Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Езидизм и Зороастризм: сходства и отличия

Просмотры3255Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2020-04-17
Езидизм и Зороастризм: сходства и отличия

С начала  XXI столетия в мире наблюдается рост интереса к истории и религии езидской общины и делаются попытки их нового переосмысления. Предметом настоящего исследования являются езидизм и зороастризм, которые в современной науке в зависимости от мировоззренческой позиции разных авторов имеют разное представление. Уже много лет ведутся полемики, что езиды это зороастрийцы, другие утверждают, что езиды это самостоятельная община и никак эти религии не связаны. На самом деле история езидизма и зороастризма настолько тесно взаимосвязана, что невозможно изучать езидизм не знакомясь с зороастризмом и наоборот. Чтобы лучше познать собственно зороастризм, его корни, его основные богословские предпосылки, нужно внимательно изучать езидские священные гимны, которые стали основой священного писания зороастрийцев – Авеста, и которая во многом построена на принципах езидского вероучения. При анализе не только зороастризма, но и всех известных миру древних индоиранских религии, таких как митраизм, зурванизм, манихейство, маздакизм, ведизм и других, легко заметить, что по своей сущности они во многом схожи с езидизмом, имеют идентичную мифологию, символы и ритуалы, названия некоторых божеств и мифических героев. Подобно тому, как христианство и ислам зародились в лоне иудаизма, эти все иранские религии теснейшим образом связаны с езидизмом, влияние которого на эти культы было основополагающим. 

Согласно езидизму, религия берет начало со дня Сотворения Богом человека и непрерывно существует до наших дней. В его священных писаниях говорится, что сначала Бог создал семь ангелов и назначил Малика Тауса верховным ангелом; затем при помощи ангелов сотворил мир – Землю, Небосвод, Солнце и Луну; после чего, Бог создал Адама и Еву, и из плоти Адама создал Бин Сефара. От Адама и Евы произошли 72 народа, а от Бин Сефара община езидов; назначил Малик Тауса  покровителем езидской общины и ниспослал через него езидам священные гимны. В предисловии к священной книге езидов "Джелва" говорится: "И послал Бог в этот мир, Малик Тауса, чтобы он отделил свою избранную общину и доставил ей истину познания, и освободил ее от страха и заблуждений. Это было сделано сначала изустно, с глазу на глаз, затем посредством этой книги, которая называется Джелва, и чтение которой не дозволено для тех (людей), которые стоят вне этой общины". В другой священной книге езидов "Черная Книга", написанной в XII веке говорится: "До появления Христа в этом мире мы имели одну (монотеистическую) религию, которую другие называют идолопоклонством. Евреи, христиане и мусульмане причинили вред нашей религии. Иранцы тоже".  

Если верить езидской мифологии, то езидизм существует вечно и является  первоисточником по отношению не только к зороастризму, но и к другим мировым религиям. Согласно езидской версии Зороастр (курд.Зардашт) был езидом, а зороастризм является ответвлением от езидизма. В частности, в книге езидского шейха Хасана, написанной в 1246 году, говорится: "Зердашт родился в стране Дасин, в месяце апрель в среду, в деревне Дрин в южной части горы Маклуб. Он прошел обряд омовение в Святом источнике Святыни Лалиш. Сначала он занимался совершенствованием езидизма, но затем под влиянием некоего священника по имени Арджас, изменил свое отношение к езидизму и на основе езидской священной книги "Джелва" развил новую религию – зороастризм.   Зороастр выступил против  замкнутой системы езидизма, предложил реформировать религию и открыть доступ для посвящения не только по рождению, но и всех желающих. По его мнению, это было необходимо для того чтобы увеличить численность верующих и усилить общину за счет привлечения новых адептов. Его идея вызвала гнев высшего духовенства, которые считали езидов избранным народом и были сторонниками просвещения и совершенствования исключительно людей по рождению от отца и матери езидов. Зороастр был объявлен предателем веры и изгнан из общины. Потерпев неудачу в своей миссии среди соплеменников, Зороастр обратился к другим народам и был принят как пророк сначала среди многих инородцев, а затем стал приобретать популярность и среди своих бывших единоверцев.  

