Время от времени в столицах государств – сторонников Асада раздаются декларативные призывы передать правительству в Дамаске месторождения нефти и газа, а также все объекты переработки углеводородов на Восточном берегу реки Евфрат. Якобы их эксплуатируют американцы и все это богатство надо вернуть сирийскому народу, который и так страдает от ограничительных санкций со стороны западных государств.
Хотелось бы сделать несколько уточнений по этому поводу.
Во-первых. К 2014 году остатки правительственных войск Асада позорно бежали от нескольких десятков тысяч боевиков ИГИЛ (организация запрещена в РФ) не только с курдского севера, но и с арабского Заевфратья, бросив местное население и все объекты инфраструктуры на произвол судьбы. На несколько лет на Восточном берегу Евфрата воцарилась власть "Исламского халифата". Боевики ИГИЛ контролировали все нефтегазовые месторождения и вели довольно интенсивную торговлю с турецкими и асадовскими бизнесменами и государственными структурами. Тысячи бензовозов и цистерн с нефтью уходили через турецкую границу на мировой рынок, часть ГСМ покупали люди Асада.
Во-вторых. Разгромить отряды ИГИЛ, взять штурмом столицу халифата г.Ракку и загнать остатки бандформирований в труднодоступные районы и подполье удалось с помощью ударов ВВС США, их союзников, ВКС РФ и успешных самоотверженных действий в наземных операциях сил "Демократического альянса", основную часть которых составили сирийские курдские ополченцы. Именно они вместе с арабскими племенами Заевфратья по праву законных представителей сирийского народа ныне распоряжаются своими природными ресурсами. Вырученные от продажи нефти, газа и нефтепродуктов деньги идут в местные региональные бюджеты, расходуются на восстановление разрушенных войной объектов инфраструктуры, жилого фонда и систем жизнеобеспечения. Значительных расходов требуют восстановление практически полностью разрушенных городов Кобани и Ракка, содержание пленных игиловцев и беженцев. Курды и местные арабы не против со временем уступить право на эти объекты Дамаску, но лишь после окончания гражданской войны, вывода всех иностранных войск из САР, принятия новой конституции, проведения полных и всеобщих выборов парламента и президента с участием всех сирийцев (беженцев, перемещенных лиц, проживающих на оккупированных Турцией территориях, курдов и арабов Заевфратья). Лидеры курдов и их союзники считают, что сейчас велика вероятность захвата нефтепромыслов иранскими и проиранскими группировками, а также ЧВК "Вагнера". Последние уже пытались в районе г. Дэйр-эз-Зора в ночь с 7 на 8 февраля 2018 года после массированной артподготовки прорваться через курдские позиции и силой захватить нефтеперерабатывающий завод "Коноко", но были разгромлены с помощью ВВС США и курдской артиллерии.
Понятно, что Тегеран несет большие расходы по содержанию семьи Асада, его силовых структур, наемников-шиитов (до 8 млрд долларов в год), поэтому иранские аятоллы хотели бы компенсировать хотя бы часть своих расходов по поддержке марионеточного режима в Дамаске. Не против урвать и свой кусок "солдаты удачи" из ЧВК "Вагнера". Вряд ли даже гипотетическая передача этих объектов Дамаску улучшит положение простых сирийцев.
В-третьих, тезис о материальной заинтересованности Вашингтона в этих нефтегазовых объектах сильно преувеличен. Как известно, США являются одними из крупнейших экспортеров углеводородов на мировой рынок и им эти "крохи с барского стола" ни к чему. Безусловно, снабжение ГСМ их союзников в Сирии в лице "Демократического альянса" остается весьма важным аспектом всей военной операции США в регионе, как и пополнение местных бюджетов Заевфратья за счет торговли нефтепродуктами и зерновыми культурами. Но не более того, все-таки главными бенефициарами от эксплуатации углеводородов Заевфратья остаются местные сирийцы.
В условиях, когда Асад и его иранские партнеры продолжают саботировать мирные переговоры в Женеве и обсуждение текста новой конституции, когда они приступили к подготовке очередных президентских выборов в САР до конца 2021 года без участия двух третей населения страны, вряд ли можно ожидать каких-либо серьезных договоренностей и взаимных уступок между Дамаском и лидерами курдов. Великобритания, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки и Франция уже официально отказались признавать предстоящие президентские выборы в Сирии честными. Примерно на таких же позициях находится и Лига арабских государств (ЛАГ), которая исключила из своих рядов асадовскую Сирию и предложила занять ее место в организации представителям сирийской оппозиции.
Таким образом, попытки политическим давлением со стороны отдельных стран-союзниц Асада или военным путем установить контроль Дамаска над нефтегазовыми месторождениями Восточного берега реки Евфрат обречены на провал. Местные арабы и курдские ополченцы при поддержке ограниченного контингента ВС США, скорее всего, сохранят на неопределенное время контроль над этими территориями со всеми природными ресурсами и будут использовать их в интересах, оказавшихся не с Асадом, сирийских граждан.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Сирия, нефть, Сирийский Курдистан, Иран, США