В последнее время из Москвы и Дамаска все чаще раздаются призывы к восстановлению Сирии и возвращению сирийских беженцев к местам своего прежнего проживания. Якобы, активная фаза борьбы с радикальными исламистскими группировками типа "Исламского государства" и "Джабга ан-Нусра" (запрещены в РФ) завершена, между правительством и вооруженной оппозицией достигнуто перемирие, созданы предпосылки к налаживанию мирной жизни. Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя даже сообщает, что "96% территорий САР перешли под контроль правительственных войск и отрядов народного ополчения и в свои дома смогли вернуться более 1,5 млн сирийских беженцев".
Насколько эти цифры соответствуют действительности, покажет время, но уже сейчас они вызывают определенное сомнение. Вряд ли Асад может контролировать 96 % территории Сирии, если сохраняется неподконтрольная ему, так называемая зона деэскалации в провинции Идлиб, северо-западная часть страны оккупирована турецкими войсками, а северо-восток Сирии и восточный берег реки Евфрат контролируют курдские ополченцы при поддержке ВС США? То есть, в лучшем случае, правительство Асада при военной поддержке КСИР Ирана, ливанской "Хизбаллы", отрядов шиитских наемников из Афганистана, Пакистана, Йемена и Ирака контролирует половину территории страны.
Вряд ли уже вернулись в свои дома и 1,5 млн беженцев из 6-7 млн сирийцев, проживающих в лагерях в Турции, Ливане, Ираке, Иордании, Саудовской Аравии и других странах. Ведь подавляющее их число – это арабы-сунниты, которые бежали от ракетно-бомбовых ударов и артиллерийско-минометных обстрелов со стороны правительственных войск. Они враждебно настроены по отношению к нынешней власти, многие их родственники примкнули к вооруженной оппозиции.
Представители ООН по праву считают, что еще не создано условий для массового возвращения сирийских беженцев на родину и призвали пока воздержаться от их перемещений. Судя по официальным данным, речь идет пока лишь о десятках тысяч возвращающихся домой беженцев и перемещенных лиц. В основном, это - лояльные правительству граждане, бежавшие от хаоса и насилия из Восточной Гуты и других, захваченных ранее джихадистами районов. А куда возвращаться людям, у которых сирийскими властями конфискованы земли и дома, так как опубликованы списки предателей Родины с конфискацией их имущества? Одновременно отмечается и обратный процесс: тысячи курдских семей после недавней оккупации ВС Турции административного района Африн вынуждены покинуть места своего исторического проживания и искать убежища в соседних районах Сирии и за рубежом. Их жилища заселяются семьями боевиков-исламистов, переброшенных турецкими военными из Восточной Гуты и провинции Идлиб.
Сохраняются проблемы с общей безопасностью в стране, не прекращаются военные провокации, акты насилия, похищения людей и теракты, остаются разрушенными жилой фонд, инфраструктура, системы жизнеобеспечения, электро и водоснабжение, сеть медицинских учреждений. По заявлению Дамаска, потребуется по меньшей мере 400 млрд долларов для первого этапа восстановления страны. У Сирии и ее основного спонсора в лице иранских властей таких денег явно нет. Январские, 2018 года, стихийные акции протеста во многих иранских городах показали, что вмешательство Тегерана во внутрисирийский конфликт дорого обходится простым иранцам и они выступают против дальнейшей траты бюджетных средств на поддержку режима Асада.
Вашингтон и его западные союзники также дали понять, что не намерены финансировать восстановление Сирии до политического урегулирования внутрисирийского конфликта, имея в виду, - до смены правящего режима. Саудовская Аравия и ОАЭ выделили лишь в целевом порядке 150 млн долларов на восстановление освобожденной курдами от боевиков ИГ бывшей столицы халифата г.Ракки. Анкара продолжает оказывать военную, материальную и гуманитарную помощь вооруженной оппозиции и лояльным Турции жителям подконтрольных Эрдогану северо-западных провинций Сирии. Сюда же турецкие власти намерены передислоцировать со своей территории часть сирийских беженцев и военные лагеря вооруженной оппозиции.
Объективно, сегодня нет предпосылок к скорому восстановлению Сирии и началу массового возвращения беженцев. Ни Дамаск с его иранскими патронами, ни сирийская оппозиция при поддержке Анкары, Эр-Рияда, Аммана и западных государств, пока не проявляют инициативы по дальнейшей нормализации ситуации в стране. Обсуждение проекта будущей конституции, создание коалиционных органов власти, подготовка всеобщих парламентских и президентских выборов, создание условий для внешних инвестиций и восстановления инфраструктуры и экономики страны, безопасного и организованного возвращения беженцев – все это пока остается вне повестки дня переговоров сирийских политических сил в Женеве, Астане и Сочи. Стороны лишь ведут диалог по второстепенным вопросам и только через посредников. Сирийские курды вообще исключены из переговорного процесса, так как Дамаск и арабо-суннитская оппозиция одинаково враждебно относятся к созданию этнических автономий в будущей Сирии. Арабский шовинизм по прежнему превалирует в умах сирийских политиков, как суннитов, так и алавитов.
Очевидно, что переговорному процессу мешает и наличие на территории страны десятков тысяч иностранных военнослужащих и наемников. Вывод из САР турецких и иранских войск со своими шиитскими сателлитами давно назрел и мог бы способствовать активизации внутрисирийского диалога. Сирийцы сами могли бы решить свою судьбу без масштабного внешнего вмешательства. Что касается дальнейшего пребывания в Сирии ВС РФ и США, то было бы оправданным скоординировать их деятельность в этой стране и придать ей формат миротворческой операции под эгидой Совета Безопасности ООН.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Сирия, беженцы, Джебхат ан-Нусра, Исламское Государство, Россия, ООН, Василий Небензя, Башар Асад, Идлиб, Турция, армия Турции, США, Сирийский Курдистан, Иран, КСИР, Ливан, Хизбалла, сунниты, Саудовская Аравия, ОАЭ, алавиты