Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Новые езиды

Просмотры1784Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2020-04-13
Новые езиды

Езидско-христианские отношения имеют глубокие корни и на протяжении многих веков были и остаются дружественными. Несмотря на толерантные отношения с христианами, езиды всегда старались жить замкнуто, и сохранять свои древние традиции. На протяжении тысячелетий езиды трепетно относились к своей религии и, не задумываясь, легко отдавали жизнь за веру. Тысячелетняя война езидов против насильственного обращения в ислам, за сохранение свое религии наглядный тому пример. Если среди езидов случался переход в другую веру, то это было следствием крайне вынужденных или непреодолимых обстоятельств. 

Оказавшись в безопасных и комфортных условиях в христианских странах, современные езиды с конца ХХ века стали добровольно переходить в христианскую религию. В течение первых двадцати лет никто не мог объяснить этот феномен езидской истории, и только в последнее время после общения с ними происходит понимании этой проблемы. В 90-х гг. ХХ века в езидской среде Грузии появляются люди, принявшие Иисуса как Господа, но ревностно оберегающие свое езидство. В первые годы новообращенные в христианство езиды предпочитали скрывать свою новую религию. Как-то я случайно узнал, что мой родственник обратился в христианство и, шутя, спросил: Ты уже не покланяешься нашему солнцу? – Он смущённо, ответил: Нет брат, я теперь на солнце только греюсь!

По мере роста их численности, который пришел на начало XXI века в России, езидские христиане стали уже открыто заявлять о своем новом вероисповедании. Они образуют езидские христианские общины, ходят в церковь, помогают церкви и даже есть езиды, которые в Грузии и России построили на свои средства церкви. Но в тоже время они продолжают считать себя езидами – отмечают езидские праздники, справляют свадьбу и хоронят по езидским обычаям, и придерживаться других езидских традиций. Они считают себя езидами и верят в то, что Господь желает, чтобы они оставались езидами, но такими езидами, которые веруют в Иисуса. На упрек езидских священников, что езиды принявшие другую религию, езидами больше не являются, езидские христиане, ссылаясь на основной постулат езидского вероучения – "езидом является тот, кто рожден от отца и матери езидов" утверждают, что они уверовали во Христа, но не поменяли своих родителей. По их мнению, у них не было цели перестать быть езидами и никто не вправе лишить их езидства. Почему мы должны отказаться от своего езидства? - спрашивают они. 

Что происходит сегодня? Почему процесс самоотверженности за веру принял обратное течение, по сравнению с тем процессом, который шел в истории на протяжении многих веков? На наш взгляд, на этот процесс оказало влияние два фактора. Прежде всего, это духовный вакуум, а второй это – христианское милосердие.

В СССР езиды компактно жили в Грузинской и Армянской республиках, традиции строго соблюдались и никому даже в голову не приходило принять христианство. Распад СССР вначале 90-х гг. вынудил многих езидов покинуть свои дома и в поисках работы переехать сначала в Россию, а потом и в другие христианские страны. Разбросанность езидской общины по многим городам и селам, с одной стороны, и незнание сущности своей религии с другой, образовали в езидской среде духовный вакуум. В результате чего возникло так называемое "движение протеста", движение людей, которые в связи с отсутствием религиозного наставничества со стороны их священников – шейхов и пиров, самостоятельно увлеклись христианской традицией и уверовали во Христа. Они не только уверовали сами, но стали проповедовать Христа другим людям, хотя и не были связаны с какой-то конкретной церковью. Возможно, и были случаи, когда езиды принимали христианство под чьим-то влиянием или убеждением, но многие езиды пришли к вере во Христа именно через "движение протеста". Их родственники им говорили: "Вы часть езидской общины, мы связаны кровным родством, вы не можете выйти из езидства".  – Они отвечали: "Мы не ассимилируемся в христианском мире. Мы остаемся езидами и хотим сформировать свою езидско-христианскую общину верующих во Христа". 

Феномен в том, что  "движение протеста" не было организованным движением, за которым стоял бы какой-то лидер или организация. Оно было связано с переживанием молодыми езидами духовного вакуума – незнанием сущности своей религии, отсутствием рядом с ними их шейха и пира, а также с аспектами христианского богопознания. По этим причинам, езидское "движение протеста" было в подавляющем большинстве стихийным и также продолжает иметь стихийную динамику роста. В настоящее время езидских христиан можно встретить не только в Грузии и России, но и в Армении, Украине и странах Европы, где живут езиды.  Сегодня, несмотря на то, что езид стал христианином, он не говорит: "Я был езидом". – Он всегда говорит: "Я - езид"! 

Действительно, основополагающим принципом езидизма является постулат: "Езидом стать нельзя, им можно только родиться". Приверженцы этой религии  принадлежат к общине от рождения, и в отличие от других религий в езидизме нет обряда посвящения и иного перехода в езидизм. В отличие от христианства, где духовенство наделено возвышенной святостью и особыми отношениями с Богом (выполняют функцию посредников между Богом и человеком), в езидизме священники (шейхи и пиры) лишь исполняют волю Творца. Даже ангел-покровитель езидов Малик Таус, будучи всесильным и всемогущим, направляет езида напрямую к Богу, так как он покровитель, наставник, но не вершитель судеб. Езидизм верит в то, что каждый человек состоит в личных отношениях с Богом, и он может ежедневно общаться с Богом напрямую, и также несет ответственность за свои поступки непосредственно перед Богом. В  силу этих постулатов езидские священники заняли веротерпимую позицию по отношению к езидским христианам, не отказываются общаться с ними, но категорически отказываются ходить к ним на похороны и для выполнения другого богослужения. Примечательно, что езидские родственники осуждают переход члена своей семьи в христианскую религию, но не прерывают родственные связи и не прекращают с ним общение. 

Немаловажное влияние имеет христианское милосердие. Известно, что в основе христианской религии идея любови и прошения. Говорят, что все познается в сравнении. Историческая родина езидов находится в мусульманском окружении, где ислам учит убивать езидов (убейте неверных там, где встретите). Христианство учит любви ко всем людям независимо от происхождения (любовь к Богу, любовь к ближнему без причины и корысти) и прощению (если вы не способны прощать, вы не способны и любить, подставь вторую щеку, если тебя ударили по одной и др.). Такая разница, конечно, вызывает шок у непосвященного в христианскую религию езида. Более того, церковь не требует от новообращенных из езидов, чтобы они отказались от своего езидского происхождения и прекратили все езидские обычаи. Проще говоря, церковь в отличие от мечети не требует, чтобы езиды  смешались с христианами и забыли свое происхождение. Эта христианская добродетель дает основание езидским христианам говорить, что христианство не отвергает езидский народ, поэтому езидам, которые уверовали в Иисуса, нет никакой угрозы, ассимилироваться и прекратить быть езидами. 

В связи с феноменом появления "новых езидов", в среде езидского духовенства относительно езидско-христианского движения возник сложный вопрос: Что делать с "езидами протеста"? Одни священники категорически отказываются общаться с этими езидами и призывают всех езидов прекратить с ними общение. Другие священники, ссылаясь на основы вероучения утверждают, что за свой поступок они ответственны перед Богом и предлагают общаться с ними как прежде, но ограничить их допуск к священнодействиям. Есть и те, кто придерживается либеральной точки зрения, которая состоит в том, что если езиды уверовали во Христа, в этом вина самих шейхов и пиров, которые недостаточно внимания уделяли своей пастве и по мере того как езидско-христианское движение росло, езидские священники не объясняли им важности понимания своего езидского наследия.  Их видение состоит в том, что вместо того чтобы избегать езидских христиан, нужно пригласить их к диалогу.

Как видим, однозначной позиции езидских священников по этому вопросу нет. Но, все они в один голос утверждают, что слово "езид" означает "дан Богом". Тот езид, который руководствуется волей Творца, под покровительством Малик Тауса не может не выполнять Его заповеди, которые подробно расписаны в езидских священных книгах и религиозных гимнах. Езидский народ в прошлом свято чтил свои традиции, строго соблюдал духовные и морально-нравственные нормы. Из-за консервативного мышления, замкнутого религиозного канона, езиды оказались чрезвычайно устойчивы к ассимиляции и на многие столетия сохранили свою идентичность. Несмотря на жестокие  преследования и геноцид со стороны мусульман, езиды самоотверженно придерживались и продолжают придерживаться религии своих предков. Почти в неизменном виде сохранился религиозный институт духовных лиц и верующих мирян, религиозный ритуал в виде обрядов и церемоний, и во всех случаях жизни, причиной выживания езидов была религия. "Движение протеста" внесло существенные коррективы в езидскую общину, последствия которых пока непредсказуемы.

 

Дасни Юрий Романович

кандидат политических наук,

Директор института, заместитель председателя ученого совета НИИ ЕИР

Теги: Юрий Дасни, езиды, христиане


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Анкара и Тегеран озаботились сирийской нефтью?

2020-07-05 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Анкара и Тегеран озаботились сирийской нефтью?

На прошедшей 1 июля 2020 года видеоконференции руководителей России, Турции и Ирана в Астанинском формате вновь прозвучал тезис о необходимости вывести войска США с Восточного берега реки Евфрат и отобрать нефтегазовые месторождения у курдов и местных ара

Единство, скрепленное доблестью: участие представителей этнических меньшинств в сражениях за Кубань и Крым (1941-1943)

2020-07-04 Николай Бугай, Kurdistan.Ru
Единство, скрепленное доблестью: участие представителей этнических меньшинств в сражениях за Кубань и Крым (1941-1943)

Великая Отечественная война Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков победоносно завершилась 75 лет назад, однако ее события, итоги и уроки до сих пор не утратили своего решающего значения для наших соотечественников...

К попытке реанимации Астанинского формата

2020-07-02 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
К попытке реанимации Астанинского формата

1 июля 2020 года президенты России, Ирана и Турции провели переговоры по сирийскому урегулированию — встреча прошла в режиме видеоконференции...

Борьба за власть и деньги в ближайшем окружении Асада обостряется

2020-06-28 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Борьба за власть и деньги в ближайшем окружении Асада обостряется

В статье Валида ан-Нофаля "Кто заменит Рами Махлуфа: новые олигархи Сирии?" рассматривается как бы изнанка асадовского режима: интриги и подковерная борьба в Дамаске за власть, ресурсы и бизнес...

Курдские племена - Часть II

2020-06-12 Kurdistan.Ru
Курдские племена - Часть II

Регион Мазандаран (Mazandaran) – все племени в этом регионе в основном говорят на диалекте курманджи и придерживаются Ислама суннитского толка. Но есть среди них и последователи шиизма и алевизма...

Курдские племена - Часть I

2020-06-11 Kurdistan.Ru
Курдские племена - Часть I

Курды являются одним из главных народов, создавших Месопотамскую цивилизацию. Они обладали большим влиянием в этой географии и создали множество крупных государств, в том числе и Мидийскую империю...

"Трианонский" и "севрский" комплексы Орбана и Эрдогана

2020-06-09 Станислав Тарасов, regnum.ru
"Трианонский" и "севрский" комплексы Орбана и Эрдогана

Трианонский и Севрский договоры 1920-х годов могут начать определять контуры американской и западной дипломатии в Европе и на Ближнем Востоке...

Кто и как выдавливает Турцию с Ближнего Востока

2020-06-03 Станислав Тарасов, regnum.ru
Кто и как выдавливает Турцию с Ближнего Востока

Недавно американское издание The National Interest выступило со статьей, в которой утверждается, что многое, если не всё, в понимании происходящего на Ближнем Востоке зависит от того, какое прочтение политической карты предпочитают или предлагают отдельны

Запечатленные в эпосах - Часть VI

2020-06-01 Анаре Барbе Бала, Kurdistan.Ru
Запечатленные в эпосах - Часть VI

Большой интерес в курдской литературе вызывает красочное описание природы. В общем, а в некоторых жанрах фольклора особенно, например, в эпосах, сюжеты любви и героизма от начала и до конца протекают в лоне природы...

Сотрудничество России с режимом Асада несет большие риски

2020-05-31 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Сотрудничество России с режимом Асада несет большие риски

В российских СМИ сообщается о намерениях российского руководства расширить военное сотрудничество с правительством Асада в Сирии...

Запечатленные в эпосах - Часть III

2020-05-26 Kurdistan.Ru
Запечатленные в эпосах - Часть III

Глава III - Восхищение женщиной в курдском фольклоре

"Нож Курдистана" вонзается в Ближний Восток и Закавказье

2020-05-26 СтаниславТарасов, regnum.ru
"Нож Курдистана" вонзается в Ближний Восток и Закавказье

Курды, которые могут с выгодой для себя использовать войну в Сирии, планируют фрагментировать все те государства, в которых проживают – Ирак, Иран, Турцию, Сирию, Азербайджан и другие...

Кто блокирует пути к независимости Иракского Курдистана?

2020-05-25 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Кто блокирует пути к независимости Иракского Курдистана?

Казалось бы, вековая мечта миллионов иракских курдов оказалась близка к осуществлению уже в сентябре 2017 года. Именно тогда референдум в Курдском регионе Ирака открыл дорогу к реализации законного права населения Иракского Курдистана...

Мирза Слоян - человек-легенда

2020-05-19 Юрий Дасни
Мирза Слоян - человек-легенда

Историческая личность, как правило, является избранником судьбы и не зависит от волеизъявления общества. Она живет невидимо от людских глаз и обнаруживает себя с годами, своими добрыми деяниями и особыми заслугами перед своим народом...

Запечатленные в эпосах (Часть II)

2020-05-19 Анаре Барие Бала
Запечатленные в эпосах (Часть II)

В курдском фольклоре одними из самых замечательных памятников устного народного творчества являются эпосы. Известно, что эпосы создавались на основе исторических событий, связанных с борьбой за свободу, и они сами хранили в себе дух этой свободы...

Иракский Курдистан пытаются взорвать изнутри

2020-05-19 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Иракский Курдистан пытаются взорвать изнутри

30 апреля 2020 года Совет провинции Сулеймания учредил Комитет, который якобы будет работать над предложениями по децентрализации Иракского Курдистана в целях большей финансовой и экономической самостоятельности провинций и городов региона...

Властям Ирака и Иракского Курдистана пора бы власть употребить

2020-05-15 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Властям Ирака и Иракского Курдистана пора бы власть употребить

В России широко известна поговорка: "А Васька слушает, да ест!" из популярной басни Крылова "Кот и повар"...

Аль-Каземи как "канал связи" между Вашингтоном и Тегераном в Ираке

2020-05-14 Станислав Тарасов, regnum.ru
Аль-Каземи как "канал связи" между Вашингтоном и Тегераном в Ираке

Из Багдада, где парламент поддержал состав кабинета министров премьера Мустафы аль-Каземи, тем самым завершая почти шестимесячный политический кризис, поступают сообщения интригующего свойства...

Курды и Езиды одна судьба одна дорога

2020-05-09 Юрий Дасни
Курды и Езиды одна судьба одна дорога

Курды – это езиды или езиды – это курды, или это два разных народа? Вопрос, который будоражит курдско-езидское население мира на протяжении многих десятилетий....

Гетеротопия географических карт и ключи к истории

2020-05-09 Вадим Макаренко, Kurdistan.Ru
Гетеротопия географических карт и ключи к истории

На любой географической карте есть масса скрытого, неясного, непонятного, если рассматривать карту как фиксацию процесса освоения территории...

Ирак вновь испытывают на прочность

2020-05-03 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Ирак вновь испытывают на прочность

С трудом переживший события "арабской весны" 2011 года и оккупацию значительной части страны боевиками ИГИЛ в 2014-16 гг., Ирак сейчас оказался на пороге нового, не менее глубокого и драматичного, коллапса...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Июль
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что пандемия коронавируса может способствовать восстановлению мира на Ближнем Востоке?

да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях


Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика