Великая Отечественная война Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков победоносно завершилась 75 лет назад, однако ее события, итоги и уроки до сих пор не утратили своего решающего значения для наших соотечественников —современников и потомков, — а также для судеб Европы и всего мира. Героический подвиг советского народа стал реальностью во многом благодаря его решимости, доблести и трудолюбию, а также умению объединяться в тяжелую пору испытаний. Именно солидарность многочисленных этносов СССР стала одним из самых мощных факторов Великой Победы. При этом в едином строю со всеми сражались и представители этнических меньшинств, которые также внесли свою лепту в освобождение нашего общего Отечества. Данное исследование посвящено изучению вопросов, связанных с участием одного представителей этнических меньшинств — курдов, внесших заметный вклад в освобождение Северного Кавказа и Крыма. Эти общность, принадлежащие к древней цивилизации, исповедующая разные религии (ислам, езидизм, христианство, иудаизм) в суровые для Отечества годы была объединены единой целью — отстоять целостность своего государства и создать все условия для обеспечения его безопасности. Они, наряду с другими народами, с достоинством и честью выполняли эти задачи.
Свой отсчет Великая Отечественная война начинает 22 июня 1941 г. В сознании тогдашнего поколения, независимо от того, к какой этнической общности оно принадлежало, не могло сложиться представление о том, что враг, вооруженный до зубов, может продвинуться до гор Кавказа. Тем не менее, это произошло. Однако события лета 1943 г. повернули вспять всю эту громаду металла и людей. Для достижения этой цели в стране пришлось провести сотни мероприятий политического, хозяйственного, военного, мобилизационного и другого характера. Надо было сконцентрировать усилия всех народов на сохранении целостности страны, защите государства. К этому моменту в Красную Армию влились представители уже не только многочисленных этнических общностей, но и национальных меньшинств. В республиках Закавказья был сформирован ряд дивизий (63-я, 77-я, 138-я горнострелковые, а также, 224-я, 227-я, 386-я, 388-я, 390-я, 396-я, 398-я, 400-я, 404-я стрелковые), которые вступили в единоборство с врагом в период Керченско-Феодосийской десантной операции и при героической обороне Севастополя на исходе 1941 г., и в начале 1942-го. Для решения этих стратегических задач был образован Кавказский фронт, выделенный из Закавказского округа. Основа его пехотных подразделений включала в себя закавказские дивизии, в личный состав которых входили представители практически всех этносов, проживающих в регионе. Когда началась война, в курдских селах Армении, Грузии и Азербайджана прошли многочисленные митинги. Многие курды в едином со всеми народами большой страны порыве записывались добровольцами в народное ополчение. Так, комсомольцы, полеводы и животноводы из села Ахмедли Лачинского района (ранее являвшегося центром Курдистанского округа) одними из первых выразили свое желание встать на защиту Родины. Уже в августе 1941 г. Государственный комитет обороны приступил к созданию национальных воинских подразделений РККА. А в ноябре 1941 г. на основе принятого постановления "О формировании национальных воинских соединений" было образовано 66 подразделений, в частности 22 кавалерийские дивизии, 18 стрелковых бригад, 26 стрелковых и горнострелковых дивизий, при этом 37 военных формирований непосредственно участвовали в сражениях. На Кавказе проживали представители почти 30 этнических меньшинств, и борьба с врагом стала настоящей проверкой их единства на прочность. 12 воинских подразделений, в которых они сражались, были в авангарде защитников Родины.
Как настоящие герои проявили себя в битве за Кавказ представители курдского народа. Одним из них был Айдын Сьло Алиев. Неутомимый пулеметчик сражался за освобождение Краснодара, Новороссийска, Анапы, Тамани. Затем предстояло форсирование Керченского пролива и борьба за Крым. Бойцам, участвовавшим в освобождении Малой Земли, по указу верховного главнокомандующего был предоставлен десятидневный отпуск.
Айдын Сьло провел эти дни в деревне под Керчью, после чего вновь отправился на фронт, где продолжил свою боевую биографию в составе 129-й Гвардейской Житомирской Краснознаменной ордена Суворова дивизии, воевавшей на 1-м Украинском и продвигавшейся к столице Украины—Киеву. За подвиги и мужество на фронтах Великой Отечественной войны Айдын Сьло Алиев был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, а также шестью медалями.
Нельзя не отметить и героизм братьев Набиевых — тоже представителей курдов. Один из них, Камил, прошел путь от кавказских гор до Керчи, а затем и до Австрии и Северной Италии. В мирные дни Камил Набиев слыл в округе известным музыкантом, жизнерадостным и необычайно красивым внешне человеком. Он добровольцем ушёл на фронт в 1941 г. и мог бы гастролировать там вместе с оркестром, но отказался. Как и большинство призванных молодых парней из Грузии, он попал на Северный Кавказ, а затем в Крым, где "пропал без вести, во время знаменитой и кровопролитной керченской кампании". Позднее его однополчане (односельчане) рассказывали, что он сражался с честью и достоинством, однако, будучи раненным, попал в плен. Фашисты вынесли ему приговор — расстрелять на месте, но все-таки оставили в живых, при непременном условии, что солдаты сами будут помогать ему передвигаться и они практически несли его на руках.
В числе воевавших за освобождение от фашистов Таманского полуострова был курд-езид Мирзоев Мамад Мироевич, уроженец села Сангяр Апаранского района Армянской ССР. С 1941 г. он был в рядах Красной Армии, участвовал в освобождении Темрюка, Таманского полуострова и станицы Тамань. В боях под Керчью пропал без вести.
С освобождением Таманского полуострова, Тамани и г. Керчь связана и судьба Героя Советского Союза — курда Героя Советского Союза Бекира (Бакира) Дурсуновича Мустафаева. В силу известных политических факторов он был записан в документах как азербайджанец. Такие случаи были не единичными. Многие известные представители курдского народа, внесшие значительный вклад в развитие науки и культуры, являвшиеся известными политическими деятелями, разделили судьбу Бакира Мустафаева. Он родился 11 февраля 1898 г. в селе Глазар ныне Ахалцихского района Грузии в семье крестьянина. В довоенные годы был сельским тружеником, возглавлял колхоз. В Красной Армии Бакир Мустафаев служил с августа 1941 г. С марта 1942-го он находился на фронте, будучи стрелком 164-го Гвардейского полка 55-й Гвардейской стрелковой дивизии 56-й Армии Северокавказского фронта. Осенью 1943 г. после форсирования Керченского пролив путь к дальнейшему наступлению бойцам 5-й роты, в составе которой воевал Бакир Мустафаев, был прегражден плотным огнем из вражеского дзота. Воин совершил геройский подвиг, незаметно проникнув к расположению дзота и, забросав его гранатами, при этом уничтожив пять солдат противника. В дальнейшем Бакир Мустафаев, сражаясь во вражеских окопах и сойдясь с нацистами в рукопашной схватке, уничтожил четырех захватчиков. Затем, захватив ручной пулемет, открыл огонь вслед отступавшему противнику и, несмотря на ранение, поля боя не покинул. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 г. за проявленные мужество и героизм рядовому Бакиру Мустафаеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Впоследствии воин был также награжден многими другими медалями. После демобилизации Бакир Мустафаев жил и трудился в поселке Кайнама (Самаркандская область, Узбекская ССР). Умер в 1978 г., в возрасте 80 лет. Именем героя названа одна из школ в Волгограде и улица в поселке Кайнама.
Как известно, с первых дней войны в Красной Армии имели место ограничения по национальному признаку, связанные с воинским призывом. В 1943–1944 гг. комплекс подобных мер был расширен, что стало результатом развертывания антисоветских повстанческих движений. Этому процессу сопутствовали распространение дезертирства и уклонение от воинского призыва, получившие, в частности, распространение на Северном Кавказе и в Крыму. В силу данных обстоятельств приток в действующую армию представителей ряда этносов был приостановлен органами государственной власти. Несомненно, такие акции как раз и приводили "к дезорганизации всей военной машины, к потере инициативы со стороны государства, возникновению нервозности, появлению страха". Воины, демобилизованные по этим причинам, испытывали недоумение, вызванное ущемлением их прав и пренебрежением их гражданским долгом, исполняемым с достоинством.
Показательна в этом отношении судьба Амоева Рза Романовича (Рзае Амо). Родился в 1905 г. в Ванском вилайете Османской империи, в девятилетнем возрасте он вместе со своими старшими братьями Адо, Рашо и сестрами Хазал и Нане бежал из Турции в составе конфедерации племен "зукри" во главе с Джангир-агой (1914 г.).
Обосновавшись в сначала Армении, после достижения совершеннолетия Рзае Амо переехал в Тбилиси и устроился на работу. В 1932 г. он женился на Балгизар Теджоевой, вместе с которой создал прекрасный семейный очаг. В 1938 г. Рзае Амо был призван в армию, вскоре (в 1939 г.) заполыхала финская война, на фронтах которой он сражался. С началом Великой Отечественной войны Рзае Амо ушел на фронт и принимал участие в боях на Таманском полуострове и Керченском фронте, при этом вскоре — за проявленную воинскую доблесть—он был назначен командиром зенитной установки.
В 1942 г. боец был тяжело ранен и направлен в военный госпиталь, находившийся в Кировабаде (Гянджа). Возвращаясь в Грузию, офицеры и рядовые тут же отправлялись на спецпоселение.
Лидер Международной организации турок-месхетинцев "Ватан" Юсуф Сарваров по этому поводу вспоминал: "Все, в том числе Герои Советского Союза, были взяты на комендантский учёт, который длился 12 лет. Долгими были эти годы унижения, растерянности и бессилия". Впоследствии у воевавших на фронтах Великой Отечественной войны были отобраны военные билеты, наградные документы, и они подпадали под статус спецпереселенцев, последовав за своими братьями по несчастью.
Вот судьба некоторых из них. Гярам Калашевич Асадян родился в 1901 г. в Армении. Был призван в армию Алагязским РВК Армянской ССР.
Звание "красноармеец" получил в сентябре 1941 г. и служил в составе 400-го стрелкового полка 89-й стрелковой дивизии УОПА. Активно участвовал в сражениях за Таманский полуостров и г. Керчь. До начала декабря 1943 г. за храбрость и отвагу был удостоен награды—ордена Славы III степени. По документам Г. К. Асадян значился армянином, хотя на самом деле — по этнической принадлежности — являлся курдом (езидом). Людей, подобных ему, в то время было много, поскольку о курдах, тем более о езидах, мало кто знал в Советском Союзе.
Гвардии рядовой Джалил Мстоевич Хумоян после боев за освобождение Таманского полуострова и г. Керчи дошел во время войны до Моравской Остравы. Он родился в 1906 г. в с. Кондахсаз Апаранского района Армянской ССР. "Находясь в составе орудийного расчета 3-й батареи 93-го Гвардейского артиллерийского Керченского Краснознаменного полка,—читаем мы в документах, — он сокрушал противника метким огнем своего орудия. Только в бою 9 декабря 1944 г. было уничтожено 5 станковых пулеметов и истреблено 12 солдат и офицеров противника. В боях на подступах к Моравска-Остраве 5 апреля 1945 г. его батареей уничтожено: 1 минометная батарея, 6 пулеметов, подавлен огонь 2 артиллерийских батарей, 4 пулеметов, истреблено 50 солдат и офицеров противника".
Азат Мирзаевич Аджиев, родился в 1914 г. в Армении в семье езидских священнослужителей касты пиров. Среди курдов-езидов известен как Зада Пир Бари.
Участвовал в боях при обороне Керчи с декабря 1941 по 19 мая 1942 г. Затем, по 12 июня 1942 г., находился в плену. По рассказам сына, Азат Аджиев бежал из плена на территорию Франции, где попал к американским войскам, а позже передан СССР. После войны был награжден вторым орденом Великой Отечественной войны и многими другими орденами и медалями. Скончался в 1980 г. в Тбилиси и похоронен на Кукийском городском кладбище.
Представители курдского и других народов, не только сражались на территории нашей страны, но и являлись участниками освобождения от фашизма значительной части стран Европы. При этом после войны многие из них, как уже отмечалось, были несправедливо репрессированы по разным (зачастую надуманным) причинам. Репрессии в отношении военнослужащих представителей этнических меньшинств можно связать с проводившейся советским государством этносоциальной политикой, а также с участившимся распространением дезертирства и уклонением от воинского призыва на Северном Кавказе и в Крыму. Рано или поздно история расставит все акценты в оценке совместной борьбы народов Союза ССР с фашизмом. И мы надеемся, что приведенные в исследовании сведения об участниках Великой Отечественной войны — курдах, а также другие материалы о представителях других этнических меньшинств в значительной степени этому поспособствуют. Неважно, были они удостоены высокого звания Герой Советского Союза, как Б. Д. Мустафаев, А. Г. Вердиев, С. А. Сиабандов
Вердиев А.Г. Мустафаев Б.Д. Сиабандов С.А.
или не были, как большинство других отважных воинов,— многочисленные примеры этнической солидарности и доблести, проявленной на ратном поле, позволяют утверждать, что война 1941–1945 гг. носила истинно всенародный характер (как на фронтах, так и в тылу). Сражаясь за Отчизну, каждый из этносов Союза ССР вносил свой неоценимый вклад в решение задачи по обеспечению сохранности советского государства.
БУГАЙ Николай Федорович
доктор исторических наук, профессор,
главный научный сотрудник центра "Историческая наука России"
Института российской истории Российской академии наук
Теги: Николай Бугай