В опубликованной в скандально известной газете "Завтра" статье "Ирак нужен всем" автор излагает ряд весьма спорных тезисов и упоминает в негативном ключе о "сепаратизме иракских курдов". Якобы, они являются какой-то "проблемой для Багдада".
Хотелось бы напомнить этому псевдознатоку Ирака и курдского вопроса, что именно курды внесли свой значительный вклад в освобождение страны от диктаторского режима Саддама Хусейна, приняли самое активное участие в создании нового демократического Ирака и сыграли решающую роль в разгроме бандформирований ИГИЛ (запрещено в РФ) в наземных операциях. Вот уже много лет пост президента Ирака занимают представители курдов, имеется курдская фракция в федеральном парламенте.
Лидер иракских курдов Масуд Барзани не раз выступал посредником на переговорах между блоками политических партий арабов-шиитов и арабов-суннитов по преодолению многомесячных правительственных кризисов в стране. Благодаря посредническим усилиям курдских лидеров удавалось формировать коалиционные правительства и Ирак сохранился как государство.
Безусловно, между центральными властями в Багдаде и иракскими регионами сохраняются противоречия и нерешенные вопросы. Причем, не только по линии Эрбиль – Багдад. Арабо-суннитское меньшинство продолжает отстаивать свои права в парламенте, а наиболее радикально настроенные сунниты не отказываются и от вооруженной борьбы. Часть из них разделяют взгляды ИГИЛ и скрытно поддерживают его. Не все благополучно и в арабо-шиитских районах юга Ирака, например, в Басре. Жители этой богатой нефтью провинции не раз выступали за создание своего федерального округа или даже за отделение от Ирака.
Не прекращаются теракты и масштабные акции протеста, в основном с участием арабов-шиитов, в так называемой "зеленой зоне" Багдада, где расположены правительственные здания. Иракцы требуют смены коррумпированной власти, вывода из страны иранских и американских военных.
На этом фоне взаимоотношения центральных властей с Региональным правительством Иракского Курдистана выглядят удовлетворительными. Проведенный после победы над ИГИЛ в сентябре 2017 года всенародный референдум в Иракском Курдистане, на котором подавляющее большинство населения высказалось за независимость региона, стал важным политическим событием в стране. Однако, лидер иракских курдов Масуд Барзани успокоил иракскую и мировую общественность и разъяснил, что это волеизъявление жителей северных провинций будет учитываться при дальнейших взаимоотношениях с центром, но вовсе не означает немедленного выхода Курдского региона из Ирака. Он также подчеркнул, что возможно реализовывать итоги референдума доведется уже следующим поколениям курдов.
Поэтому несколько оскорбительным для курдов выглядит ярлык псевдоэксперта о так называемом "квазигосударстве". Ведь этот термин подразумевает "непризнанное никем территориально-политическое образование лишь с признаками государства". Иракский Курдистан – признанный субъект федерации Ирака с самыми широкими правами. В Эрбиле и Сулеймании аккредитовано свыше 40 иностранных дипломатических и торговых представительств, функционирует два международных аэропорта, создана региональная законодательная база, имеются парламент, президент, правительство, свои органы правопорядка, курдское ополчение "пешмерга" типа национальной гвардии. Почему-то штаты США, Татарстан и Чечню не называют квазигосударствами, а на Иракский Курдистан этот ярлык пытаются навесить далекие от смысла происходящих событий "знатоки".
Сегодня все остающиеся спорные вопросы между Эрбилем и Багдадом решаются за столом переговоров, курдские руководители регулярно посещают столицу, представители центральных властей бывают в Эрбиле. Курды с пониманием относятся к некоторому сокращению поступлений в бюджет региона денежных средств из центра, поскольку Ирак, как и другие экспортеры нефти, переживает далеко не лучшие времена.
В этой связи, хотелось бы развенчать и другой тезис автора статьи в газете "Завтра" о роли и значении Ирака как привлекательной площадки для мировых нефтяных компаний. Пандемия коронавируса и падение спроса на углеводороды на мировом рынке самым серьезным образом сказались на финансово-экономическом положении страны. США, Россия, Саудовская Аравия, Нигерия, Египет, другие нефтедобывающие страны не знают как сбыть свои излишки нефти и газа и вынуждены всячески ограничивать их добычу, чтобы поддержать цены на приемлемом для себя уровне. Вряд ли в условиях падения цен на углеводороды на мировом рынке возрастет интерес крупных компаний к иракским месторождениям.
Объективно, наибольшую угрозу дальнейшему существованию Ирака как единого государства представляет вмешательство в его внутренние дела со стороны иранских аятолл. Именно Тегеран пытается посеять межконфессиональную и межэтническую вражду в соседнем Ираке и провоцирует все новые вооруженные конфликты. Подготовленные КСИР Ирана отряды иракской шиитской милиции "Хашд аш-Шаааби" и, так называемые "эскадроны смерти", не только бесчинствуют в суннитских и курдских районах, но и привлекаются для борьбы с оппозицией в соседней Сирии. Попытки Хаменеи и его соратников превратить территорию Ирака в шиитский плацдарм на Арабском Востоке вызывает встречное сопротивление со стороны арабских суннитских государств и Турции.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, курды, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, Саддам Хусейн, Исламское Государство, Масуд Барзани, шииты, сунниты, Независимость Курдистана, референдум, КРГ, Иран