Как известно, Путин и Эрдоган 17 сентября 2018 года подписали на переговорах в Сочи меморандум о стабилизации обстановки в сирийской провинции Идлиб. В ближайшее время там будет создана демилитаризованная зона. Она протянется вдоль линии соприкосновения позиций вооружённой оппозиции с правительственными войсками САР. Предусматривается отвод из этой зоны тяжелых вооружений и боевой техники, а также вывод из провинции отрядов боевиков радикальных исламистских группировок. Функции патрулирования в демилитаризованной зоне и контроля за соблюдением соглашения возлагаются на военных Турции и России.
Этой сделкой Эрдоган защитил своих сирийских союзников в Идлибе (вооруженная оппозиция, туркоманское ополчение, близкие ему идейно боевики-джихадисты). Одновременно Путин сохранил свое лицо посредника по урегулированию ситуации в Сирии. Дело в том, что прошедшая накануне в Тегеране встреча лидеров Ирана, России и Турции выявила противоположные подходы стран-посредников к дальнейшим шагам по урегулированию сирийского кризиса: Иран настаивал на силовом решении проблемы Идлиба, который не контролируется правительственными войсками, а Эрдоган выступал категорически против такого решения. Турецкий президент мотивировал свое особое мнение тем, что в этой провинции проживают 3,5 млн жителей, дислоцируется 10-12 тысяч боевиков радикальных суннитских группировок, а также свыше 30 тысяч вооруженных тяжелым оружием отрядов оппозиции - Свободной сирийской армии (ССА). Плюс здесь имеются и военнослужащие Турции. Масштабы возможного кровопролития, разрушений и новой волны беженцев в Турцию и Ливан в случае попыток проведения военной операции в Идлибе были бы сопоставимы с битвой за Алеппо или Ракку.
Москве удалось убедить Тегеран и Дамаск в необходимости прислушаться к доводам Анкары. К тому же, наступление сильно поредевших войск Асада на Идлиб даже при поддержке ВКС РФ и КСИР Ирана с шиитскими сателлитами было бы весьма проблематичным с военной и политической точек зрения. Похоже, что в Дамаске блефовали, когда заявляли о готовности штурмовать Идлиб. Ведь наступающие в большинстве своем сирийцы-алавиты и иностранцы-шииты, а в провинции Идлиб сосредоточены сирийцы-сунниты. Они были готовы защищать свои жилища и земли до последнего. Учитывалось и мнение мирового сообщества (США, ЕС, ЛАГ), которое серьезно озаботилось угрозами Дамаска наступать на Идлиб и выступило категорически против таких планов. Трижды экстренно заседал СБ ООН по этому вопросу.
Асад в какой-то мере с облегчением согласился на сделку с Эрдоганом. Ведь Дамаск подталкивали к масштабной военной операции в Идлибе иранские аятоллы, которые хотели бы под предлогом борьбы с террористами покончить с арабо-суннитской вооруженной оппозицией и выдавить турецкие войска из этой провинции.
Можно констатировать, что эта сделка закрепила раздел Сирии на три анклава: проиранский, протурецкий (северо-запад) и проамериканский (северо-восток). Не исключено, что эти условные границы между анклавами сохранятся надолго. Вновь возрождать и восстанавливать единую и неделимую Сирийскую Арабскую Республику сегодня просто некому.
Эрдогана пока устраивает турецкая буферная или оккупационная зона из нескольких сирийских провинций и административных районов на северо-западе страны. Он создает там из числа протурецко настроенных сирийцев новые органы местной власти, вооруженные силы, полицию, спецслужбы. Якобы, к 2020 году численность ССА планируется довести до 120 тысяч человек. Как заявляет сам Эрдоган, "это будет армия будущей Сирии без Асада". Провинция Идлиб также включена в турецкий анклав. Условная граница раздела сфер влияния Турции на северо-востоке с США прошла по г.Манбиджу.
США формируют на базе сил "Демократического альянса" (курды, арабы-сунниты и христиане) 30-тысячный корпус для охраны границ с Ираком и Турцией. Пока этот альянс сохраняет нейтралитет в войне с Асадом, но, если его войска или наемники атакуют позиции курдских ополченцев, как это имело место 7-8 февраля 2018 года под Дэйр эз-Зором, то ВС США готовы оказать им необходимую огневую поддержку. Поэтому Вашингтон и власти автономных районов на северо-востоке страны тоже устраивает сложившаяся ситуация.
Остальные районы Сирии контролируют правительственные войска и Иран с его шиитскими сателлитами, которые понимают, что находиться в Сирии могут только в состоянии войны или положения "ни войны, ни мира". Любое мирное соглашение и свободные выборы неминуемо приведут к власти в стране арабо-суннитское большинство - 65 % населения (курдов в стране - 12 %, а алавитов и шиитов - не более 15 %). Поэтому Асад и иранские аятоллы заключения мира с сирийской оппозицией и возвращения в страну 6-7 млн. беженцев панически боятся. Ведь люди бежали за рубеж в основном не от ИГИЛ, а от ракетно-бомбовых ударов и артиллерийско-минометных обстрелов ВС Асада. Т.е. всех внешних участников конфликта устраивает состоявшийся раздел Сирии. Да и внутри Сирии никто не собирается обсуждать проект новой конституции, создавать коалиционные органы власти, организовывать президентские и парламентские выборы. И Асад и лидеры оппозиции претендуют на единоличную власть в Дамаске. Таким образом, сделка с Эрдоганом, по сути, зафиксировала де-факто раздел Сирии на три части.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН
Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Сирия, Идлиб, Россия, Владимир Путин, Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, Иран, Свободная сирийская армия, армия Турции, КСИР, сунниты, шииты, алавиты, Сирийские Демократические Силы, США, Исламское Государство