В череде событий, происходящих в различных частях Курдистана в последнее время, по-прежнему очень мало тех, которые реально бы сближали курдов, способствовали их объединению. Обнадеживающе прозвучали недавние известия о возобновлении контактов между Рожавой и Эрбилем с целью восстановления нормальных отношений между сирийской-курдской Партией демократического союза (PYD) и Национальным советом Курдистана (КНC). Но подобные попытки осуществлялись и ранее, и все они заканчивались безрезультатно. Эксперты сомневаются в успехе переговоров и на этот раз.
Положение, когда никто никому не хочет уступать, делать шаги навстречу, идти на компромиссы, продолжается годами, а воз и ныне там. Курдистан по-прежнему расколот, как грецкий орех, и различные силы тянут его осколки в разные стороны.
Дело в том, что действенных, эффективных механизмов, позволяющих принудить лидеров и партии всех четырех частей Курдистана к началу реального движения к общекурдскому единству, к сожалению, все еще не создано. Кто или что может повлиять сегодня на это движение? К сожалению, такой силы нет. Одиночные попытки отдельных курдских политиков, общественных деятелей, публицистов, представителей интеллигенции сдвинуть процесс с мертвой точки заканчиваются ничем. В лучшем случае – сотрясли воздух, произнесли речи, выговорились и – всё. Это напоминает бег по кругу.
Даже самые робкие и негромкие шаги к единению на корню блокируются то одной, то другой политической силой Курдистана. Ну, не желают представители ряда курдских партий и организаций садиться за один стол друг с другом! Поэтому раз за разом срывается созыв курдской общенациональной конференции, другие общекурдские мероприятия проходят, как правило, в усеченном составе, в отсутствии той или иной стороны, представляющих Курдистан.
Помехи ставят и "друзья" курдов, как из числа великих держав, так и региональных государств, для которых единство Курдистана – кость в горле, помеха их целям и интересам на Ближнем Востоке. Они манипулируют лидерами и партиями Курдистана в свою пользу, оказывают на них мощное давление то кнутом, то пряником – деньгами, поставками оружия, разными посулами, а при смене обстановки сдают и предают. Эти внутренние и внешние факторы ставят непреодолимые заслоны на пути к единству курдов.
Возможен ли выход из этого замкнутого круга? На мой взгляд, он есть. Ответ на этот вопрос не лежит в традиционной, привычной всем плоскости. Привычная - это собрать представителей различных курдских партий и сообществ в одном месте в надежде, что они сумеют договориться. Но этот механизм не срабатывает.
Что поделаешь, курдская нация разделена. Объединить ее традиционным "парламентским" путем, как это пытались сделать при созыве общенациональной конференции на основе квот и представительств различных партий и общественных организаций "четырех Курдистанов", не удается. О причинах я сказал выше. Вывод: принцип парламентаризма с его многопартийностью, фракциями и группами, в качестве инструмента для решения вопроса об объединении не годится. Он означает неизбежную борьбу за власть, верховенство, контроль за принятием решений. Это дорога в тупик.
Нужен другой механизм, опирающийся в большей степени на силу общественного мнения и авторитет личностей, пользующихся безусловным уважением и признанием во всех курдских общинах, внутри Курдистана и среди курдов, живущих за его пределами.
Поиск решения стоящих перед Курдистаном задач неизбежно приводит к необходимости создания некоего общекурдского надпартийного, межконфессионального, внетерриториального органа, единственной идеологической платформой которого должна стать идея единения курдов, объединения Курдистана, достижения в будущем курдской государственности.
Этот орган должен быть своеобразным советом старейшин (хотя возраст тут – не главное), соединяющим в себе функции представительства общенациональных интересов всех курдов и третейского суда, призванного честно и беспристрастно оценивать действия курдских лидеров и партий через призму главного критерия: ведут эти действия к единству курдов или нет, приближают они момент создания единого Курдистана или, наоборот, отдаляют?
