13 октября 1921 было подписано Карское соглашение в городе Карс в восточной Анатолии (Западная Армения). Это соглашение изменило в пользу Турции границу в районе Карса-Ардабана-Артвина между Турцией и республиками Закавказья (Грузией, Арменией и Азербайджаном), Турция вернула себе область, которая была отобрана у нее Севрским договором после окончания первой мировой войны. В ставших сейчас независимыми кавказских республиках есть ирредентистские настроения, которые хотят сделать незаконной турецкие притязания на эту территорию, но они сдерживаются нынешними реалиями.
Севрский мирный договор от 10 августа 1920 года разделил территорию побежденной Османской империи и определил новую границу между вновь созданным турецким государством и его северо-восточными соседями, Арменией, Азербайджаном и Грузией. Договор не был благоприятным для Турции, которая потеряла Карский регион, где получили власть христиане (Грузия и Армения).
Однако благодаря хитроумной дипломатии турецким государственным деятелям удалось пересмотреть это послевоенное решение. Молодой советский режим в то время отчаянно стремился к международному признанию своей легитимности и поэтому был готов вернуть эту область Турции в обмен на свое признание. Это было зафиксировано в Московском соглашении 16 марта 1921 года. Потеря этих земель не была столь ощутимой для Москвы, так как данный регион не входил в состав российских территорий, а на тот момент принадлежал Армении и Грузии. Грузия и Армения (это соглашение частично затрагивало и Азербайджан, который располагался восточнее) были втянуты в длительный и сложный процесс советизации, вследствие которого шла тяжёлая внутренняя борьба, поэтому они не обладали возможностью противостоять усилиям Москвы решить свои проблемы за их счет.
В 1945 году советский вождь Иосиф Сталин и заместитель премьер-министра Лаврентий Берия, оба грузины по национальности, попытались вернуть утраченные в пользу Турции территории. Они отказались возобновить 20-летний турецко-советский договор о дружбе и нейтралитете 1925 года, заявив, что продление договора может состояться только после того, как будут удовлетворены грузинские и армянские претензии на контролируемые Турцией территории. Попытка добиться этого продолжалась до смерти Сталина в 1953 году. Она потерпела крах в связи с приемом Турции в НАТО (1952. – прим. пер.) и из-за поддержки, которую она в результате этого получила от других членов НАТО, в особенности от США, которые отказались от поддержки требований Армении под тем предлогом, что Армения потеряла свою независимость, когда была принята в состав СССР.
После распада Советского Союза в 1991 году и возвращения независимости Грузии, Армении и Азербайджану, этот острый вопрос вновь появился на поверхности.
Требования пересмотра Карского соглашения, которое было подписано 13 октября 1921 года, в развитие Московского соглашения, основываются на том, что:
- Соглашение истекло в 1945 году вместе с окончанием советско-турецкого договора о дружбе и нейтралитете, который никогда не возобновлялся.
- Основными подписантами договора были Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) и Великое Национальное Собрание Турции, которые больше не являются действующими политическими структурами, поэтому соглашение больше не считается не обязывающим.
- Зависимые в то время страны Грузия и Армения, которые несли на себе основную тяжесть договора, были принуждены к его соблюдению.
- Условия договора, которые предусматривают контроль Турции над Карсом-Артвином- Ардабаном, противоречат условиям Севрского договора (хотя последний был практически отменен лозаннским договором от 24 июля 1923 года).
Современная ситуация в республиках Закавказья
Азербайджан: Два из трех независимых государств Южного Кавказа (Азербайджан и Грузия) заинтересованы в сохранении нынешнего статуса-кво в отношении своих границ с Турцией. По условиям Карского соглашения Нахичеванский район (5500 кв км с населением 444000 человек) был создан как автономный эксклав под суверенитетом Азербайджанской республики, которому не пришлось уступать эту территорию Турции. Азербайджано-турецкие отношения всегда отличались силой и теплотой до такой степени, что их иногда считают "одной нацией с двумя государствами". Отношения этих двух государств в энергетической сфере, а также поддержка Анкарой позиции Азербайджана по Нагорно-карабахской проблеме, гарантируют Турции, что Азербайджан, который был одной из сторон Карского договора, будет продолжать поддерживать соблюдение выгодных Турции условий этого соглашения.
Грузия: Грузии пришлось уступить Турции район Артвин в соответствии с Карским соглашением, но удалось отыграть Аджарскую область вокруг Батуми как автономную республику в составе Грузии. Так как Аджарская область обладает гораздо большим экономической значением по сравнению с Артвином, власти Грузии не зависимо от политических пристрастий выступают за более тесные отношениям с Турцией, поэтому Грузия предпочтет избежать какого-либо пересмотра условий Карского соглашения по мере приближения к его столетию.
Армения: Согласно условиям Карского соглашения, навязанного Армении Москвой, эта страна потеряла половину своей территории (западную Армению), как это было определено Севрским договором. Попытка Армении вернуть эти территории через Советский Союз в 1945 – 1953 годах не только не удалась, но и привела утрате западной поддержки этого требования Армении. Призыв к пересмотру Карского соглашения, хотя и самый громкий в Армении, идет в основном от Армянской Революционной Федерации (Дашнакцутюн).
Однако из-за отсутствия политической стабильности в Армении (премьер-министр Серж Саргсян был вынужден уйти в отставку 23 апреля 2018 года, после массовых общественных протестов в связи с продолжающимся военным конфликтом с Азербайджаном из-за Нагорного-Карабаха [Арцаху]), риал-политик ориентированных на деловые интересы политических партий, имеющих большинство в Национальной ассамблее Армении (Республиканская партия имела 49,17% голосов на выборах 2018 года, а блок Царукяна - 27,35% против 6,58% для Армянской революционной федерации), а так же возобновившееся влияния Москвы, имеющей собственный интерес в укреплении отношений с Турцией, делает нереалистическим ожидание официального призыва к пересмотру Карского соглашения.
Источник: The Begin-Sadat Center for Strategic Studies, besacenter.org
Авторы: Подполковник (в отставке) д-р Мордехай Кедар и полковник (в отставке), д-р Дэн Готлиб
14 ноября 2018 года
Перевод Людмилы Вашуниной