Заявление Д.Трампа о планах вывести американский военный контингент из Сирии поставило на повестку дня вопрос: кто будет дальше контролировать районы северо-востока САР? Как известно, после вытеснения с восточного берега реки Евфрат боевиков ИГИЛ (запрещено в РФ), весь северо-восток страны находится под контролем так называемого "Демократического альянса", основу которого составляют курдские ополченцы "Партии демократического союза". Военная и логистическая поддержка курдов со стороны США сдерживали Анкару и проасадовские силы от попыток атаковать курдских ополченцев и захватить контролируемые ими районы.
С возможным уходом американских военнослужащих из Сирии ситуация на северо-востоке страны может кардинально измениться. Вряд ли немногочисленный контингент военнослужащих Франции и ряда других европейских стран, которые выполняют больше функции советников и военных специалистов, будет в состоянии заменить армейскую авиацию и спецназ США. Сирийские курды оказались перед дилеммой: готовиться к отражению своими силами очередной военной провокации ВС Турции или попытаться вступить в союз с Дамаском? Пока намечается второй вариант. Ведь курды никогда не являлись сепаратистами и не требовали отделения от Сирии. Они лишь выступают за равные с арабами права в будущем сирийском государстве. Несмотря на игнорирование их интересов Дамаском, курды открыты к диалогу с центральными властями. Ведь они не принимали участия в гражданской войне в стране, воевали только с террористами ИГИЛ и сейчас ведут себя лояльно по отношению к Асаду. Их вполне устроила бы модель Иракского Курдистана (субъекта федерации) или даже культурная автономия.
Якобы, Асада все же убедили в Москве воспользоваться моментом и за счет сближения с курдами расширить контролируемые правительством районы страны. Сообщается, что проасадовские силы уже выдвинулись на подступы к стратегически важному городу Манбидж, где проходит разделительная линия между ВС Турции и США. Одновременно, МИД и представители военного командования Турции провели консультации в Москве со своими коллегами.
После переговоров, глава МИД РФ заявил, что Москва и Анкара подтвердили незыблемость территориальной целостности Сирии. По его словам, работа по мирному урегулированию конфликта будет проводиться в строгом соответствии с резолюцией СБ ООН 2254, где прописана "твёрдая приверженность" суверенитету и независимости САР. Что же скрывается за лозунгом о единой и неделимой Сирии? Ведь не секрет, что у Анкары, Тегерана и Москвы разные точки зрения по вопросу о будущей Сирии и ее суверенитете.
Эрдоган имеет в виду отстранение от власти любым путем правительство Асада с его алавито-баасистским окружением и создание принципиально новой Сирии, где у власти окажутся представители арабо-суннитского большинства во главе с умеренными исламистами типа "Братьев-мусульман". В нарушение международного права и суверенитета Сирии Эрдоган оккупировал практически весь северо-запад Сирии и планирует провести уже третью карательную операцию против сирийских курдов. То есть, Анкара выступает за протурецкий вариант строительства нового сирийского государства уже без Асада. Подразумевается и вывод из этой страны всех иранских и других иностранных шиитских боевиков типа КСИР и группировки "Хизбаллы".
Естественно, что иранские аятоллы с таким вариантом категорически не согласны и пытаются всячески сохранить у власти в САР арабо-алавитское меньшинство и других сторонников семейства асадов. Россия пытается как-то сблизить позиции своих партнеров по астанинскому переговорному процессу, чтобы окончательно завершить гражданскую войну в Сирии и перейти к обсуждению проекта новой конституции, формированию коалиционного правительства и т.д. Но, похоже, что Анкаре и Тегерану такой мир не нужен. Правители этих государств по-прежнему нацелены на продолжение борьбы за единоличную власть в Дамаске. Они видят единую и неделимую будущую Сирию лишь через призму своих "национальных" интересов в качестве своего плацдарма в регионе. По их мнению, это должна быть марионеточная страна, где кукловоды будут соответственно, в Анкаре или Тегеране. Эрдоган при поддержке арабо-суннитских государств, а иранские аятоллы со своими шиитскими сателлитами готовы воевать в Сирии и дальше, как говорят некоторые эксперты, "до последнего сирийца". По данным ООН, население САР с 2011 года к концу 2018 года за счет погибших, беженцев и перемещенных лиц уже сократилось примерно наполовину (с 22 до 11 млн человек).
Так что, господин Лавров С.В. по итогам бесед со своим турецким коллегой, скорее всего, "делает хорошую мину при плохой игре". Вполне очевидно, что за территории Сирии с формальным уходом американцев продолжится "прокси-война" между протурецкими, проиранскими и проамериканскими силами. Не надо забывать и о том, что период вывода войск США из Сирии растянут по времени до нескольких месяцев, часть из этих военных усилит группировку ВС США в соседнем Ираке и легко могут вернуться на свои пункты базирования в Сирии. ВМС и ВВС США в бассейне Средиземного моря и в Персидском заливе также остаются в готовности прийти на помощь своим сирийским союзникам. При этом не исключаются и прямые военные столкновения между ВС Турции и Ирана, новые ракетно-бомбовые удары ВВС Израиля и США по военным объектам Ирана и "Хизбаллы".
Таким образом, лозунг о единой и неделимой Сирии, как и призывы и дальше бороться с террористами в этой стране руками иностранцев, не более чем ширма или уловка, чтобы оправдать свое военное присутствие и вмешательство во внутри сирийский конфликт. Борьбу с несколькими тысячами джихадистов, которые рассеяны по всей стране, вполне в состоянии вести самостоятельно как правительственные войска, так и оппозиционная Свободная сирийская армия (ССА), не говоря уже о курдских ополченцах. Пока в САР сохранятся иностранные военные контингенты, страна, скорее всего, останется разделенной на фактически три враждебных анклава (протурецкий, проиранский и проамериканский). Только вывод из Сирии всех иностранных войск и переход к строительству нового государства самими сирийцами могли бы позволить прекратить кровопролитие и приступить к мирному строительству с учетом интересов всех этно-конфессиональных групп населения.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Сирия, армия США, Дональд Трамп, Исламское Государство, Сирийский Курдистан, Турция, армия Турции, армия Сирии, Башар Асад, Россия, Манбидж