Анализ профессора университета им. Йылдырыма Беязыта, главы Института российских исследований (RUSEN) Салиха Йылмаза
В Турции 24 июня состоялись досрочные выборы, победу на которых одержал действующий президент Эрдоган, набравший на 20% голосов больше по сравнению со своим сильнейшим соперником. Наряду с этим Партия справедливости и развития (ПСР) утратила большинство в парламенте. В этих условиях кто-то может подумать, что ПСР попала в зависимое положение от Партии националистического движения (ПНД), однако эти две партии больше нацелены на сотрудничество, нежели на взаимозависимость. После попытки переворота 15 июля 2016 года они придерживаются схожего курса по многим вопросам внутренней и внешней политики. В прошедших выборах самой непредсказуемой стала поддержка избирателей именно ПНД, которую не смогли спрогнозировать многие центры по опросу общественного мнения. Вопреки прогнозам, ПНД сохранила свои позиции и заняла ключевое положение в парламенте.
Еще один момент, который нужно отметить на прошедших выборах, это то, что кандидат от Народно-республиканской партии (НРП) Мухаррем Индже набрал на 8% больше голосов по сравнению с партией, от которой он баллотировался. Сразу же после выборов в партии разгорелись споры по поводу руководства партии - под вопрос было поставлено лидерство Кемаля Кылычдароглу. Самой важной причиной этих споров стал тот факт, что Кылычдароглу проиграл Эрдогану 9 выборов, а на последних выборах поддержка НРП упала на 3%.
Наряду с этим ведутся споры о том, что Партия демократии народов (ПДН) преодолела избирательный порог за счет голосов сторонников НРП, потому что ПДН заручилась большим процентом голосов в регионах, в которых НРП пользуется большой поддержкой, при этом она потеряла поддержку электората в юго-восточных регионах. "Хорошая партия", несмотря на то, что она была основана всего 7 месяцев тому назад, добилась успеха, сумев преодолеть 10-процентный избирательный порог. Наибольшую поддержку она получила от электората бывших Партии справедливости и партии "Правильный путь". В состав Великого национального собрания Турции также вошли депутаты от Демократической партии, Партии великого единства, Партии благоденствия, что говорит о высоком уровне представительства в парламенте.
Позиция турецкого общества на этих выборах определилась под воздействием опасений, связанных с обеспечением безопасности в стране, и тенденции роста националистических настроений в мире. При этом риторика ЕС, США и НАТО не нашла какого-либо отклика у турецкого избирателя. В незначительной степени на выбор избирателя повлияли и признаки экономического кризиса. На его выборе также отразилась внешнеполитическая позиция кандидатов в президенты. К примеру, кандидаты выступили со следующими заявлениями относительно России:
- президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что поддерживает с главой РФ Путиным искренний диалог;
- кандидат от Народно-республиканской партии (НРП) Мухаррем Индже указал, что Россия берет Турцию в осаду;
- кандидат от Партии благоденствия Темель Карамоллаоглу заявил, что Турция должна развивать отношения с Россией.
Тем самым кандидат от НРП Мухаррем Индже в ходе предвыборной кампании использовал антироссийскую риторику и даже выступил с предложениями о нормализации отношений с США и ЕС, что указывает на изменение традиционной политики партии, так как она на протяжении долгих лет занимала антиамериканскую позицию. На этих выборах НРП взяла прямо противоположный политический курс.
В ходе предвыборного периода в СМИ, прежде всего, в европейских СМИ и СМИ США появлялись новости о том, что Россия оказывает вмешательство в выборы в Турции, при этом этой информации не давалось какого-либо обоснования. Между тем на таких платформах, как Google, Twitter и Facebook, поддерживалась антиправительственная пропаганда, при этом были заблокированы аккаунты многих сторонников правительства. То есть Запад попытался повлиять на выборы посредством социальных медиа.
Выборы в Турции имели критическое значение как для Запада, так и для Востока. Если бы президент Эрдоган потерпел поражение на выборах, новое руководство, которое бы пришло к власти, обещало улучшить отношения с Западом. Однако народ предпочел продолжить свой путь с Эрдоганом.
С другой стороны, переизбрание президента Реджепа Таийпа Эрдогана гарантировало продолжение сотрудничества с Россией, в том числе по сирийскому мирному урегулированию. Россия и Турция отметили важный прогресс в борьбе против терроризма в Сирии и других регионах. Сотрудничество этих двух стран подразумевает также решимость в вопросе оказания взаимной поддержки и объединения сил в случае нападок со стороны Запада. Свидетельством этой решимости стало начало строительства на следующий же день после выборов сухопутного участка газопровода "Турецкий поток".
Сразу же после выборов США выступили с двумя посылами в адрес Турции: в первом они потребовали от союзных государств прекратить закупку нефти у Ирана, во втором заявили, что в случае поставок С-400 из России введут в отношении Турции санкции. Турция ответила, что не откажется от поставок нефти из Ирана, пока ООН не примет соответствующего решения. А так как поставки систем ЗРК не завершены, какого-либо заявления по С-400 от Турции не последовало.
По всей видимости, турецко-российское сотрудничество продолжит идти прежним ходом. Уровень же сотрудничества зависит от давления, которое США и ЕС будут оказывать на Турцию. Если США продолжат оказывать давление и выступать с угрозами, сотрудничество между двумя странами может перерасти в союзничество. Тем временем на данный период стратегия России в отношении Турции имеет довольно пассивный характер. Между странами не обсуждаются такие вопросы, как Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК), Нагорный Карабах, Крым и другие. В условиях наращивания Великобританией, Израилем и США их присутствия в южной части Кипра, России необходимо определиться с политикой в отношении Турецкой республики Северного Кипра (СРСК). Наряду с этим, на фоне преимущества, которое США получили с приходом к власти Пашиняна, Россия должна вынести на рассмотрение проблему Нагорного Карабаха с целью разрешения кризиса в регионе. Если данная проблема не будет разрешена, то в результате специальной операции или же давления США на Иран, Азербайджан займет место в западном блоке.
Теги: Йылдырым Беязыт, Турция, выборы, Реджеп Тайип Эрдоган, ПСР, ПНД, CHP, Мухаррем Индже, Кемаль Кылычдароглу, НДП, Россия, Темель Карамоллаоглу, США, Европейский Союз