25 ноября 2018 года между Россией и Украиной в Керченском проливе возникла напряженность из-за прохода в Азовское море; после этого инцидента внимание всего мира вновь устремилось к Восточной Европе. После этого кризиса Украина потребовала от Турции закрыть проливы для прохода российских кораблей, что вывело на повестку дня Конвенцию Монтрё о проливах.
В конце XIX-начале XX века, когда Османское государство ослабло, Россия начала крепнуть и начала искать выход в теплые моря, что повлекло за собой проблему, связанную с проливами. 30 октября 1918 года было подписано Соглашение Монтрё о прекращении огня, по которому Османское государство потеряло контроль над проливами, и они перешли к государствам Антанты. После победы Турции в национально-освободительном движении и подписания мирного договора в Муданье контроль над проливами был передан странами Антанты правительству ВНСТ. Один из важнейших пунктов Лозаннского мирного договора касался проливов, так как, согласно лорду Керзону из британской делегации, вопрос проливов был общемировой проблемой. Для разрешения этой проблемы понадобилось много времени. Лозаннское соглашение ограничило контроль Турции над проливами.
Согласно Лозаннскому соглашению:
1. Межнациональная комиссия с турецким председателем получала полномочия на контроль над проливами,
2. На обоих берегах проливов Босфор и Чанаккале выстраивалась демилитаризованная зона протяженностью 25 километров, на которой запрещалось строительство военных комплексов. В ответ на это другие государство обязаны были сократить свое вооружение.
В то же время большинство принятых решений так и не было реализовано; государства мира с 1933 года начали гонку вооружений. Турция 17 апреля 1935 года при посредничестве МИД подала заявку в Лигу Наций, сообщив о своем желании разместить военный контингент в проливах. Государства Антанты – Великобритания, Франция и Италия восприняли это желание без восторга. Италия вскоре после этого напала на Эфиопию. Германия вошла в Рейнский регион. Япония вышла из Лиги наций. Перед лицом этих событий Турция повторно озвучила свое желание разместить своих военных на проливах. Балканские страны поддержали это желание Турции. Подписавшие Лозаннский договор страны, за исключением Италии, согласились провести переговоры по вопросу проливов. В швейцарском Монтрё 22 июня 1936 года началась конференция по определению статуса проливов. Переговоры окончились 20 июля и было подписано соглашение по проливам, согласно которому:
1. Была упразднена комиссия по проливам. Функции и полномочия этой комиссии были полностью переданы Турецкой республике.
2. Были упразднены демилитаризованные зоны по обе стороны проливов. Турция была наделена правом размещать военный контингент, а также правом постройки военных укреплений и штабов.
3. Был разрешен свободный проход иностранных коммерческих судов по проливам. Ограничивался проход иностранных военных кораблей по проливам. Желающие использовать проливы иностранные военные корабли должны были получить разрешение от турецких властей за 15 дней ранее.
4. При вероятности возникновения военных действий, участия Турции в войне или угрозы войны Турция оставляла за собой право разрешать иностранным военным кораблям проход по проливам.
Размещение военного контингента Турции на проливах согласно Конвенции Монтрё укрепила положение на Восточном Средиземноморье, повысило важность межнационального баланса, придало значение дружбе между государствами.
После распада СССР страны бывшего Восточного блока (Болгария, Румыния) вместе с Россией и Украиной начали строить отношения с Западом, и вопрос проливов в этих отношениях вновь проявился как актуальный, так как самые важные пути на Запад пролегали именно через проливы.
Стратегическая важность проливов в наши дни вновь проявилась на повестке дня вместе с российско-украинским кризисом. Совершенно ясно, что кризис между Украиной и Россией в Черном море не может быть решен в ближайшее время мирным путем. Однако вопрос может быть разрешен в том случае, если посредники в лице ЕС или США попробуют убедить Россию. В настоящий момент инициатива находится в руках России. На переговорах Ангелы Меркель и Владимира Путина на саммите Большой двадцатки в Аргентине был выработан план четырехсторонней встречи России, Украины, Германии и Франции, нацеленный на то, чтобы склонить Россию к консенсусу. Вероятность получения результата от этих четырехсторонних переговоров крайне низка, так как инициатива в вопросе убеждения Украины находится в руках США. Вероятность того, что Франция и Германия найдут решение проблемы без консультаций с США, низка, а даже если и будет осуществлена, то на непродолжительный срок. Кризис между Россией и Украиной уже перешел за рамки конфликта только между двумя странами. Польша, Румыния и страны Прибалтики путем вмешательства в украинскую проблему встали на сторону США и выражают свои требования путем участия в этой проблеме.
Соглашение Монтрё по проливам вновь появилось на повестке дня после того как президент Украины Порошенко потребовал у НАТО направить военные корабли в Азовское море после кризиса с Керченским проливом, и после того как командующий ВМС Украины Игорь Воронченко, апеллируя к Соглашению Монтрё, потребовал, чтобы Турция закрыла проливы для российских кораблей.
