Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Новые езиды

Просмотры2198Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2020-04-13
Новые езиды

Езидско-христианские отношения имеют глубокие корни и на протяжении многих веков были и остаются дружественными. Несмотря на толерантные отношения с христианами, езиды всегда старались жить замкнуто, и сохранять свои древние традиции. На протяжении тысячелетий езиды трепетно относились к своей религии и, не задумываясь, легко отдавали жизнь за веру. Тысячелетняя война езидов против насильственного обращения в ислам, за сохранение свое религии наглядный тому пример. Если среди езидов случался переход в другую веру, то это было следствием крайне вынужденных или непреодолимых обстоятельств. 

Оказавшись в безопасных и комфортных условиях в христианских странах, современные езиды с конца ХХ века стали добровольно переходить в христианскую религию. В течение первых двадцати лет никто не мог объяснить этот феномен езидской истории, и только в последнее время после общения с ними происходит понимании этой проблемы. В 90-х гг. ХХ века в езидской среде Грузии появляются люди, принявшие Иисуса как Господа, но ревностно оберегающие свое езидство. В первые годы новообращенные в христианство езиды предпочитали скрывать свою новую религию. Как-то я случайно узнал, что мой родственник обратился в христианство и, шутя, спросил: Ты уже не покланяешься нашему солнцу? – Он смущённо, ответил: Нет брат, я теперь на солнце только греюсь!

По мере роста их численности, который пришел на начало XXI века в России, езидские христиане стали уже открыто заявлять о своем новом вероисповедании. Они образуют езидские христианские общины, ходят в церковь, помогают церкви и даже есть езиды, которые в Грузии и России построили на свои средства церкви. Но в тоже время они продолжают считать себя езидами – отмечают езидские праздники, справляют свадьбу и хоронят по езидским обычаям, и придерживаться других езидских традиций. Они считают себя езидами и верят в то, что Господь желает, чтобы они оставались езидами, но такими езидами, которые веруют в Иисуса. На упрек езидских священников, что езиды принявшие другую религию, езидами больше не являются, езидские христиане, ссылаясь на основной постулат езидского вероучения – "езидом является тот, кто рожден от отца и матери езидов" утверждают, что они уверовали во Христа, но не поменяли своих родителей. По их мнению, у них не было цели перестать быть езидами и никто не вправе лишить их езидства. Почему мы должны отказаться от своего езидства? - спрашивают они. 

Что происходит сегодня? Почему процесс самоотверженности за веру принял обратное течение, по сравнению с тем процессом, который шел в истории на протяжении многих веков? На наш взгляд, на этот процесс оказало влияние два фактора. Прежде всего, это духовный вакуум, а второй это – христианское милосердие.

В СССР езиды компактно жили в Грузинской и Армянской республиках, традиции строго соблюдались и никому даже в голову не приходило принять христианство. Распад СССР вначале 90-х гг. вынудил многих езидов покинуть свои дома и в поисках работы переехать сначала в Россию, а потом и в другие христианские страны. Разбросанность езидской общины по многим городам и селам, с одной стороны, и незнание сущности своей религии с другой, образовали в езидской среде духовный вакуум. В результате чего возникло так называемое "движение протеста", движение людей, которые в связи с отсутствием религиозного наставничества со стороны их священников – шейхов и пиров, самостоятельно увлеклись христианской традицией и уверовали во Христа. Они не только уверовали сами, но стали проповедовать Христа другим людям, хотя и не были связаны с какой-то конкретной церковью. Возможно, и были случаи, когда езиды принимали христианство под чьим-то влиянием или убеждением, но многие езиды пришли к вере во Христа именно через "движение протеста". Их родственники им говорили: "Вы часть езидской общины, мы связаны кровным родством, вы не можете выйти из езидства".  – Они отвечали: "Мы не ассимилируемся в христианском мире. Мы остаемся езидами и хотим сформировать свою езидско-христианскую общину верующих во Христа". 

Феномен в том, что  "движение протеста" не было организованным движением, за которым стоял бы какой-то лидер или организация. Оно было связано с переживанием молодыми езидами духовного вакуума – незнанием сущности своей религии, отсутствием рядом с ними их шейха и пира, а также с аспектами христианского богопознания. По этим причинам, езидское "движение протеста" было в подавляющем большинстве стихийным и также продолжает иметь стихийную динамику роста. В настоящее время езидских христиан можно встретить не только в Грузии и России, но и в Армении, Украине и странах Европы, где живут езиды.  Сегодня, несмотря на то, что езид стал христианином, он не говорит: "Я был езидом". – Он всегда говорит: "Я - езид"! 

Действительно, основополагающим принципом езидизма является постулат: "Езидом стать нельзя, им можно только родиться". Приверженцы этой религии  принадлежат к общине от рождения, и в отличие от других религий в езидизме нет обряда посвящения и иного перехода в езидизм. В отличие от христианства, где духовенство наделено возвышенной святостью и особыми отношениями с Богом (выполняют функцию посредников между Богом и человеком), в езидизме священники (шейхи и пиры) лишь исполняют волю Творца. Даже ангел-покровитель езидов Малик Таус, будучи всесильным и всемогущим, направляет езида напрямую к Богу, так как он покровитель, наставник, но не вершитель судеб. Езидизм верит в то, что каждый человек состоит в личных отношениях с Богом, и он может ежедневно общаться с Богом напрямую, и также несет ответственность за свои поступки непосредственно перед Богом. В  силу этих постулатов езидские священники заняли веротерпимую позицию по отношению к езидским христианам, не отказываются общаться с ними, но категорически отказываются ходить к ним на похороны и для выполнения другого богослужения. Примечательно, что езидские родственники осуждают переход члена своей семьи в христианскую религию, но не прерывают родственные связи и не прекращают с ним общение. 

Немаловажное влияние имеет христианское милосердие. Известно, что в основе христианской религии идея любови и прошения. Говорят, что все познается в сравнении. Историческая родина езидов находится в мусульманском окружении, где ислам учит убивать езидов (убейте неверных там, где встретите). Христианство учит любви ко всем людям независимо от происхождения (любовь к Богу, любовь к ближнему без причины и корысти) и прощению (если вы не способны прощать, вы не способны и любить, подставь вторую щеку, если тебя ударили по одной и др.). Такая разница, конечно, вызывает шок у непосвященного в христианскую религию езида. Более того, церковь не требует от новообращенных из езидов, чтобы они отказались от своего езидского происхождения и прекратили все езидские обычаи. Проще говоря, церковь в отличие от мечети не требует, чтобы езиды  смешались с христианами и забыли свое происхождение. Эта христианская добродетель дает основание езидским христианам говорить, что христианство не отвергает езидский народ, поэтому езидам, которые уверовали в Иисуса, нет никакой угрозы, ассимилироваться и прекратить быть езидами. 

В связи с феноменом появления "новых езидов", в среде езидского духовенства относительно езидско-христианского движения возник сложный вопрос: Что делать с "езидами протеста"? Одни священники категорически отказываются общаться с этими езидами и призывают всех езидов прекратить с ними общение. Другие священники, ссылаясь на основы вероучения утверждают, что за свой поступок они ответственны перед Богом и предлагают общаться с ними как прежде, но ограничить их допуск к священнодействиям. Есть и те, кто придерживается либеральной точки зрения, которая состоит в том, что если езиды уверовали во Христа, в этом вина самих шейхов и пиров, которые недостаточно внимания уделяли своей пастве и по мере того как езидско-христианское движение росло, езидские священники не объясняли им важности понимания своего езидского наследия.  Их видение состоит в том, что вместо того чтобы избегать езидских христиан, нужно пригласить их к диалогу.

Как видим, однозначной позиции езидских священников по этому вопросу нет. Но, все они в один голос утверждают, что слово "езид" означает "дан Богом". Тот езид, который руководствуется волей Творца, под покровительством Малик Тауса не может не выполнять Его заповеди, которые подробно расписаны в езидских священных книгах и религиозных гимнах. Езидский народ в прошлом свято чтил свои традиции, строго соблюдал духовные и морально-нравственные нормы. Из-за консервативного мышления, замкнутого религиозного канона, езиды оказались чрезвычайно устойчивы к ассимиляции и на многие столетия сохранили свою идентичность. Несмотря на жестокие  преследования и геноцид со стороны мусульман, езиды самоотверженно придерживались и продолжают придерживаться религии своих предков. Почти в неизменном виде сохранился религиозный институт духовных лиц и верующих мирян, религиозный ритуал в виде обрядов и церемоний, и во всех случаях жизни, причиной выживания езидов была религия. "Движение протеста" внесло существенные коррективы в езидскую общину, последствия которых пока непредсказуемы.

 

Дасни Юрий Романович

кандидат политических наук,

Директор института, заместитель председателя ученого совета НИИ ЕИР

Теги: Юрий Дасни, езиды, христиане


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Иракский Курдистан как эпицентр курдского национального движения

2020-11-30 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Иракский Курдистан как эпицентр курдского национального движения

Как известно, сегодня Иракский Курдистан является субъектом федерации Иракской Республики с самыми широкими правами и полномочиями. В его состав входят четыре северные провинции страны (Дохук, Эрбиль, Сулеймания и Халабджа) с населением свыше 6 млн. челов

Курдский фактор Ближнего Востока: Куда приведет политическая независимость иракских курдов?

2020-11-29 Кирилл Вертяев
Курдский фактор Ближнего Востока:    Куда приведет политическая независимость иракских курдов?

Вопрос самоопределения иракских курдов – сложный, как в методологическом, так и в международном плане...

В Ираке нашли способ победить непобедимую коррупцию

2020-11-25 Антон Веселов, fondsk.ru
В Ираке нашли способ победить непобедимую коррупцию

В ходе обсуждения проекта бюджета страны на 2021 год в Багдаде пытаются избежать банкротства страны. О том, что ситуация плачевна, говорит многое...

Состоится ли кавказский пакт Россия – Иран – Турция?

2020-11-21 Станислав Тарасов, regnum.ru
Состоится ли кавказский пакт Россия – Иран – Турция?

Иран не стал вмешиваться в войну в Нагорном Карабахе. И дело не только в том, что он не мог пустить в ход свое влияние в регионе...

Израиль занимает свою нишу на Южном Кавказе

2020-11-20 Kurdistan.Ru
Израиль занимает свою нишу на Южном Кавказе

На фоне открытого участия Турции и протурецких наемников из числа радикальных исламистских группировок в карабахской войне 2020 года в тени осталась и опосредованная вовлеченность Израиля в этот вооруженный конфликт...

Успеет ли Трамп ударить по Ирану?

2020-11-17 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Успеет ли Трамп ударить по Ирану?

В оппозиционных американских СМИ высказываются опасения, что Трамп может попробовать "взорвать" международную обстановку до своего официального ухода от власти...

Бакинский соловей грубо сфальшивил на дипломатическом фронте

2020-11-16 Станислав Иванов

Как известно, официальный представитель Баку в Москве накануне попытался оправдать ничем не мотивированное убийство российских военных летчиков азербайджанской стороной и заявил: "На войне как на войне — всякое может быть"...

Нагорный Карабах: мир или лишь очередное перемирие?

2020-11-11 Станислав Иванов
Нагорный Карабах: мир или лишь очередное перемирие?

Достигнутое 10 ноября 2020 года трехстороннее соглашение между В.Путиным, И.Алиевым и Н.Пашиняном прекращает братоубийственную войну в Нагорном Карабахе...

Нагорный Карабах: Ирану придется сделать сложный исторический выбор

2020-11-08 Станислав Тарасов, regnum.ru
Нагорный Карабах: Ирану придется сделать сложный исторический выбор

Затягивание карабахской войны будет угрожать стабильности по всему периметру северной иранской границы...

Гусейн Кюрдоглу

2020-11-07 Анаре Барие Бала
Гусейн Кюрдоглу

Гусейн Кюрдоглу - Алишанов Гусейн Гасан оглы - поэт, писатель, литературовед, ученый – востоковед, член Союза писателей Азербайджана с 1973 года...

Турция платит огромную цену за политический "успех" Эрдогана — мнение

2020-11-07 eadaily.com
Турция платит огромную цену за политический "успех" Эрдогана — мнение

Правительство Турции настаивает на достижении в этом году предельного роста экономики ценой чрезвычайных затрат для страны, пишет обозреватель турецкой газеты "Джумхуриет" Эрдал Саглам...

Кто выведет Турцию и Азербайджан из состояния войны?

2020-11-06 Станислав Тарасов, regnum.ru
Кто выведет Турцию и Азербайджан из состояния войны?

В двух воюющих тюркских государствах, Турции и в Азербайджане, которые, руководствуясь лозунгом "одна нация — два государства", вступили в военно-политических альянс, происходят события, заслуживающие повышенного внимания...

Игры в мнимую толерантность приводят к кровавым драмам

2020-11-03 Станислав Иванов

Последние трагические события во Франции, когда были зверски убиты школьный учитель С.Пати в Париже, несколько прихожан церкви в Ницце, тяжело ранен православный священник в Лионе вновь привлекли внимание мировой общественности к проблеме религиозного экс

Московское заявление и турецкие вызовы

2020-10-27 Ваграм Петросян, Роман Карапетян, armenpress.am
Московское заявление и турецкие вызовы

Текущая война в Арцахе (Нагорно-Карабахской Республике) – это борьба за новое распределение ролей в регионе, в которой Турция пытается принять непосредственное и весомое участие...

Проект Великая Черкесия – миф или реальность

2020-10-22 Станислав Иванов

После распада СССР и установления связей и контактов черкесов, проживающих в России (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Адыгея) с зарубежной диаспорой (Турция, Иордания, Сирия, Израиль, Ирак, Грузия, США, Европа) возникла идея создания нового государ

Война в Карабахе показала истинное лицо Эрдогана

2020-10-20 Станислав Иванов
Война в Карабахе показала истинное лицо Эрдогана

Похоже на то, что в Москве происходит переоценка роли и значения Эрдогана в региональной политике...

Московское заявление и турецкие вызовы

2020-10-12 armenpress.am

Текущая война в Арцахе (Нагорно-Карабахской Республике) – это борьба за новое распределение ролей в регионе, в которой Турция пытается принять непосредственное и весомое участие...

Курды Центральной Анатолии

2020-10-12 Kurdistan.Ru

На сегодняшний день в центральной Анатолии проживает от 1,5 до 2 млн. курдов. В эту цифру входят курды, переселившиеся во времена Османской империи, и насильственно депортированные в годы первых лет существования республики...

Новая агрессия Азербайджана окончательно хоронит надежды курдов Лачина на историческую справедливость

2020-10-06 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Новая агрессия Азербайджана окончательно хоронит надежды курдов Лачина на историческую справедливость

Насильно депортированные в конце 30-х годов прошлого столетия из района Нагорного Карабаха в страны Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Киргизия) советские курды долгие годы добивались справедливости...

Турецкий гамбит: Сиризация войны

2020-10-05 Ваграм Петросян, Давид Манасян, armenpress.am
Турецкий гамбит: Сиризация войны

Основной целью сценаристов и режиссера текущей войны является вытеснение Российской Федерации из Южного Кавказа, а затем и из всего Кавказа...

Турция упустила шанс стать сверхдержавой

2020-09-25 Льюис Фишман, detaly.co.il
Турция упустила шанс стать сверхдержавой

Едва появились новости о мирных соглашениях между ОАЭ и Израилем, президент Турции Реджеп Эрдоган атаковал Эмираты: "Мы можем приостановить дипломатические отношения и отозвать нашего посла, потому что мы поддерживаем палестинский народ..."

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что пандемия коронавируса может способствовать восстановлению мира на Ближнем Востоке?

да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях


Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика