Нефтяной сектор Иракского Курдистана находится на подъеме, при этом растущие объемы сырой нефти поступают в недавно расширенный экспортный трубопровод мощностью в 1 миллион баррелей в день, и это всего через год после того, как региональное правительство потеряло почти половину своей производственной мощности из-за военного наступления, начатого федеральным правительством Ирака.
По данным "Iraq Oil Report", объем добычи вырос примерно до 450 000 баррелей в сутки, что основывается на данных, собранных с каждого из месторождений Курдистана. В прошлом ноябре, напротив, производство было ниже 350 000 баррелей в сутки после военной операции федеральных иракских сил, которая вернула Багдаду контроль над Киркуком и его нефтяными месторождениями.
Производство, вероятно, будет расти. Благодаря регулярным платежам Регионального правительства Курдистана (КРГ) нефтяные компании все чаще вкладывают деньги в разработку месторождений - как для увеличения производства в долгосрочных проектах, так и для разведки новых месторождений. Ожидается, что к концу года общая мощность КРГ превысит 500 000 баррелей в сутки.
До наступления иракских сил на Киркук КРГ зависело от двух активов Киркука - месторождения Бей-Хассан и Авана – это 280 000 баррелей в сутки, или примерно 45% от общего объема добычи нефти. Поля, которыми управляет курдская компания "KAR Group", функционировали как важный источник государственных доходов для выплаты заработной платы и предоставления основных государственных услуг.
Их потеря подорвала денежный поток КРГ и его способность функционировать с экономической независимостью от Багдада. Протесты рассерженных государственных служащих вылились на улицы Эрбиля и Сулеймании, угрожая социальной стабильности и угрожая общественному доверию курдским лидерам.
Теперь КРГ находится на гораздо более сильном финансовом уровне благодаря росту производства и повышению мировых цен на нефть.
Например, согласно сводке аудита, выпущенной КРГ, в ноябре 2017 года Курдистан экспортировал нефть на сумму 380 млн. долл. США; в прошлом месяце продажи КРГ в размере 418 000 баррелей нефти принесли около 914 миллионов долларов США, согласно оценке "Iraq Oil Report".
Несмотря на то, что КРГ все еще обременено долгами на миллиарды долларов, накопленными в годы финансового кризиса, частичное восстановление его нефтяного сектора дает КРГ крайне необходимый рычаг в текущих переговорах с Багдадом касательно федерального бюджета и проблем нефти.
Недавний закон о бюджете позволил федеральному правительству удерживать бюджетные трансферты в КРГ, если региональное правительство не вносит определенную сумму в экспорт нефти федерального правительства - это условие, которое в значительной степени обеспечило обеим сторонам возможность разделить их финансовый и нефтяной сектора. В нынешнем проекте бюджета содержится такое положение.
Если бы КРГ не смогло финансировать собственный бюджет, было бы необходимо уступить давлению условий Багдада из отчаяния, чтобы разблокировать федеральное финансирование. Но теперь, когда КРГ снова приближается к финансовой самодостаточности, оно может придерживаться более жесткой линии - и курдские партии уже сигнализировали о сильной оппозиции проекту бюджета.
"Роснефть" в помощь
Примечательно, что восстановление нефтяного сектора Курдистана стало существенным стимулом благодаря вступлению в дело российской государственной нефтяной компании "Роснефть". В начале 2017 года "Роснефть" начала инвестировать миллиарды долларов - покупая нефть, соглашаясь на контракты на разведку и обязуясь строить газопровод.
Эта покупка "Роснефти" 60% экспорта нефтепровода Курдистана, где "KAR Group" владеет оставшимися 40%, в настоящее время приносит плоды КРГ.
Новые инвестиции в насосные станции увеличили мощность с 700 000 баррелей в сутки до 1 млн баррелей в сутки, что позволит разместить весь экспорт нефти Курдистана.
Это также дало КРГ более прочную основу в продолжающихся переговорах с Багдадом в целях облегчения экспорта федеральной нефти из Киркука, несмотря на судебный иск федерального Верховного суда Багдада против независимых курдских экспортных поставок нефти и контрактов, а также международное арбитражное дело против Турции за нарушение условий иракско-турецких соглашений.
"Эта дополнительная мощность будет способствовать будущему росту производства с месторождений КРГ, а также может быть использована федеральным правительством для экспорта в настоящее время нефти Киркука и прилегающих районов", - говорится в заявлении Министерства природных ресурсов КРГ.
Примерно 200 000 баррелей в сутки от производственных мощностей "North Oil Company" (NOC) закрыты, потому что к нее нет открытого маршрута на рынок. Но в случае политической сделки КРГ сможет экспортировать эту нефть через свой трубопровод в Турцию, получать транзитные пошлины и передавать нефть в резервуары для хранения, контролируемые федеральной государственной "Нефтяной маркетинговой организацией Ирака" (SOMO) в турецком порту Джейхан.
"В принципе, "SOMO" готова экспортировать каждый баррель иракской нефти", - сказал высокопоставленный чиновник министерства на недавнем информационном брифинге с журналистами. "Когда есть [политическое] соглашение, мы были бы более чем счастливы экспортировать эту нефть на рынок по лучшей цене".
Больше денег, меньше проблем
С увеличением доходов КРГ также легче выплачивает долги подрядчикам и приступило к инициативам по реструктуризации заработной платы в государственном секторе. Например, министерство финансов КРГ должно выплатить 100 миллионов долларов подрядчикам по всему региону для завершения проектов, остановленных в период финансового кризиса в 2014 году. Об этом говорит Шейх Наджи, руководитель Сулейманийского филиала "Союза Подрядчиков".
"КРГ по-прежнему должно контрагентам Курдистана 200 миллионов долларов. С 2014 года мы получили от КРГ три крупных взноса по этим долгам", - сказал Наджи.
Восприятие экономического подъема также помогло правящей Демократической партии Курдистана (ДПК) оправиться после своей кампании по проведению референдума о независимости в сентябре 2017 года, который усилил напряженность в отношениях с Багдадом и вызвал федеральную военную операцию, которая привела к потере Киркука.
ДПК, возглавляемая бывшим президентом КРГ Масудом Барзани и его племянником, нынешним премьер-министром КРГ Нечирваном Барзани, стала самым крупным победителем на региональных выборах 30 сентября.
Рост производства Курдистана в подавляющем большинстве идет за счет нескольких проектов, включая "Тавке", которое управляется норвежской "DNO"; месторождение "Саркала", эксплуатируемое "Газпром нефтью"; и "Хурмала", которым управляла "KAR Group".
Для "DNO" быстрое развитие месторождения "Пешкабир" компенсировало естественное снижение добычи на месторождении "Тавке". С начала года производство возросло с 115 000 баррелей в сутки до 130 000 баррелей в сутки.
В течение двух лет "Саркала" производила в среднем около 5000 баррелей в сутки, когда "Газпром нефть", начиная с прошлого года, сделала новый рывок и разработала больше скважин. В настоящее время месторождение производит более 20 000 баррелей в сутки.
И в "Хурмале" также наблюдается значительный прирост - от примерно 120 000 баррелей в сутки до примерно 175 000 баррелей в сутки.
Хотя оператор не публикует официальные данные - "KAR Group" не является публичной компанией - планы развития месторождения были обнародованы, когда "Wikileaks" опубликовал электронные письма, похищенные у министра энергетики Турции. Согласно этим планам, к концу 2018 года ожидается, что в "Хурмале" будет добыто 200 000 баррелей в сутки.
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, нефть, КРГ, Киркук