На сегодняшний день в центральной Анатолии проживает от 1,5 до 2 млн. курдов. В эту цифру входят курды, переселившиеся во времена Османской империи, и насильственно депортированные в годы первых лет существования республики. Курды, которые мигрировали в последние годы в крупные города с востока на запад по разным причинам, мы не включили в это исследование.
Когда появились курды в центральной Анатолии?
Согласно "Tahrir Defteri" от 1463 г. ("Тахрир дефтери" – книга Тахрир в Османской империи, в котором были зарегистрированы налогоплательщики и землевладельцы в Османской империи, кроме того регистр Тахрир использовался при переписи. Османская империя начала применять эту систему со времен Фатиха Султана Мехмета – ред.) первые курды были переселены в Центральную Анатолию во времена Явуза Султана Селима. В конце 18-го и в первой половине 19-го века эти миграции усилились.
Во времена Османской империи главной причиной переселения курдов была экономическая причина. Курдские племена, которые жили разведением скота, переходили к оседлой жизни, что способствовало развитию государства, так как кочевые общины были тяжелым бременем для государства - они не платили налогов и освобождались от армии. Поэтому османы переселяли кочевые племена из горных районов на равнины. В результате чего их облагали налогом за ведение сельского хозяйства, и они становились военнообязанными.
Во времена республики причиной переселения курдов стало, не дать курдам возможности организоваться и стремление ассимилировать их. С этой целью курды выселялись с территории географического Курдистана на запад и на эти земли заселяли тюрков. Например, курдов из Малатьи, Эрзинджана, Эрзурума, Адыяма выселили в центральную Анатолию и заселили в этих городах тюрков. Таким образом, уменьшилось численность курдов в этих городах, с другой стороны, выселенные в центральную Анатолию курды, подверглись ассимиляции. К сожалению, эта политика ассимиляции продолжается и по сей день. Сегодня многие курды в Эрзинджане, Эрзуруме, Адыямане, Малатье и Элазыге ассимилировались и считают себя турками.
После подавления восстания Шейха Саида в 1925 г. началась массовая насильственная депортация курдов более 1 млн. человек в Центральную Анатолию от Тракии до Текирдага, а также в Конью и другие города. Изгнание курдов из Курдистана и расселение их в Центральной Анатолии продолжалось на протяжении всего 20 века. Это были курды из Адыямана, Малатьи, Муша, Малазгырта, Элазыга, Карса, Агри, Вана, Эрзерума, Урфы, Битлиса и других городов географического Курдистана.
А после подавления Дерсимского восстания, было принято решение Совета министров от 6 августа 1938 года, в котором говорилось, что "Из населения Тунджели (Дерсим), а также внутри и за пределами запрещенных районов переселить в западные провинции от 5 до 7 тысяч человек: переселить также находящихся за пределами запретной зоны вождей племен, руководителей, сеидов и шейхов, с их семьями и родственниками". Хотя нет официальных документов, но по некоторым источникам, после подавления восстания, только из Дерсима было переселено 3000 семей. В общей сложности же в центральную Анатолию в этом периоде было насильственно переселено более 100 тысяч курдов.
Названия сотен курдских деревень в Центральной Анатолии в периоде Османской империи после образования республики и установления в ней кемалистского режима были переименованы на турецкие.
Города, где сегодня проживают курды в Центральной Анатолии
Курды в основном заселились в Анкаре (Ankara), Аксарае (Aksaray), Конье (Konya) и Кыршехире (Kırşehir), а также в Чоруме (Çorum), Нигде (Niğde), Токате (Tokat), Йозгате (Yozgat), Чанкыры (Çankırı), Амасье (Amasya), Афйоне (Afyon), Кастамону (Kastamonu), Кайсери (Kayseri), Синопе (Sinop) и Невшехире (Nevşehir). И сегодня в этих городах проживает большое количество курдов. Курдов центральной Анатолии называют "Курдами Соленого озера".
