В 1990 г. Ирак напал на соседний Кувейт. Практически сразу же у Кувейта появился интересный союзник – Чехословакия. Встреча американского и египетского дипломатов с чехословацкими военными состоялась в Праге на следующий день после начала войны.
Секретная встреча чехословацких военных с атташе США и Египта
Офицеры Генштаба вооруженных сил Чехословакии Ян Вало и Ярослав Кумбера встретились в одном из ресторанов чешской столицы с военными атташе США и Египта в Чехословакии. Особенное возмущение фактом агрессии демонстрировал египетский атташе. Чехословацкие офицеры, в свою очередь, заявили, что было бы очень неплохо, если бы Чехословакия спустя столько лет после Второй мировой войны приняла бы участие в "защите подвергшегося нападению государства". По официальной чешской трактовке - "вступились" за Кувейт. С чего начались операции стран Запада против Ирака, включая лжесвидетельствования дочери кувейтского посла в США Наиры ас-Сабах, в Праге предпочитают не вспоминать.
Египетский и американский военные атташе донесли позицию чехословацкого командования своему руководству. Вскоре канцелярия Вацлава Гавела получила официальное предложение присоединиться к операции "Щит пустыни". Так Чехословакия стала официальным участником международной коалиции.
Однако практически сразу встал вопрос о том, какое чехословацкое подразделение отправить на войну в далекую ближневосточную пустыню. Сначала речь шла о вертолетном подразделении, но затем решили остановиться на батальоне военных химиков.
Самое интересное, что ко времени операций "Щит пустыни" и "Буря в пустыне" Чехословакия все еще рассматривалась в США как представитель "восточного блока". В свою очередь, чехословацкие военные считали своим союзником Ирак, а не Кувейт, так как именно Ираку поставляли оружие страны социалистического лагеря.
Первый опыт сотрудничества с НАТО
Президент Чехословакии Вацлав Гавел проявил большую личную инициативу, не став спрашивать разрешения у Москвы на участие в коалиции. В Кувейт был переброшен чехословацкий батальон химической защиты, специалисты которого вскоре обнаружили следы использования иракскими военными отравляющих веществ. По крайней мере, так сегодня звучит официальная трактовка Минобороны Чехии.
Капитан Петр Поледник, выходец из воздушно-десантных войск, в то время служил командиром роты охраны батальона химической защиты, направленного в Кувейт. Он вспоминал, что в сотрудничестве со вчерашними противниками из блока НАТО не видел никаких проблем. Что интересно, вспоминает офицер, даже американские генералы не видели препятствий в принадлежности Чехословакии к Варшавскому блоку. Фактически именно тогда закладывались основы сотрудничества чешских военных с НАТО, а сейчас Чехия и Словакия, как мы знаем, являются участниками Североатлантического альянса.
Для многих чехословацких военнослужащих командировка в Кувейт и участие в военной операции против Ирака стала бесценным опытом, как рассказывается в Минобороны ЧР сегодня. Ведь десятилетиями после Второй мировой войны чехословацкие солдаты и офицеры лишь оттачивали свое военное мастерство в бесчисленных военных учениях стран Варшавского договора, но не имели возможности применять его на практике.
Чехословакия до этого в изобилии поставляла вооружение в страны третьего мира, прежде всего в Азию и Африку, где оно использовалось местными партизанами коммунистического и прокоммунистического толка. Кроме того, чехословацкое оружие находилось в распоряжении и иракской армии – той самой, с которой в 1990 году "столкнулись" чехословацкие военные химики.
Теги: Илья Полонский, Ирак, Кувейт, Чехословакия, Вацлав Гавел, НАТО