Иран не стал вмешиваться в войну в Нагорном Карабахе. И дело не только в том, что он не мог пустить в ход свое влияние в регионе, а еще и в том, что кампания Азербайджана по закреплению контроля над Нагорным Карабахом вызвала положительный отклик внутри многочисленного азербайджанского меньшинства, живущего на севере Ирана.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова сообщила, что 23 ноября состоится визит в Москву министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа. Этот визит в российскую столицу станет для него четвертым только в этом году, что свидетельствует об интенсивности политико-дипломатического диалога между двумя странами. При этом очевидно, что каждое появление Зарифа в Москве тематически привязано, что неудивительно, учитывая, что Тегеран и Москва не только тесно сотрудничают в Сирии в формате астанинского процесса, но и регулярно проводят консультации по ряду актуальных региональных и международных вопросов, а также по многопрофильным двухсторонним отношениям.
Так происходит и на сей раз. Официально заявленная тематика переговоров включает ситуацию вокруг иранской ядерной программы, обстановку в Сирии, Афганистане и на Ближнем Востоке, а также, конечно, ситуацию в Нагорном Карабахе. Тем более что формируется сложная фоновая ситуация. Так, ранее глава Пентагона Кристофер Миллер заявил о сокращении американского контингента в Афганистане и в Ираке. США объявили о расширении санкционного списка против Ирана, в который включены девять физических лиц, включая иранского министра разведки Махмуда Алави, а также 49 компаний и организаций. Однако Тегеран заявил, что будет придерживаться обязательств в рамках "ядерной сделки", если следующую администрацию США возглавит Джозеф Байден, который обещал отменить экономические санкции против Ирана. Помимо того, Израиль нанес авиационные удары по целям на сирийской территории, связанным с иранскими силами специального назначения "Аль-Кудс".
В целом для Ирана это сюжеты статического содержания. Но накануне в The New York Times появилось сообщение о том, что президент США Дональд Трамп намеревался организовать атаку на какой-то ядерный объект в Иране близ города Нетенз, где расположен комбинат по обогащению урана. Возможно, это просто информационный вброс, организованный политическими противниками Трампа. Но если представить, что такой удар пришелся бы по Ирану в момент разгара карабахской войны, трудно вообразить себе возможный дальнейший ход событий в масштабах всего региона. Вот почему надо полагать, что главной темой московских переговоров Зарифа могут стать результаты карабахской войны, заметно изменившие ситуацию в Закавказье, где сложилось новое геополитическое измерение. Если говорить о конкретном содержании этого процесса в иранском контексте, то они таковы.
Тегеран призывал воюющие Баку и Ереван к переходу к мирному урегулированию конфликта. Негативно оценивал появление на карабахском фронте сирийских наемников, а также фактора постоянного военного присутствия Анкары в Азербайджане, что, по мнению Ирана, "может привести к изменениям границ в регионе". Чтобы упредить такой ход событий, Тегеран предлагал создать своеобразный кавказский пакт: Россия — Иран — Турция. Речь шла о том, чтобы навести порядок в регионе без участия Запада. А если быть более точным, то Тегеран намекал на возможность рождения альянса с Москвой в противовес тендему Анкара — Баку. Иранские войска стали размещаться к северо-западу от границы по реке Аракс, а российские пограничники появились на границе Армении и Нагорного Карабаха. В этой связи Иран поддержал карабахское соглашение Россия — Азербайджан — Армения о прекращении войны и появлении в зоне конфликта российских миротворцев.
Дело еще и в том, что, как пишет иранское издание Resalat, по ходу карабахской войны стали активизироваться иранские азербайджанцы, призывавшие Тегеран выступить на стороне Баку, чем могли бы воспользоваться "разного рода внерегиональные силы в своих корыстных интересах, особенно Израиль". Более того, полагает Resalat, в самом Иране есть и такие силы, которые считают, что "Тегерану придется стать участником карабахского конфликта, к чему стремится Анкара". С другой стороны, в стране хватает тех, кто связывает надежды со стабилизацией обстановки в Закавказье исключительно с появлением региональной подсистемы с участием России и, возможно, Турции. Так что визит Зарифа в Москву будет насыщенным и многообещающим по своим итогам.
Подробности: https://regnum.ru/news/polit/3120897.html
Теги: Станислав Тарасов, Иран, Нагорный Карабах, Азербайджан, Россия, МИД РФ, Мария Захарова, МИД Ирана, Мохаммад Джавад Зариф, Сирия, США, Пентагон, Кристофер Миллер, Ирак, Афганистан, Махмуд Алави, Джо Байден, Израиль, армия Ирана, Силы Кудс, Дональд Трамп, ядерное оружие, Армения, Турция