Сегодня на Ближнем Востоке США, Турцией, Ираном, Саудовской Аравией и другими государствами для достижения своих геополитических целей активно разжигается суннито-шиитское противостояние, в котором пытаются вновь использовать курдов. Давайте рассмотрим, откуда идут корни этого противостояния, и насколько участие в ней курдов соответствует национальным интересам курдского народа.
Курды религиозно не однородный народ. Около 80-85% курдов – это курды мусульмане, 10% - курды – езиды, остальные 5-10% - это представители других конфессий (христиане, иудеи, шабаки, кекаи, зороастрийцы и другие). Большинство курдов мусульман относятся к суннитской ветви ислама – примерно 70-80% , около 20-30% - это курды шииты (в основном курды Красного (Азербайджан) и Иранского Курдистана).
"Первоначально ислам представлял собой единое и цельное учение, не знавшее фракций и сект. Первый раскол в исламе произошел в конце правления халифа Османа, когда группа сторонников Али — шиитов стала настаивать на исключительном праве потомков пророка — алидов (т.е. наследников Али и Фатимы (дочка пророка)) на высшую духовную и светскую власть. С этого времени ислам разделился на ортодоксальный - сунниты и оппозиционный – шииты". - http://www.grandars.ru/college/filosofiya/shiity.html.
Для информации скажу, что имам Али, более известный как Али ибн Абу Талиб, был политическим и общественным деятелем, двоюродным братом, зятем, сподвижником пророка Мухаммеда и четвёртым праведным халифом. Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв, которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана и погиб от рук убийцы-хариджита в 661 г. Пророк очень любил и уважал Али.
Суннизм. Самое крупное направление в исламе – суннизм, от слова Сунна – "обычай", "пример", "направление". Почти 90% мусульман в мире исповедует суннитский ислам. Полное название суннитов — "люди Сунны и согласия общины". К основным признакам принадлежности к суннизму относятся:
• признание законной власти четырех "праведных халифов";
• отсутствие сомнений в достоверности шести канонических сборников хадисов;
• принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма.
• сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлют идею о божественной природе Али и праве его потомков на духовную власть.
Хронологически суннизм оформился как негативная реакция на становления шиизма.
Спустя 100 лет после смерти пророка среди суннитов появились четыре ученые – Абу Ханифа, Ахмед бен Ханбели, Малик бен Энес и Мухаммед бин Идрис Шафии. Кроме этих четырёх ученых никто не смел, делать выводы из Корана и почитаемого предания, то есть выносить постановления. Все мусульмане были обязаны следовать за одним из этих четырёх ученых. Эти действия послужили причиной того, что перед мусульманами закрылись врата науки, хотя Коран и сам пророк Мухаммед придают большое значение образованию.
Шиизм. Слово шиа с арабского переводиться как партия. Особенности религиозного учения шиитов оформились к середине VIII в. Оно основывалось прежде всего на священной книге всех мусульман — Коране, на который опирались идейные источники шиитов: сборник изречений халифа Али "Путь красноречия" и труды создателей шиитской догматики. Как и все мусульмане, шииты признают в качестве второго источника вероучения Сунну, но отвергают те предания Сунны, которые составлены противниками Али.
Шииты считают, что во время фиксации Корана было изъято несколько аятов из ряда глав и целая глава (115 сура) "Два светила", которая поднимала авторитет Али на уровень пророка Мухаммада, и, в котором обосновывались особые права Али на халифат. Они составили свои воспоминания о пророке Мухаммеде и Али и назвали их Ахбарами.
"Шииты считают, что в телах 12 имамов (руководителей общины) по имени Али обитала душа пророка Мухаммеда. После смерти 11-го имама Хасана аль-Аскари в 873 г. новым имамом стал его малолетний сын Мухаммед, ставший 12-м имамом. Мухаммед исчез в пещере недалеко от города Самарра в Ираке, но он все-таки присутствует невидимо для всех на земле и вернется к людям в образе мессии — Махди, который установит царство справедливости на земле, откроет истинный смысл Корана и единобожия и низвергнет узурпаторов". -http://www.grandars.ru/college/filosofiya/shiity.html
Согласно одной из широко распространенных классификаций шиизм подразделяется на пять крупных сект, которые со временем дробились на более мелкие образования: кайсаниты, зейдиты, имамиты, крайние шииты и исмаилиты. К шиитам также относят и алавитов. Шииты составляют большинство населения Ирака, Ирана. Азербайджана. Их общины проживают в Ливане, Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистане и в других странах.
