Сирийский кризис, который с 2011 года является главной проблемой на Ближнем Востоке, вступил в новую фазу, что стало причиной очередных вызовов для Соединенных Штатов. С ранних этапов своего развития сирийский кризис развернулся на трех уровнях: внутреннем, региональном и международном. Успех режима Асада в захвате Алеппо в конце 2016 года стал поворотным моментом на внутреннем этапе войны. Со значительной помощью России и Ирана режим последовательно стремится вернуть себе все больше и больше своей территории. Теперь он контролирует около 50 процентов и, если ничего не будет препятствовать, этот процент будет постепенно увеличиваться. Снижение значимости внутреннего конфликта уменьшило существенность двух аспектов кризиса в предыдущие годы: огромного количества жертв среди гражданского населения и перемещения беженцев в соседние страны и в Европу. Акцент сместился на региональное и международное измерения: стремление Ирана к усилению своего военного присутствия, политического и экономического влияния, ирано-израильская напряженность на юге Сирии и захват Турцией сирийской территории на севере, ее военное наступление против местных курдских сил. Россия во главе с Путиным вполне успешно стремится играть роль "посредника" в сирийском кризисе, в то время как США столкнулись с необходимостью разработки и реализации стратегии, которая будет служить их собственным интересам и интересам их ближневосточных союзников.
В своих мемуарах бывший госсекретарь Хиллари Клинтон определила сирийский кризис как "злую проблему", под которой она подразумевала то, что США трудно найти выгодные политические решения. Действительно, Сирия, вероятно, будет одним из самых негативных аспектов внешнеполитического наследия администрации Обамы. Предположения, построенные на гипотетических последствиях более напористой политики США в Сирии в 2011-2012 годах, спорны, но нельзя отрицать тот факт, что неспособность Обамы уважать свои собственные "красные линии" в 2013 году создала вакуум, который Владимир Путин использовал правильно. Военное вмешательство России в сирийский кризис в 2015 году нарушило баланс в гражданской войне и привело к выживанию режима и к тому, что Москва заняла свое нынешнее положение в отношении сирийского кризиса, а также других более крупных ближневосточных проблем.
При приходе к власти администрации Трампа на короткий период показалось, что США вот-вот изменят курс по Сирии. Во время своего визита в Саудовскую Аравию и во время других мероприятий, президент обозначал приоритет, связанный с проверкой, насколько Иран амбициозен и с наблюдением за его экспансией на Ближнем Востоке. Сирия была естественной ареной для такой проверки Ирана. Решение Трампа атаковать сирийскую авиабазу после очередного применения режимом химического оружия против гражданского населения, сбитые сирийский истребитель и проиранский беспилотник на востоке Сирии рассматривались в то время как потенциально обозначающие такое изменение. Администрация Трампа унаследовала от своего предшественника хорошо организованную кампанию против ИГ и эффективное партнерство с курдским ополчением на северо-востоке Сирии. Кампания против ИГ увенчалась захватом Ракки, столицы несуществующего государства этой организации на востоке Сирии. Следующий вопрос заключался в том, будет ли администрация продолжать эту кампанию, стремясь обеспечить прямой или косвенный контроль над Восточной Сирией, или же она передаст ее режиму Асада и его иранским покровителям. Для Ирана контроль/гегемония на востоке Сирии были и остаются важнейшими элементами его кампании по строительству сухопутного моста к Средиземному морю через Ирак, Сирию и Ливан. Как оказалось, администрация Трампа решила не прикладывать огромных усилий, необходимых для противостояния амбициям Ирана. Но администрация решила сохранить 2000 американских спецназовцев на севере и северо-востоке Сирии, чтобы поддержать курдских союзников и продемонстрировать им свое содействие.
В середине января государственный секретарь Рекс Тиллерсон выступил с важной речью, в которой изложил стратегию США в Сирии. По словам секретаря, она заключается в следующем:"Сегодня, когда мы исследуем Сирию, мы видим общую картину ситуации, характеризующуюся тремя факторами:
1) ИГ в значительной степени, но не полностью, побеждено.
2) Асад контролирует около 50% территории Сирии.
3) сохраняются стратегические угрозы США помимо ИГ (речь идет в основном об Иране).
Пять ключевых "конечных положений" в Сирии для США:
• ИГ и Аль-Каида терпят полное поражение.
• Основной конфликт решается через процесс под руководством ООН (стабильное, единое независимое сирийское государство под руководством Асада).
• Влияние Ирана уменьшается.
• Возвращение беженцев.
• Сирия свободна от оружия массового поражения.
Госсекретарь заявил, что "администрация Трампа реализует новую стратегию для достижения конечного результата. Этот процесс в значительной степени влечет за собой увеличение дипломатической деятельности ... но давайте будем честными: США будут сохранять свое военное присутствие в Сирии". К сожалению, только первая цель "конечных положений" потенциально достижима. Остальные четыре нереалистичны и вряд ли будут достигнуты в нынешних условиях.
США сталкиваются с рядом серьезных проблем в Сирии: позиция России в качестве арбитра по вопросу сирийского кризиса находит отклик на Ближнем Востоке и рассматривается как крупный успех в стремлении Путина восстановить позиции России в качестве основного актора на Ближнем Востоке. Иран продолжает внедряться в Сирию, и наращивание им военной мощи ставит Тегеран и Иерусалим на путь столкновения. Решение Ирана отправить беспилотник из Сирии на израильскую территорию стало беспрецедентной провокацией. Серьезный ответ Израиля стал еще одним свидетельством того, что опасность новой войны на северных границах Израиля реальна, и что война может охватить Сирию и Ливан. Поддержка со стороны США сирийских курдов рассматривается Турцией, союзником США, как опасная провокация, что вбило еще один клин и в их без того проблемные отношения. Суннитские союзники Вашингтона в Персидском заливе во главе с Саудовской Аравией озабочены тем, что им не удается совмещать антииранскую риторику с эффективными действиями.
Для того чтобы справиться с этими вызовами, эффективная американская стратегия должна исходить из того, что четкое решение сирийского кризиса не представляется возможным в обозримом будущем, и что сирийская арена будет оставаться центром нескольких региональных и международных конфликтов. Для того чтобы иметь весомый голос в продолжающемся конфликте по поводу будущего Сирии, действительно важно сохранить военное присутствие США на местах. Курдская зона занимает около 15 процентов территории Сирии, но на периферии страны. США должны предпринять значительные дипломатические усилия и проявить изобретательность, чтобы убедить Турцию принять их отношения с курдами. Необходимо приложить дополнительные усилия на юге Сирии, чтобы предотвратить израильско-иранское столкновение. Первоначальное соглашение по районам деэскалации должно быть использовано и усовершенствовано так, чтобы отодвинуть Иран от Голанских высот. Очевидно, что Администрации Трампа очень трудно эффективно иметь дело с позицией России по Сирии до тех пор, пока тень расследования угрожает президенту. Но в какой-то момент США придется найти способ взаимодействия с Россией в отношении Сирии и разработать стратегию, которая будет использовать существующие трещины в ее партнерстве с Ираном. В настоящее время Россия и Иран являются стратегическими союзниками в Сирии, но их долгосрочные интересы не идентичны, и более глубокое американо-российское взаимопонимание может превратить Россию в подходящего партнера в достижении хотя бы некоторых целей Вашингтона в Сирии.
https://www.hoover.org/research/
syrian-crisis-strategic-challenges-united-states
Перевод Дарьи Трифоновой
Теги: Итамар Рабинович, США, Сирия, Барак Обама, Дональд Трамп, Исламское Государство, Россия, Иран, Турция, Рекс Тиллерсон, Сирийский Курдистан, Саудовская Аравия, Израиль