По сообщениям агентства Рэйтер, Турция активизировала поставки оружия сирийским повстанцам в провинции Идлиб, чтобы помочь им остановить наступление сирийской армии, поддерживаемое Ираном. Якобы, среди этих поставок отмечены и реактивные снаряды для установок залпового огня советского производства типа "Град". Эти действия турецких властей подтверждают, что состоявшийся недавно в Тегеране трехсторонний саммит России, Ирана и Турции не смог преодолеть коренные противоречия между Анкарой, Тегераном и Москвой по дальнейшим действиям в Сирии.
Иранские аятоллы подталкивают Асада к силовому решению проблемы Идлиба и готовы поддержать наступление сильно поредевших за последние годы правительственных войск иностранным шиитским легионом (КСИР Ирана, ливанская "Хизбалла", иракские бригады "Хашд аш-Шааби", афганские, пакистанские и йеменские наемники-шииты). Тегеран и Дамаск рассчитывают при этом и на ракетно-бомбовые удары ВКС России.
Эрдоган заявляет, что помимо 10-12 тысяч боевиков радикальных исламистских группировок, в Идлибе дислоцированы отряды оппозиционной Сирийской свободной армии (ССА), а также проживает около 3,5 млн гражданского населения. Что касается, боевиков-исламистов, то Эрдоган выражает готовность переместить их в другие районы страны. Скорее всего, здесь имеются в виду подконтрольные Турции приграничные районы Сирии, например, Африн, где на место изгнанных курдских семей уже заселяются депортированные из Восточной Гуты и Алеппо боевики-джихадисты. Ведь турецкий лидер неоднократно заявлял, что для него главными террористами в Сирии являются Асад и курдские ополченцы. Что касается боевиков "Джабга ан-Нусра" и "Исламского государства" (запрещены в России), то с ними Эрдоган всегда находил общий язык и активно использовал в борьбе с Дамаском. Вот и сейчас он пытается сохранить не только отряды вооруженной сирийской оппозиции, но и родственных ему идейно джихадистов из числа арабов-суннитов. Неоднократные заявления Эрдогана об участии Турции в борьбе с террористами являются лишь прикрытием для его военных и карательных операций в северо-западных провинциях Сирии.
Анкара пытается убедить мировую общественность в том, что любые военные действия в провинции Идлиб неизбежно приведут к массовой гибели местных жителей и новым разрушениям жилого фонда и инфраструктуры. Якобы ожидается, что эта новая катастрофа будет сопровождаться потоком сотен тысяч беженцев в Турцию и Ливан. Неясно также, что будет в Идлибе после планируемой сирийскими и иранскими военными зачистки этой провинции от противников Асада? Ведь местные жители в основном – арабы-сунниты и туркоманы, которые враждебно настроены по отношению к властям в Дамаске. Размещение там алавитских частей Асада или иностранных шиитских наемников может привести к длительной партизанской войне и новым масштабным терактам.
Таким образом, превентивные действия Эрдогана по усилению военного потенциала вооруженной оппозиции в провинции Идлиб, а также неоднократные предупреждения Вашингтона Дамаску и Тегерану по недопустимости эскалации сирийского военного конфликта, снижают вероятность масштабной военной операции ВС Сирии и Ирана в Идлибе. Сирийские и иранские власти вынуждены будут считаться с мнением Анкары, Вашингтона и ряда других стран (Франция, Великобритания, Лига арабских государств) и, скорее всего, отменят или отложат на время наступление на Идлиб. Следует также иметь в виду, что тема якобы готовящегося удара правительственных войск Сирии по гражданскому населению в Идлибе обсуждалась за последние дни уже на трех заседаниях Совета Безопасности ООН. Думается, что и Москва скорректирует действия своих ВКС и воздержится от новых ракетно-бомбовых ударов по этому району.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Турция, армия Турции, Сирия, Идлиб, армия Сирии, Иран, Россия, армия Ирана, КСИР, Ливан, Хизбалла, Хашд аш-Шааби, шииты, армия России, Реджеп Тайип Эрдоган, Свободная сирийская армия, Африн, Сирийский Курдистан, Джебхат ан-Нусра, Исламское Государство, сунниты, туркмены, аллавиты, СБ ООН