Мустафа Кемаль Ататюрк в своих разговорах с Ахмет Эмин Ялманом (Ahmet Emin Yalman) 16-17 января 1923 г. назвал этих курдов "Курдами из степей Коньи".
Согласно переписи населения 1927 года, число курдов, проживающих в этих городах, составило 116 371 человек. Но следует отметить, что критерии этой переписи были не точные. По имеющимся сведениям, во время переписи в одних местах учитывали численность носителей курдского языка, в других же местах, численность писалась приблизительно, сравнивая размеры деревни с теми деревнями, где уже была проведена перепись.
Переселенные в Центральную Анатолию курдские племена:
Джанбег (Canbeg)
Шейзбызын (Şeyhbızın)
Мырдеси (Гавести) - Mirdesi (Gawesti)
Берекети (Bereketi)
Мирани (Mirani)
Хеликан (Xelikan)
Терыкан (Terıkan)
Ришван (Rişvan)
Халекан (Halekân)
Джудкан (Cüdkân)
Омеран (Ömeran)
Сефкан (Sefkan)
Кутук (Kütük)
Насыр (Nasır)
Мейхан (Meyhan)
Джыханбей (Cihanbey)
Экэджик (Ekecik)
Большая часть переселенных курдов были ассимилированы, что стало большим ударом для курдского народа. Миллионы курдов потеряли свою этническую принадлежность в результате отсутствия образования на родном языке и расистской государственной политики отрицания курдов, как этноса. Сегодня многие курды центральной Анатолии не только не говорят на курдском языке, но даже не считают себя курдами. Не владеют курдским языком и те, кто знает о своем курдском происхождении, хотя проводивший исследование в центральной Анатолии в 1861-1872 годами Жорж Перро (George Perrot (12 ноября 1832 - 30 июня 1914 ) – французский археолог – ред.), писал о курдах Хаймана (Haymana - город и район провинции Анкара в регионе Центральной Анатолии – ред.) – "Курдские старожилы говорят, что они переселились на эти земли несколько поколений назад".
Из того поколения, которая считала себя курдами и говорила на курдском языке, к сегодняшнему поколению, которая даже не знает о своем курдском происхождении …В интервью курдскому каналу Рудав (Rûdaw) писатель и исследователь Мэм Халикан (Mem Xelikan) сказал: "Целью переселений было оторвать курдов от родных земель, чтобы ассимилировать их, и заставить забыть свое происхождение. Но захватчикам не удалось в полной мере осуществить эту цель, так как они не смогли уничтожить богатую курдскую культуру, которая сохранилась до наших дней".
26 декабря 2015 г. в Анкаре была открыта "KOMKURD-AN" (Ассоциация по культуре, социальной помощи и солидарности центрально-анатолийских курдов), что позволило ускорить исследования в этом вопросе.
Председатель Ассоциации "KOMKURD-AN" Левент Канат (Levent Kanat) заявил, что ассоциация будет участвовать во многих мероприятиях. "Наше новое поколение в городах забывает родной язык, отдаляется от своей культуры. Это представляет для нас большую опасность. Ассоциация будет поддерживать, и развивать культуру курдов в Центральной Анатолии. Будут проводиться мероприятия по обучению детей родному языку. Факт тюркизации курдов очевиден, но эту политику можно остановить. В обязательном порядке мы должны дома обучать своих детей курдскому языку, потому что турецкому они все равно научаться, когда пойдут в школы. Здесь необходимо отметить, что если в детстве детей не обучить родному языку, они отрываются от своей культуры, которая для них становиться чужой, и, повзрослев, им гораздо сложнее уже изучить свой язык".
Поэтому вне зависимости от того в каком городе, в какой стране находятся, в курдских семьях необходимо говорить и обучать своих детей родному языку.
Источник – HYPERLINK "https://www.kürtler.com"
https://www.kürtler.com
Перевел с турецкого языка
Публицист – переводчик
Анаре Барие Бала (Зердеште Кал)
Теги: Анаре Барие Бала