Рано или поздно столкновение неизбежно. Усилия Ирана по контрабанде высокоточного оружия "Хизбалле" в Ливане, развертывание его военных баз в Сирии, с переброской туда и в Ирак передового оружия - усилия эти не остановились даже после серии воздушных ударов, приписываемых Израилю. Тегеран так же несколько раз сигнализировал, что счет с Израилем за предыдущие атаки все еще открыт. После недавнего обмена ударами в конце августа и начале сентября Иран объявил новую стратегию, согласно которой любая атака Израиля получит быстрый военный ответ.
Отсюда следует вывод, что потенциально следующий раунд конфронтации между сторонами довольно близок. Это может произойти в результате израильских действий по срыву планов контрабанды оружия "Хизбалле" и укреплению военных позиций Ирана в регионе. Считается, что нестабильность на различных аренах может продолжаться в течение длительного времени, причем взаимное влияние этих потенциальных фронтов больше, чем раньше. Начальник генштаба Авив Кохави предупредил, что ситуация на северном и южном направлениях "напряженная и хрупкая, она может перерасти в конфликт, несмотря на то, что наши враги не заинтересованы в войне".
Высокое напряжение на севере может вызвать военные трения на юге. По данным разведки, хотя руководство ХАМАСа в Газе стремится к стабильности и опасается войны, но "Исламский джихад" чувствует себя свободным игроком, руководствуется собственными соображениями и не обеспокоен ущербом, который будет причинен Газе в результате нового военного конфликта.
Нельзя также игнорировать внутренний политический контекст Израиля. Ключевые игроки в переговорах по коалиции - президент Реувен Ривлин, премьер-министр Биньямин Нетаниягу, председатель "Кахоль-лаван" Бени Ганц - все они говорят в мрачном тоне о серьезном изменении ситуации с безопасностью, подразумевая, что граждане не до конца осознают всю остроту положения.
Нетаниягу в видео, выпущенном перед возвращением мандата президенту, пытался обвинить Ганца в игнорировании этой опасности. Он утверждал, что его оппонент настойчиво отказывался всерьез обсуждать вопрос о создании правительства национального единства, даже после того, как премьер положительно ответил на его просьбу встретиться с начальником генштаба, "который представил ему весь спектр вызовов и угроз, с которыми сталкивается Государство Израиль".
Демонстрации протеста, как сдерживающий фактор
Эскалация напряженности между Израилем и Ираном происходит на фоне самого важного регионального процесса: продолжающегося свертывания американского присутствия на Ближнем Востоке. Каждую неделю - новость, большинство из них - непосредственно от президента Дональда Трампа. В последние дни практически всем стал ясен масштаб фиаско, последовавшего за решением президента США эвакуировать американских солдат, освобождая дорогу для турецких сил, накануне их вторжения в курдские районы в северо-восточной Сирии. Этот шаг сыграл на руку русским, туркам, режиму Асада, ИГ и, в некоторой степени, Ирану. Курды тяжело пострадали от него - и Израиль, конечно, ничего не заработал.
Тем временем Трамп объяснил свое (отчасти понятное) нежелание продолжать инвестиции в бесконечные войны в регионе, разрешив сторонам продолжать борьбу между собой и объявив, что он решил оставить небольшое количество войск в южной Сирии по просьбе Иордании и Израиля.
Выяснилось, что президент принял это последнее решение после встречи с сенатором-республиканцем Линдси Грэмом и отставным генералом, который выступает в качестве комментатора в консервативной телесети Fox. Они показали ему карту с указанием расположения нефтяных месторождений в этом районе. Когда все в жизни рассматривается, как сделка с недвижимостью, курдов можно выбросить за ненадобностью, несмотря на жертвы, которые они принесли в борьбе с ИГ. В то же время можно направить больше американских солдат на оборону Саудовской Аравии, готовой платить за безопасность.
На фоне провала Трампа положение Ирана в регионе выглядит весьма неплохим. Президент США не скрывает своего желания вернуться за стол переговоров и обсудить ядерное соглашение на новых условиях, примерно через полтора года после своего решения о выходе из соглашения. Иранцы тоже хотят этого, но не сразу и только с позиции силы. Между тем они позволяют себе медленно, но верно отказываться от выполнения обязательств по соглашению. Новые экономические санкции, введенные Трампом, являются жесткими, но не привели к полному краху иранской экономики, вопреки некоторым ранним прогнозам, поэтому иранские усилия по контрабанде оружия союзникам и военному укреплению в регионе продолжаются.
Однако иранцы сталкиваются с другими трудностями в странах, находящихся под их влиянием. Волна яростных протестов в Ираке ослабла, но сомнительно, что она полностью сошла на нет. Она также сопровождается определенными антииранскими настроениями. А массовые протесты в Ливане, хотя и описываются в Израиле, как демонстрации, направленные, в основном, против коррупции, также демонстрируют враждебность по отношению к Ирану и власти "Хизбаллы". Не зря на этой неделе шиитская организация пустила колонны мотоциклистов через Бейрут в качестве угрозы протестующим. Продолжающиеся протесты в Ливане и в Ираке могут послужить сдерживающим фактором для Ирана, который должен будет взвесить, следует ли ему усилить свои действия на другом направлении – против Израиля.
Ранее на этой неделе спикер палаты представителей США Нэнси Пелоси возглавила делегацию конгресса, посетившую Иорданию. Американцы обсудили с королем Абдаллой и его людьми события в Сирии, а также (несуществующий) мирный процесс между Израилем и палестинцами. Несмотря на атмосферу кризиса из-за вывода американских войск и, несмотря на то, что полет между Амманом и Иерусалимом занимает менее часа, Пелоси не прилетела сюда. Нетаниягу ли воздержался от приглашения противницы Трампа - потому что не хотел расстраивать президента, или сама Пелоси решила пропустить встречу с Нетаниягу? В любом случае, это можно рассматривать как еще одно свидетельство глубины разрыва между "Ликудом" и Демократической партией. Даже если через год-два Нетаниягу и Трамп лишатся своих постов, ущерб этой эпохи все равно будет так же силен.
Амос Харэль, "ХаАрец", И.Н.
На снимке: президент Ирана Хасан Рухани.
Фото: Umit Bektas Reuters
Теги: Иран, Хизбалла, Израиль, Авив Кохави, ХАМАС, Биньямин Нетаньяху, США, Сирия, Сирийский Курдистан, армия США