С точки зрения Турции обстановка кризиса, в котором НАТО присутствует на Черном море, не является желательной, потому что с вмешательством в кризис НАТО Турция может оказаться обязанной выполнять соответствующие обязательства в связи с данной обстановкой. В то время как США и некоторые члены НАТО знают, что перед лицом положительной динамики турецко-российских отношений они не могут убедить Турцию без того, чтобы втянуть в процесс НАТО, они могут затеять новую провокацию и подтолкнуть НАТО к взятию на себя ответственности. В настоящее время Румыния пытается создать кризис с Россией, и втянуть в ситуацию НАТО. Страна, имеющая выход в Черное море, способна пережить кризис с Россией в будущем, потому что в последнее время США не активно используют военную базу Инджирлик, и по этой причине планы США по переброске нового оружия в Румынию, а также по размещению там ракет дальнего радиуса действия рано или поздно могут столкнуть между собой две страны. Совершенно ясно, что США недовольны политикой Турции и Германии в отношении России. Есть усилия, направленные на то, чтобы заставить эти обе страны выразить окончательную позицию по отношению к России. Турция не желает, чтобы США выносили на обсуждение вопрос пересмотра Конвенции Монтрё. США в ходе грузинского кризиса в 2008-м году заявили о своем неприятии Конвенции Монтрё, однако результата этого недовольства не было, так как, согласно конвенции, невозможно постоянное присутствие военных кораблей США в Черном море. В ходе грузинского кризиса Россия высоко оценила соблюдение Турцией положений Конвенции.
Конвенция Монтрё о проливах закрепила за Турцией неоспоримое право на Стамбульские проливы – Босфор и Чанаккале. Это право признали за Турцией подписавшие документ Болгария, Румыния, СССР, Франция, Великобритания, Австралия, Греция, Япония и Югославия. Как было сказано в конвенции, в мирные периоды торговые суда могут свободно проходить по проливам, однако для военных кораблей проход по проливам ограничен. Разделение стран по признаку выхода к Черному морю в Конвенции Монтрё является самым важным пунктом, беспокоящим США, так как, согласно Конвенции, страны, имеющие выход в Черное море, обладают приоритетным правом на пользование проливами, а не имеющие выхода к морю, соответственно, имеют ограниченные права.
По конвенции военные корабли, проходящие по проливам, оцениваются по соображениям безопасности Турции; последняя напрямую использует личную инициативу в этих вопросах. Эта ситуация стала актуальной 24 ноября 2015 года в ходе кризиса со сбитым самолетом, однако Турция, согласно конвенции, в моменты возникновения угрозы войны обладает возможностью предпринимать дополнительные меры; в то же время, не использовав эту инициативу, Турция не закрыла проливы для российских кораблей. По конвенции, Турция обладает правом полностью закрыть проливы в случае войны.
По Конвенции Монтрё, военные корабли, проходящие по проливам, должны заранее извещать власти об этом. Страны, имеющие выход к Черному морю, обязаны извещать о проходе своих военных судов за 8 дней ранее; для стран, не имеющих выхода к Черному морю, этот срок составляет 15 дней. Кроме того, в отношении стран, не имеющих выхода к Черному морю, применяются ограничения в сроках нахождения в море и водоизмещении военных кораблей. Военные корабли стран, не имеющих выхода к Черному морю, не могут оставаться в море более 21 дня после прохождения проливов, вне зависимости от причин, по которым они там находятся. Авианосцам запрещен проход по проливам, вне зависимости от причины. Так, был запрещен проход по проливам авианосца "Варяг", который приобрел Китай у Украины, однако после того как КНР известила власти о том, что корабль будет преобразован в ресторан, было дано разрешение на проход судна. Однако позже этот корабль был отремонтирован и использован Китаем как авианосец.
По Конвенции, есть ограничения и в проходе субмарин. Страны, имеющие выход к Черному морю, могут провозить свои подводные лодки по проливам только в дневное время суток и на поверхности воды. Они могут проходить только по одной. Проход по проливам подлодок стран, не имеющих выхода к Черному морю, остается только на усмотрение Турции.
То, что США не являются участником конвенции, создает для них определенные проблемы. США не имеют и выхода к Черному морю, что дает Турции возможность ограничивать проход американских военных кораблей по проливам, согласно Конвенции. По этой причине США пытаются протолкнуть свои требования через членов НАТО, Болгарию и Румынию. Несмотря на то, что Турция является членом НАТО, она не приняла сторону ни России, ни Украины в возникшем кризисе, что, скорее всего, не принесет положительных результатов для Турции. Если Турция пойдет на уступки в Конвенции Монтрё, это может стать причиной пересмотра статуса проливов. Турция является единственным крупным препятствием на пути окружения России по Черному морю. По этой причине Россия должна проявлять больше усилий для разрешения существующих в отношениях с Турцией проблем. Россия должна проявить больше усилий и скорости в разрешении таких проблем как Нагорный Карабах и Крым, действуя вместе с Турцией, на основе здравого смысла и спокойствия. Если Россия затягивает каждую проблему в отношениях с Турцией, превращая ее в предмет торгов и растягивая по времени, то это негативно скажется на доверии к России в турецком государственном аппарате. В долгосрочной перспективе Турция взяла на себя роль стены безопасности для Европы и НАТО, а теперь стала таковой и для России. Россия со своей медленно работающей государственной системой и бюрократией и со своим взглядом на важные и щепетильные для Турции вопросы может стать причиной обрушения этой стены безопасности, что станет причиной осады России Западом.
У Турции есть тесные связи с Россией и Украиной. С одной стороны, Турция признает территориальную целостность Украины и Грузии, с другой – проводит политику против усилий США и внешних актеров, направленную на увеличение присутствия в Черном море. В Турции все еще спорят о том, насколько правильно интерпретирует Россия эту дружескую политику Турции по отношению к ней. Между двумя странами есть разногласия в вопросах Нагорного Карабаха, ТРСК, Крыма, Сирии, и эти разногласия могут усугубиться. Эти проблемы должны быть вынесены на обсуждение с перспективой поиска разрешения, до того как Запад превратил их в острые кризисы.
Салих Йылмаз, профессор Университета им. Баязета Йылдырыма, глава Института российских исследований РУСЕН
Теги: Россия, Украина, Керченский пролив, Конвенция Монтрё, Салих Йылмаз, Турция