Как известно, сегодня Иракский Курдистан является субъектом федерации Иракской Республики с самыми широкими правами и полномочиями. В его состав входят четыре северные провинции страны (Дохук, Эрбиль, Сулеймания и Халабджа) с населением свыше 6 млн. человек. Статус курдского региона Ирака можно сравнить со статусом штатов США (свои гимн, флаг, свод законов, органы исполнительной, законодательной и судебной власти, национальная гвардия (бригады пешмерга), полиция, спецслужбы). Имеется два международных аэропорта, аккредитовано около 40 иностранных дипломатических представительств (генеральных консульств). Объемы региональной приграничной торговли с Турцией и Ираном исчисляются в десятках миллиардов долларов США. Из федерального бюджета на зарплаты бюджетникам и развитие Курдистана выделяется сумма, пропорциональная числу жителей региона. Курдский язык признан вторым государственным и является основным в регионе. Солидно регион представлен и в Багдаде (пост президента страны, несколько федеральных министров, фракция в парламенте).
ИК выгодно отличается с точки зрения стабильности и безопасности от центральной и южной части Ирака, где сохраняется межарабская шиитско-суннитская конфронтация, сопровождающаяся массовыми акциями протеста, погромами правительственных зданий, терактами и т.п. инцидентами. Нельзя сказать, что Иракский Курдистан не имеет своих проблем и нерешенных вопросов. Пандемия коронавируса и падение спроса на нефть и газ на мировом рынке негативно отразились на социально-экономическом положении населения всей страны. Багдад уменьшил размеры перечисляемых из госбюджета платежей, объемы внешней торговли и доходы регионального бюджета также упали. Власти Сулеймании и Халабджи инициируют в федеральном парламенте обсуждение вопроса о новом порядке финансирования северных провинций: не через региональное правительство ИК в Эрбиле, а напрямую – губернаторствам. Якобы так будет меньше промежуточных звеньев, что снизит уровень коррупции.
Последняя инициатива послужила одной из причин нового обострения отношений между ведущими политическими партиями региона (ДПК и ПСК), в Эрбиле увидели в этих действиях признаки сепаратизма. Одновременно активизировалась подрывная деятельность функционеров и боевиков турецкой РПК на севере Ирака, что провоцирует ракетно-бомбовые удары ВВС Турции и артиллерийско-минометные обстрелы со стороны ВС Ирана. Гибнут мирные жители, уничтожаются приграничные населенные пункты.
Сохраняются и застарелые проблемы взаимоотношений региона с центром (статус так называемых "спорных территорий" согласно статье 140 конституции, новый закон об использовании углеводородов, порядок снабжения и боевой подготовки пешмерга и т.п.).
Никуда не делись и "спящие" ячейки "Аль-Каиды", а также, ушедшие в подполье, боевики Исламского государства (запрещены в РФ). Идеология радикального ислама крайнего суннитского толка все еще пользуется влиянием среди населения арабо-суннитских провинций Ирака. Попытки навести порядок в стране с помощью шиитской милиции "Хашд аш-Шааби" и иранских спецслужб вызывают растущее сопротивление со стороны арабов-суннитов и их зарубежных спонсоров (Саудовская Аравия, Катар, Турция). Похищения людей, убийства, теракты, поджоги мечетей, жилья и посевов имеют место и в районах компактного проживания курдов. Непростая обстановка складывается в прилегающем к ИК административном районе провинции Ниневия - Шангале (Синджаре), где столкнулись интересы боевиков РПК, шиитской милиции, ВС Турции и местных властей, представляющих курдов-езидов.
Вот в такой обстановке раздаются и призывы ряда политологов к отделению Иракского Курдистана от Ирака. Насколько это своевременно и небезопасно для курдов?
Признанный лидер курдского национального движения Масуд Барзани довольно четко и определенно сформулировал свою позицию по этому вопросу: "Итоги исторического референдума сентября 2017 года о независимости ИК возможно придется реализовывать детям нынешнего поколения или даже их внукам".