Согласно езидскому учению, у Бога 1001 имя (имеется ввиду множество имен), одно из которых [Азда – Ez da – Ezdae min], что в переводе с курдского значит [мой создатель]. От самоназвания [Азда] происходит название религии [Аздаи или Аздаизм] – современное Езидизм, а в Авесте получило название [Маздаизм]. В некоторых источниках зороастризм часто ошибочно сопоставляется с  маздаизмом. На самом деле это одна и та же религия, название зороастризм дано греками, традиционное название зороастризма  на авестийском языке [маздаизм], на древнеперсидском языке пехлеви [маздасн], а последователи этой религии в Авесте называются [маздаясна], что  означает – почитающий Бога. Сам Зороастр новую религию называл "Бадини", что означает "Благая вера". 

То, что аздаизм-маздаизм предшествовал зороастризму, признают и сами последователи зороастризма: "Поскольку как до, так и после зороастризма последователей религии называют "маздаясни", то Заратуштра был реформатором предшествующей ему религии маздаясни, а не основателем новой религии. В свое время Заратуштра использовал предыдущие концепции или возможно, его последователи включили элементы предыдущей религии  в зороастризм, так как учение Заратуштры в разное время было достаточно разным, и постоянно менялось, так как он изначально испытывал большие трудности с тем, чтобы заставить других слушать его. Есть и другие причины предполагать, что Заратуштра был реформатором. Его последняя концепция "маздаясни" сильно отличалась от предыдущих концепций, обозначаемых как "маздаясни". Есть объяснение этим утверждениям: "Маздаясни" в переводе прямо означает поклонение Богу, а не название религии. Форма и доктрина поклонения до Заратуштры сильно отличались от той, которую проповедовал Заратуштра, точно так же, как современные религии, исповедующие поклонение Богу, то есть поклоняющиеся Богу, радикально отличаются. Считается, что "Мазда" – это авестийское имя Бога, а не замена Бога – иное предположение может привести к неверным выводам. Мазда или Бог, на протяжении веков может иметь разные имена, также как и слово "Бог" может меняться на разных языках. 

Ахура Мазда, которого пророк Зороастр провозгласил единым Богом, не был идеей Зороастра, он существовал и до проповеди пророка. Ахура Мазда не означают одно слово. Ахура – это бытие (материя), а Мазда – это Бог (дух). Вот почему последователи зороастрийской религии называют себя "маздаясни", а не "ахураясни". В Авесте Ахура-Мазда – безначальный творец, пребывающий в бесконечном свете, создатель всех вещей и податель всего благого, всеведущий устроитель и властитель мира и высший объект почитания зороастрийцев, а маздаясна или маздаясни означает "поклоняющийся Богу" . Известный исследователь зороастризма Мэри Бойс пишет: "Маздаизм (маздеизм)  –  название ряда древнеиранских религий, предшествующих зороастризму. В отличие от зороастризма, в маздаизме Ахура-Мазда один из богов, равный Митре . По мнению Ценера, до зороастрийский Ахура был, несомненно, также связан и с концепцией истины или представлением о некоей "упорядоченности космоса", равно как и с водами, и со светом или с солнцем.  

Версии, что езиды один из древнейших народов мира, придерживаются многие ученные с мировым именем: Н. Я. Марр, И. М. Дьяконов, Субхаш Как, Т. Барроу,  Р. Изади, Тауфик Вахби, А. Ментешашвили и другие. Исследователь религий Курдистана Рашад Миран считает, что наиболее известная миру древняя религия зороастризм возникла в Мидийской империи VII-VI в. до н.э. путем выделения из маздаизма – первоначального вероучения, которое реформировал Зороастр. В Мидии новая религия не была принята и категорически отвергнута единоверцами, а сам пророк Зороастр был назван "предателем веры".  Историк Тоснэ Рашид пишет: "Езидизм –  также ранее известен как маздаизм, авест.- mazdayasna, курд. " behdini" - "благая вера". Заратустра  представлял свою религию как альтернативу религии маздаясна. Он разделил божества на злых и добрых "ахура" и "даэва". Даэва стало означать злое божество, а Ахура доброе. Так, почитатели Бога – "даэваясна" для последователей нового зороастрова учения превратились в почитателей злого божества, что впоследствии послужило поводом для распространения небылиц о езидах. Зороастрийцы себя называли последователями "маздаясна", а последователей прежней религии "даэваясна".  В "Аван яшт" Авесты (5.94) мы читаем о "даэваясни", поклоняющиеся "даэве". В главе 19 Вендидада "давэваясни" противопоставлен "маздаясни". С тех пор как в Авесте даева и дев стали олицетворять злые качества и демонов, поклонники Ахура Мазды начали использовать слова "даэва – дэв", чтобы обозначать все демонические силы. После этого нововведения (введения двоебожия), несмотря на то, что учение Зороастра сначала носило характер дуалистического монотеизма, уже в первые десятилетия после смерти пророка произошло ее превращение в многобожие.

Детальное рассмотрение источников и устных традиций этих двух религий позволяет говорить о том, что езидизм и зороастризм не просто близки, но и имеют множество сходств в догматике, религиозных обрядах, и даже в терминологии, что, несомненно, говорит о том, что у них общие корни. В основе этих двух религий – вера в Бога; почитание ангелов; кастовая система общества; наследственный статус священнослужителей; ритуал омовения святой водой и очищения огнем; ритуал похорон – обязательна церемония поминок по усопшему, траур соблюдается в течение разных сроков, в зависимости от степени родства – от нескольких месяцев до одного года; дуализм (мир по их представлениям является ареной борьбы двух сил – добра и зла); поклонение солнцу и огню; почитание четырех стихий (земля, воздух, огонь и вода); бережное отношение к природе – категорически запрещается осквернение земли, огня и воды; предпочтение во всем белого цвета, прежде всего в одежде; перевоплощение душ; существование рая и ада, моста в потусторонний мир и т.п. 

Молитвы зороастризма во многом имеют сходство с молитвами последователей езидизма и также произносятся с поднятыми вверх на уровне груди двумя ладонями и лицом, обращенным к солнцу. Количество ежедневных молитв также как и у езидов пять, но наиболее важными и обязательными являются утренняя и вечерняя молитва (на восходе и закате солнца). Также как и у езидов священные тексты должны передаваться изустно. В зороастризме учение передавалось исключительно в устной форме, поскольку зороастрийцы считали любое письмо искажающим Правду устной речи Пророка. Несмотря на это, в III в. н. э. зороастрийское учение было изложено в Авесте.

Совпадают также основные религиозные праздники – в середине весны, середине лета, праздник уборки зерна, праздник возвращения домашнего скота с летних пастбищ, середина зимы, праздник поминовения усопших и Новый год в месяце апрель (курд.Нисан). Обязательными атрибутами встречи Нового года являются лампады с огнем, крашеные яйца и цветы. Все эти предметы имеют определенный смысл – огонь символизирует очищение, яйцо символ зарождения жизни, цветы – расцвет, яркость и многообразие жизни. Главный праздник в зороастризме, также как и в езидизме, приходится на 20-е числа декабря (на день зимнего солнцестояния, когда начинается увеличение светового дня) – "посвящен Богу – Айда Эзид",  в зороастризме "посвящен Богу Солнца – Митре". Ни один праздник, церемония или обряд как в езидизме, так и в зороастризме не обходился без огня, который зажигается в храмах. У езидов эти праздники сохранились до наших дней. 

Есть также сходства в терминологии: религия называется "даена" (соврем. дин); священники пир; праздники - "джежн", "ид - айд" и т.п. Совпадает также число ангелов, только езидскому архангелу Малик Таусу, в зороастризме противопоставлен Амеша Спента. Даже главный символ зороастризма – "Фаравахар", сильно напоминает езидский символ "Божественного павлина", к крыльям и хвосту которого добавлен человеческий образ с солнечным диском. Все это в езидизме сохранилось до сих пор. 


Наряду со многими сходствами имеются и отличия в некоторых ритуалах (например, таинство крещения, в ходе которого посвящаемый в религию трижды погружается в воду; похорон, в ходе которых мертвых не предают земле, а оставляют на специальном камне). Зороастрийцем может стать любой человек независимо от происхождения, кроме того возможно и насильственное обращение в религию. В езидизме запрещено миссионерство в любой форме, тем более насилия. В езидизме нет пророка, считается, что между человеком и Богом не может быть посредника. Наиболее существенным отличием езидизма от зороастризма является дуалистическое многобожие и открытость религии. Зороастризм построен на дуалистической идее извечного антагонизма двух богов – добра и зла – Ахура Мазда (Ормазда) и Ангра-Маинью (Аримана) и  их непримиримой борьбы, в  которой победу непременно одержит Ормазд, а от адепта требуется активное участие в борьбе на стороне светлого начала. При этом Ариман, являющийся в ней олицетворением зла, представлен духом, существовавшим вечно и равным по силе со светлым божеством Ахура Мазда. Зороастризм полагает, что между ними происходит непримиримая борьба, которая должна окончиться победой доброго начала. В езидском учении, как известно, не существует двух Богов – добра и зла, есть один Бог, который есть все, он Вездесущий, Всесильный и Всемогущий и все подвластно ему; никто не в силах противостоять ему и ничто не может произойти без его воли. Бог несет только добро, а зло исходит от самого человека, которые свой грех или вину хочет переложить на кого-то другого, то есть зло является результатом греховности свободной воли самого человека. 

Как видим, в зороастризме менялись ритуалы, терминология, символика, а суть оставалась прежней. Исходя из этого, можно утверждать, что езидизм является первоисточником по отношению к зороастризму, а не наоборот. Мы коснулись лишь главных положений двух религий, чтобы продемонстрировать взаимосвязь езидизма и зороастризма. Безусловно, для более подробного сравнения нужны специальные исследования, которые, как нам известно, в мире до сих пор не проводились.


Будучи замкнутой религией, езидизм никогда не претендовал, да и в силу своих постулатов, не мог претендовать на статус мировой религии. Завоевание Александром Македонским в 331 г. до н.э. Месопотамии привело к коренным изменениям в расстановке политических сил в регионе, которое сильно повлияло на быт и религиозное сознании людей. Смешение разнородных культур и верований вызвало к жизни множество конфликтов, и породили духовный кризис. Закрытый в плане прозелитизма езидизм был существенным препятствием для привлечения новых адептов и тем самым усиления общины за счет других народов. Единственным выходом из сложившейся ситуации было установление на государственном уровне такой религии, чьи догматы могли бы послужить основой для религиозной экспансии и духовного подчинения других народов. В этих условиях лучшим решением было учение Зороастра. В V– IV вв. до н. э. зороастризм получил развитие в государстве Ахеменидов, так как его правители были сильно заинтересованы в расширении границ своего государства и увеличении числа поданных. Это решение дало толчок постепенному распространению зороастрийской религии среди народов этого государства. В отличие от езидов, зороастрийцы стремились обратить в свою веру как можно больше людей. Культ Зороастра, покровительствующий власти и проповедующий прозелитизм, особенно пришелся по нраву Сасанидским царям, которые сначала сами приняли зороастризм, а затем стали обращать в эту религию других. Хотя изначально они исповедовали езидизм, о чем свидетельствует источники, в частности, арабский историк Ш. Фаттах пишет: "слова Сасанидского царя Шапура II (310—379 гг.) – я по происхождению эзди", вырубленные на скале, указывают на то, что он – из езидов (Фаттах 1969: 16).   

В Сасанидской империи (I – II век н. э.) зороастризм превратился в государственную религию с письменно зафиксированными догматами в виде "Авеста". Из истории Сасанидов видно, что его правители связывают культ света и огня Зороастра с идеей имперской государственности. Впервые в истории, Сасаниды использовали религию как геополитический инструмент для завоевания мира. В империи Сасанидов число поклонников Зороастра было столь велико, что зороастризм вполне мог бы стать мировой религией, однако этого не произошло. В VII в.н.э. в Месопотамию вторгся ислам. После убийства в 652 году шахиншаха Йездигерда III, империя Сасанидов была уничтожена и поглощена Арабским халифатом.  

Завоевание арабами Сасанидской империи привело к резкому падению влияния зороастрийской религии на территории так называемого Большого Ирана и впоследствии к ее почти полному забвению. Не только зороастризм,  но и митраизм, маздакизм и другие древнеиранские религии, которые в свое время боролись против езидизма за право быть главной религией, остались в историческом прошлом. В отличие от многих древних религий, которые пришли в упадок и стали частью истории, езидизм под покровительством Малик Тауса, с взлетами и падениями, подвигами и поражениями, не только дошел до наших дней, но и почти в неизменном виде сохранился и продолжает самоотверженную борьбу за сохранение религии данную Богом. Главным символом езидизма испокон веков является солнце, езиды уверены, что все приходит и уходит, а солнце, как светило, так и будет светить. 



Ваши мотивированные комментарии и замечания можете направить на эл. почту: info@eziin.org


Дасни Юрий Романович

кандидат политических наук,

Директор института, заместитель председателя ученого совета НИИ ЕИР

Теги: Юрий Дасни


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Иракский Курдистан как эпицентр курдского национального движения

2020-11-30 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Иракский Курдистан как эпицентр курдского национального движения

Как известно, сегодня Иракский Курдистан является субъектом федерации Иракской Республики с самыми широкими правами и полномочиями. В его состав входят четыре северные провинции страны (Дохук, Эрбиль, Сулеймания и Халабджа) с населением свыше 6 млн. челов

Курдский фактор Ближнего Востока: Куда приведет политическая независимость иракских курдов?

2020-11-29 Кирилл Вертяев
Курдский фактор Ближнего Востока:    Куда приведет политическая независимость иракских курдов?

Вопрос самоопределения иракских курдов – сложный, как в методологическом, так и в международном плане...

В Ираке нашли способ победить непобедимую коррупцию

2020-11-25 Антон Веселов, fondsk.ru
В Ираке нашли способ победить непобедимую коррупцию

В ходе обсуждения проекта бюджета страны на 2021 год в Багдаде пытаются избежать банкротства страны. О том, что ситуация плачевна, говорит многое...

Состоится ли кавказский пакт Россия – Иран – Турция?

2020-11-21 Станислав Тарасов, regnum.ru
Состоится ли кавказский пакт Россия – Иран – Турция?

Иран не стал вмешиваться в войну в Нагорном Карабахе. И дело не только в том, что он не мог пустить в ход свое влияние в регионе...

Израиль занимает свою нишу на Южном Кавказе

2020-11-20 Kurdistan.Ru
Израиль занимает свою нишу на Южном Кавказе

На фоне открытого участия Турции и протурецких наемников из числа радикальных исламистских группировок в карабахской войне 2020 года в тени осталась и опосредованная вовлеченность Израиля в этот вооруженный конфликт...

Успеет ли Трамп ударить по Ирану?

2020-11-17 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Успеет ли Трамп ударить по Ирану?

В оппозиционных американских СМИ высказываются опасения, что Трамп может попробовать "взорвать" международную обстановку до своего официального ухода от власти...

Бакинский соловей грубо сфальшивил на дипломатическом фронте

2020-11-16 Станислав Иванов

Как известно, официальный представитель Баку в Москве накануне попытался оправдать ничем не мотивированное убийство российских военных летчиков азербайджанской стороной и заявил: "На войне как на войне — всякое может быть"...

Нагорный Карабах: мир или лишь очередное перемирие?

2020-11-11 Станислав Иванов
Нагорный Карабах: мир или лишь очередное перемирие?

Достигнутое 10 ноября 2020 года трехстороннее соглашение между В.Путиным, И.Алиевым и Н.Пашиняном прекращает братоубийственную войну в Нагорном Карабахе...

Нагорный Карабах: Ирану придется сделать сложный исторический выбор

2020-11-08 Станислав Тарасов, regnum.ru
Нагорный Карабах: Ирану придется сделать сложный исторический выбор

Затягивание карабахской войны будет угрожать стабильности по всему периметру северной иранской границы...

Гусейн Кюрдоглу

2020-11-07 Анаре Барие Бала
Гусейн Кюрдоглу

Гусейн Кюрдоглу - Алишанов Гусейн Гасан оглы - поэт, писатель, литературовед, ученый – востоковед, член Союза писателей Азербайджана с 1973 года...

Турция платит огромную цену за политический "успех" Эрдогана — мнение

2020-11-07 eadaily.com
Турция платит огромную цену за политический "успех" Эрдогана — мнение

Правительство Турции настаивает на достижении в этом году предельного роста экономики ценой чрезвычайных затрат для страны, пишет обозреватель турецкой газеты "Джумхуриет" Эрдал Саглам...

Кто выведет Турцию и Азербайджан из состояния войны?

2020-11-06 Станислав Тарасов, regnum.ru
Кто выведет Турцию и Азербайджан из состояния войны?

В двух воюющих тюркских государствах, Турции и в Азербайджане, которые, руководствуясь лозунгом "одна нация — два государства", вступили в военно-политических альянс, происходят события, заслуживающие повышенного внимания...

Игры в мнимую толерантность приводят к кровавым драмам

2020-11-03 Станислав Иванов

Последние трагические события во Франции, когда были зверски убиты школьный учитель С.Пати в Париже, несколько прихожан церкви в Ницце, тяжело ранен православный священник в Лионе вновь привлекли внимание мировой общественности к проблеме религиозного экс

Московское заявление и турецкие вызовы

2020-10-27 Ваграм Петросян, Роман Карапетян, armenpress.am
Московское заявление и турецкие вызовы

Текущая война в Арцахе (Нагорно-Карабахской Республике) – это борьба за новое распределение ролей в регионе, в которой Турция пытается принять непосредственное и весомое участие...

Проект Великая Черкесия – миф или реальность

2020-10-22 Станислав Иванов

После распада СССР и установления связей и контактов черкесов, проживающих в России (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Адыгея) с зарубежной диаспорой (Турция, Иордания, Сирия, Израиль, Ирак, Грузия, США, Европа) возникла идея создания нового государ

Война в Карабахе показала истинное лицо Эрдогана

2020-10-20 Станислав Иванов
Война в Карабахе показала истинное лицо Эрдогана

Похоже на то, что в Москве происходит переоценка роли и значения Эрдогана в региональной политике...

Московское заявление и турецкие вызовы

2020-10-12 armenpress.am

Текущая война в Арцахе (Нагорно-Карабахской Республике) – это борьба за новое распределение ролей в регионе, в которой Турция пытается принять непосредственное и весомое участие...

Курды Центральной Анатолии

2020-10-12 Kurdistan.Ru

На сегодняшний день в центральной Анатолии проживает от 1,5 до 2 млн. курдов. В эту цифру входят курды, переселившиеся во времена Османской империи, и насильственно депортированные в годы первых лет существования республики...

Новая агрессия Азербайджана окончательно хоронит надежды курдов Лачина на историческую справедливость

2020-10-06 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Новая агрессия Азербайджана окончательно хоронит надежды курдов Лачина на историческую справедливость

Насильно депортированные в конце 30-х годов прошлого столетия из района Нагорного Карабаха в страны Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Киргизия) советские курды долгие годы добивались справедливости...

Турецкий гамбит: Сиризация войны

2020-10-05 Ваграм Петросян, Давид Манасян, armenpress.am
Турецкий гамбит: Сиризация войны

Основной целью сценаристов и режиссера текущей войны является вытеснение Российской Федерации из Южного Кавказа, а затем и из всего Кавказа...

Турция упустила шанс стать сверхдержавой

2020-09-25 Льюис Фишман, detaly.co.il
Турция упустила шанс стать сверхдержавой

Едва появились новости о мирных соглашениях между ОАЭ и Израилем, президент Турции Реджеп Эрдоган атаковал Эмираты: "Мы можем приостановить дипломатические отношения и отозвать нашего посла, потому что мы поддерживаем палестинский народ..."

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что пандемия коронавируса может способствовать восстановлению мира на Ближнем Востоке?

да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях


Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика