Год тому назад в условиях массированного политического, экономического, информационного, военного и другого давления на иракских курдов со стороны Багдада и ряда сопредельных государств, 25 сентября 2017 года на севере Ирака состоялся исторический референдум. Его результаты оказались ошеломляющими и триумфальными. 72 % из 8,4 млн. избирателей приняли участие в голосовании, а 92,73 % из них высказались за независимость региона. Причем голосовали не только курды, но и местные жители-представители других этнических групп (арабы, туркоманы, армяне, ассирийцы), включая жителей провинции Киркук и других, так называемых, "спорных районов". Даже в провинции Сулеймания, где лидеры ПСК и "Горран" пытались поставить под сомнение целесообразность проведения референдума, простые люди пришли на избирательные участки и поддержали идею своего общенационального лидера Масуда Барзани.
Последовавшая крайне враждебная реакция на грани истерики на это событие со стороны всех врагов курдского народа была предсказуемой. Багдад, Тегеран, Анкара в дружном хоре принялись осуждать референдум, обвинять курдов в сепаратизме, угрожать им блокадой, военным вторжением и т.п. акциями на грани войны.
Хотелось бы напомнить хронологию предшествовавших событий, которые вынудили власти Иракского Курдистана и жителей всего севера Ирака высказаться в пользу своей независимости. Мир был свидетелем того, как курдские ополченцы "пешмерга" приняли самое активное участие в свержении диктаторского режима Саддама Хусейна. Представители курдских политических и общественных организаций сразу же включились в строительство нового демократического Ирака (принятие новой конституции, формирование новых органов законодательной и исполнительной власти, армии, силовых структур и т.п.). Второй по значению пост президента страны занял авторитетный курдский лидер Джаляль Талабани. Предусматривалось создать баланс основных этнических и религиозных групп в руководстве страной (арабы-шииты, арабы-сунниты и курды). Одновременно курды реализовали свое право на создание в соответствии с положениями новой конституции субъекта федерации – Иракского Курдистана. Были достигнуты соглашения курдского региона с центром о разделении полномочий, решении судьбы "спорных районов" мирным путем по статье 140 конституции, принятии нового закона о распоряжении регионов углеводородами, статусе и обеспечении всем необходимым бригад "пешмерга" и т.п.
Однако, кучка бывших иракских шиитских эмигрантов, отсидевшихся во времена правления Саддама Хусейна в Иране и обработанных иранскими спецслужбами, при поддержке нескольких тысяч подготовленных Тегераном боевиков организации "Бадр", вскоре узурпировала власть в Ираке и развязала гражданскую войну с арабами-суннитами. Под предлогом "дебаасизации" арабы-сунниты преследовались новыми властями, их представители практически были вытеснены из власти и бизнеса. Масуду Барзани с большим трудом удавалось находить консенсус между партийными блоками суннитов и шиитов, преодолевать правительственные кризисы, когда после очередных парламентских выборов до 10 месяцев в стране не было правительства. Бывший премьер Малики возглавил "охоту на ведьм", задействовав в борьбе с арабами-суннитами созданные на базе бадровцев шиитские "эскадроны смерти", а позже и милицейские формирования "Хашд аш-Шааби". Ирак надолго погрузился в атмосферу хаоса и насилия. Летом 2014 года в страну вторглись из Сирии несколько десятков тысяч джихадистов ИГИЛ (запрещено в РФ), их поддержали бывшие баасисты и жители западных районов страны. Политическое и военное руководство в Багдаде оказалось деморализованным, несколько сот тысяч военнослужащих Ирака в панике разбежались, бросив тяжелое оружие и боевую технику. Около трех лет на территории примерно трети страны существовал Исламский халифат, боевики которого устроили геноцид езидов и других этнических и религиозных групп населения, угрожали взятием Багдада. Властям пришлось приглашать на помощь международную коалицию из 65 государств, чтобы противостоять этому бандформированию. В наземных операциях одну из решающих ролей в разгроме и изгнании боевиков ИГИЛ из страны сыграли курдские бригады "пешмерга". Ценою тысяч жизней своих лучших сынов и дочерей они не только защитили свои земли и свои семьи, но и освободили от террористов другие районы Ирака.
Как и ожидалось, еще не завершилась окончательно борьба с джихадистами, а шиитские бригады "Бадр" и "Хашд аш-Шааби" были брошены правительством Абади/Малики на "наведение порядка" (карательные операции) уже не только в суннитских провинциях, но и в, так называемых, "спорных районах" севера Ирака. В первую очередь, эти шиитские милицейские отряды были введены в освобожденный курдами от боевиков ИГИЛ Киркук и другие нефтеносные районы.
Курдские лидеры осознали, что марионеточное, проиранское правительство в Багдаде является антинародным, прежде всего, по отношению к арабам-суннитам и курдам. Конституция страны грубо нарушалась, ни один из пунктов Эрбильских и других соглашений властями выполнен не был. Вместо сплочения и консолидации иракской нации с учетом интересов всех этно-конфессиональных групп населения, Багдадом проводится сектантская политика в интересах местной шиитской верхушки и иранских аятолл. Огромные финансовые средства, поступающие от экспорта нефти и газа, бездарно тратятся на все новые многомиллиардные военные закупки, расхищаются чиновниками, коррупция как ржавчина разъедает весь госаппарат. Тегеран втянул иракских шиитов в войну в Сирии. Население страны продолжает прозябать в нищете, власти не могут восстановить системы электро и водоснабжения, канализации, не хватает школ, больниц и т.п. В последнее время обострилась борьба за власть внутри арабо-шиитского блока. Беспорядками охвачены южные районы страны (Басра), в столице продолжают иметь место теракты, духовный лидер шиитов ас-Садр со своими сторонниками неоднократно захватывал здания в правительственных кварталах "зеленой зоны" Багдада и требовал смены власти.
Таким образом, референдум на севере Ирака не был проявлением сепаратизма, как пытаются утверждать враги курдского народа. Наоборот, курды с 2003 года являлись цементирующим звеном в новом иракском государстве и выступали посредниками в сглаживании противоречий и вражды между шиитами и суннитами. Курды намного больше чем арабы были заинтересованы в сохранении независимого, единого и процветающего Ирака, поскольку арабы-шииты во многом ориентируются на иранских аятолл, а арабы-сунниты – на страны Арабского (Персидского) залива и мусульмано-суннитское большинство в регионе. Региональные войны и вооруженные конфликты между представителями этих двух основных течений ислама провоцируются Эр-Риядом, Анкарой и Тегераном. Региональные силы пытаются разорвать на куски Ирак, как и Сирию, Йемен. Курды не хотели бы оставаться заложниками этой, чужой для них войны", не хотели бы, чтобы на их землях хозяйничали багдадские и тегеранские шиитские военные и спецслужбы, типа известного в регионе "мастера заплечных дел" генерала Касема Сулеймани.
Как бы не осуждали враги курдского народа сам факт состоявшегося референдума, он станет важной вехой на пути курдов к независимости и навсегда войдет в историю курдского национально-освободительного движения. Курды хотят жить в безопасности и быть хозяевами на своих исконных землях. Твердость, проявленную Масудом Барзани и его сторонниками по ДПК, при подготовке и проведении референдума можно сравнить с историческим подвигом его отца – легендарным полководцем Мустафой Барзани в период Мехабадской республики. Их дело правое и их идеи рано или поздно победят.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Независимость Курдистана, референдум, Масуд Барзани