реджеп Тайип Эрдоган, Фетхуллах Гюлен, НАТО, Джон Альтерман, Хизер Конли