"С направлением шиитов тесно связано другое направление в исламе — хариджиты (вышедшие, выступившие). Это направление считается первым, отделившимся от ортодоксального ислама. Хариджиты поддерживали Али в его борьбе за власть, но, когда Али выразил нерешительность и пошел на переговоры с противником, 12 тыс. человек отделились от его войска и отказались его поддерживать. Хариджиты внесли свой вклад в разработку вопросов, связанных с теорией власти в исламе. Они считали, что халиф должен получать верховную власть от общины только выборным путем. Если он не отвечает своему назначению, община вправе его низложить или даже убить. Халифом может стать любой верующий вне зависимости от происхождения, социального статуса и этнической принадлежности. Главные требования к претенденту на власть были твердая приверженность Корану и Сунне, справедливое отношение к членам мусульманской общины и способность отстаивать ее интересы с оружием в руках. Халиф рассматривался как главное уполномоченное лицо общины и военный предводитель, ему не приписывается никакого сакрального значения. Если общины находятся далеко одна от другой, то каждая может избрать для себя халифа. В религиозном отношении хариджиты выступали как непримиримые поборники "чистоты" ислама и строгого следования обрядности. В настоящее время небольшие хариджитские общины сохраняются в Омане, Алжире и Ливии". - http://www.grandars.ru/college/filosofiya/shiity.html
После убийства имама Али власть династии Омейядов (Усман был из этой династии) была восстановлена и суннито - шиитское противостояние на долгое время погасло, вплоть до XVI в., когда сефевидский шах Исмаил I, чтобы Персия не попала под власть усиливающейся с каждым днем Османской империи, не сделал шиизм официальной государственной идеологией. Османы объявили шиизм ересью, а сефевиды в свою очередь объявили ересью суннизм. В дальнейшем в течении почти 400 лет Сефевидский Иран и Османская империя вели войны меж собой под религиозными лозунгами, но причиной этих войн было обладание Кавказом, Курдистаном и другими территориями, захват стратегических и торговых путей, проходивших через Месопотамию и Закавказье.
Сегодня этот раскол, образованный в результате борьбы за власть между арабами после смерти пророка Мухаммеда, и, использованная в своих политических целях Османской империей и Сефевидским Ираном, превратилась в глубокую пропасть.
Шииты всех не шиитов считают кафирами и не чистыми, только не чистыми являются не они сами, а их вера, не отстают от них и сунниты, считая шиитов "вероотступниками", "не мусульманами" и "худшими из людей" которых надо уничтожить. Среди суннитов до сих пор распространена поговорка "убей шиита – попадешь в рай". Таким образом, сунниты убивают шиитов и уничтожают "шиитские" мечети, а шииты убивают суннитов и уничтожают "суннитские" мечети.
Как видите суннито-шиитское противостояние, и попытка использовать в ней курдов не соответствует интересам курдского народа, хотя именно курды были отборными войсками как в армии Арабского халифата, так и в армии османов и сефевидов, но самим курдам кроме порабощения, братоубийственной войны между курдскими племенами, разделения и разграбления Курдистана ни к чему хорошему не привела. И по сей день наш народ страдает под игом наших "братьев" мусульман. Стоит нам участвовать в этой войне, чтобы арабы восстановили свой арабский халифат, Турция – Османскую империю, а Иран свою Персидскую империю? Конечно же нет!!!
Мы, курды, должны осознать, что мы, прежде всего курды, а только потом сунниты, шииты, алавиты, езиды, христиане и т.д. И у нас у всех одна единственная религия – Создание Независимого Курдистана!!! Наша Мекка – это разрушенные, превращенные в руины нашими "братьями" Шангал, Халабджа, Дерсим, Африн, Мехабад. Наши святыни – это могилы наших героев, отдавших свои жизни за создание единого государства. Все свои усилия и все свои стремления мы должны посвятить именно освобождению нашей святой земли от оккупантов. А арабы, персы и турки, пускай сами между собой решают, чей Ислам правильный!
Анаре Барие Бала (Зердеште Кал)
публицист и переводчик
Теги: Анаре Барие Бала