Нам крайне не хватает такого органа. Как его назвать? Комитет "Курдское Единство", "Общекурдская национальная палата", "Единый Курдистан"… Не так важно! Важно, чтобы он был.
Кто в него мог бы войти?
Это должны быть люди от всей курдской нации. Не от Оджалана, не от Барзани, не от Талабани, не от других лидеров, не от шиитов, суннитов или езидов, не от иракского, иранского, сирийского или турецкого Курдистанов. От всех курдов вне зависимости от того, на каком диалекте они говорят, какую религию исповедают, в какой стране проживают.
У людей, собранных в этот орган, должен быть непререкаемый моральный авторитет, незапятнанная репутация. Такими были, увы, ныне умершие: Амеде Хани (Турция) – поэт, философ, мыслитель; Джагархун (Сирия) – поэт, писатель, певец Курдской свободы; Канат Курдоев (Россия) – ученый-востоковед, лингвист; Араб Шамилов – советский писатель, создатель курдского латинизированного алфавита; Мала Мустафа Барзани (Ирак) – видный военный и политический деятель; Махмуд Барзанджи (Южный Курдистан) – политический деятель; Мухамед Кази (Иран) – курдский политический деятель. Но уверен, таких людей много и среди живущих, как в самом Курдистане, так и проживающих ныне в силу разных обстоятельства за его пределами. Возьму на себя смелость назвать некоторых из них: Фаик Блут – историк, писатель, Тарик Зия Экинджи – историк, политолог из турецкого Курдистана; Кадир Амач – социолог из Германии; Низамиттин Арич – поэт, композитор и певец; Надир Надиров – ученый, академик из Казахстана; Нижмудин Карим – бывший губернатор Киркука; Асо Пироти – педагог, ученый из Швейцарии; Тимуре Халил – журналист, писатель; Юрий Набиев – журналист, редактор сайта "Riataza"; Аза Авдали – публицист из Москвы; Кандал Назан – директор Парижского Курдского университета (Франция); Лейла Зана - лауреат премии Сахарова; Надия Мурад – правозащитница, посол доброй воли ООН; Шван Парвари – поэт, певец; Дария Авни – писательница, журналист и многие другие достопочтенные люди.
Уверен, стоит на любом курдском интернет-ресурсе призвать их посетителей назвать наиболее уважаемых и авторитетных общественных деятелей – курдов, они предложат не один десяток имен.
Безусловно, любой активный общественный деятель-курд имеет свои убеждения, политические и идеологические пристрастия и т.д. Но в случае приглашения и участия в работе всекурдского органа он должен дать обещание или даже клятву – отстаивать не частные, не узкие интересы, а общенациональные.
Платформой для работы такого органа могли бы стать несколько ключевых положений:
- Единство всех курдов вне зависимости от их конфессиональной, политической, социальной и иной принадлежности.
- Достижение государственности Курдистана мирным, ненасильственным путем.
- Преодоление всех разногласий и противоречий только путем диалога, нахождения общих точек соприкосновения и компромиссов.
И пусть решения и оценки этого органа не будут носить обязательный характер. Не прислушаться к ним курдские лидеры не смогут, если они не хотят потерять уважение и моральную силу среди соплеменников.
Раньше различные политики, прямо скажем, использовали уважаемых и авторитетных курдов в своих целях, убеждая и уговаривая поддержать какою-либо политическую инициативу, исходящую от той или иной курдской партии. Эти люди служили подпоркой политикам. В случае создания такого органа ситуация поменяется кардинальным образом. Политики будут внимать уважаемым курдам и учитывать их голос, их мнение в своих практических действиях.
Так и должно быть. Политика для людей, а не люди для политики.
Приглашаю всех к дискуссии и к практическим шагам по созданию новой общекурдской структуры.
Борис Мамоян (Уське Qачах)
Теги: Борис Мамоян, Курдистан