Действительно, провозгласив сегодня независимость курдского региона Ирака, можно лишь спровоцировать новый вооруженный конфликт или длительную блокаду региона со стороны соседей (Иран, Турция, Ирак, Сирия), агрессивную реакцию первых трех довелось ощутить на себе Эрбилю уже осенью 2017 года. К тому же, ни одна страна в мире, за исключением Израиля, не поддержала тогда идеи независимости Иракского Курдистана.
Совсем недавно закончилась очередная кровавая бойня вокруг Нагорного Карабаха, который провозгласил свою независимость еще в сентябре 1991 года, однако кроме Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и ряда штатов США, его новый статус другими странами, включая Армению и РФ, не признан. Трагически складывается и судьба Донецкой и Луганской республик, объявивших о своей независимости. Они так и не дождались своего признания от России или других стран и вот уже длительное время живут в условиях частичной блокады и постоянных артобстрелов со стороны Украины. Пока лишь Южная Осетия решилась признать суверенитет ДНР и ЛНР.
Безусловно, борьба за влияние на багдадские власти, отдельные партии и общины Ирака со стороны Тегерана, Вашингтона, монархий Персидского залива и Анкары также негативно отражается на ситуации в стране и не способствует единству иракцев. Но при всех этих негативных моментах, недостатках и изъянах созданного английскими властями в 20-х годах прошлого столетия на развалинах Османской империи нового государства под названием Ирак, сегодня его существованию пока нет альтернативы.
Рассмотрим чисто гипотетически выход Курдистана из состава Ирака. В таком случае, может образоваться и второе государство – Арабский Ирак. Но сохраняющийся антагонизм между арабами-шиитами и арабами-суннитами вряд ли позволит им существовать вместе без курдов и, скорее всего, этот Иракский Арабистан распадется на Суннитостан и Шиитостан. Курдистан потеряет выход к морю, закроются его сухопутные и воздушные границы, поскольку он будет окружен враждебными государствами. Неизбежно встанет вопрос о судьбе столицы Ирака – Багдаде, где проживают совместно шииты, сунниты и курды. Как делить кварталы и дома этого многомиллионного города? По типу Берлина на сектора, как это делали в годы "холодной войны? Что делать с арабами, которые были насильно переселены Саддамом Хусейном на курдские территории, и с курдами-фейли восточных частей провинций Ирака - Дияла, Васит, Миссан и Басра (1,5 млн). Надо еще учесть интересы национальных меньшинств (туркоманы, армяне, ассирийцы). Если посмотреть на демографическую карту современного Ирака, то она будет выглядеть как мозаика, не так много осталось районов с однородным по этническим или конфессиональным признакам населением.
Поэтому, как представляется, сегодня было бы опасно инициировать или провоцировать распад иракского государства. Подобные судьбоносные вопросы, затрагивающие интересы десятков миллионов людей, должны решаться самими народами в мирной, доброжелательной обстановке с учетом всех нюансов и проблем безопасности. У Человечества есть опыт кровопролитного распада Югославии и мирного создания Чехии и Словакии на территории бывшей Чехословакии. Хотелось бы пожелать иракским курдам в эти непростые для нашей цивилизации дни единства и сплоченности их рядов, понимания и поддержки со стороны всех народов Ирака и сопредельных государств. Выстраданное нашими предками выражение, что "плохой мир лучше хорошей войны" должно стать лейтмотивом курдского национального движения. Сегодня у иракских курдов сложилась неплохая стартовая площадка для новых достижений в науке, промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, других сферах. Иракский Курдистан по праву считается центром курдской культуры, оплотом великого многомиллионного курдского народа. Задача нынешнего поколения курдов – не допустить втягивания курдов в новые региональные войны, сохранить и приумножить достижения их великих предков Салах эд-Дина и Мустафы Барзани.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Иракский Курдистан, Независимость Курдистана