28 апреля на подконтрольных Асаду территориях завершилась регистрация кандидатов на пост президента страны. Очередные президентские выборы в САР назначены решением парламента на 26 мая 2021 года. Сирийская внешняя оппозиция уже назвала это мероприятие фарсом. Заранее отказались признавать легитимность предстоящих выборов США, страны Евросоюза, Турция, Лига арабских государств (ЛАГ).
Чем мотивируют свое негативное отношение к предстоящим в Сирии президентским выборам большинство оппонентов?
Ситуация в стране остается весьма сложной, говорить о прекращении гражданской войны пока преждевременно. Даже замороженным этот конфликт не назовешь, поскольку продолжаются перемещения войск, обстрелы позиций сторон, совершаются теракты, подрывы мин и фугасов.
Правительству Асада с помощью ВКС РФ, КСИР Ирана и проиранских вооруженных формирований из Ливана, Афганистана, Пакистана, Ирака и Йемена, ЧВК "Вагнера" удалось установить контроль над двумя третями территории страны, на которых проживает лишь треть ее довоенного населения (6-7 млн человек). Примерно столько же сирийцев уже около 10 лет влачат жалкое существование в палаточных лагерях в Турции, Ливане, Ираке, Иордании, других арабских странах. Несколько сот тысяч сирийцев эмигрировали в страны ЕС и США. Около 4 млн сирийцев оказались на оккупированных Турцией территориях северных провинций Идлиб, Алеппо, Хасеке, 3-4 млн сирийцев проживают в курдском автономном районе "Рожава" и на восточном берегу реки Евфрат (курды и неподконтрольные Дамаску арабские племена).
Таким образом, правом проголосовать за президента САР может воспользоваться лишь взрослое население из числа тех 6-7 млн сирийцев, которые оказались под контролем правительственных войск (около 2 млн человек). Положение этих граждан ничуть не лучше положения беженцев и перемещенных лиц (безработица, насильственное рекрутирование в армию молодежи, разрушенные жилье, системы электро и водоснабжения, здравоохранения, образования, голод, репрессии, произвол властей, страх за свои жизни и т.п.). В целом, как минимум, две трети избирателей оказались лишены своего права участвовать в предстоящих в Сирии президентских выборах.
К тому же, эти выборы организуются Дамаском на фоне саботажа работы редакционного комитета по выработке текста новой конституции страны. В равной степени ответственность за срыв переговоров в Женеве несут главы правительственной и оппозиционных делегаций. Представители Асада не хотят связывать себя конкретными обязательствами по темам и срокам дискуссии. Не случайно, внешняя оппозиция и Запад обвиняют, прежде всего, сирийские власти в затягивании конструктивного переговорного процесса.
Действительно, вместо того, чтобы следовать по пути мирного урегулирования сирийского конфликта в соответствии с "дорожной картой", выработанной на встречах сторон в Женеве и Астане (принятие новой конституции, формирование коалиционного правительства, организация всеобщих и полных выборов нового состава парламента и президента страны), Дамаск и Тегеран решили в очередной раз разыграть дешевый пропагандистский спектакль, чтобы продлить агонию режима Асада и придать хоть какую-то легитимность диктатуре партии Баас и алавитского клана.
Говоря шахматным языком, военно-политический цугцванг в истекающей кровью и лежащей в руинах Сирии при таком подходе сохранится еще на неопределенное время. Любой новый шаг асадовского правительства и его тегеранских спонсоров лишь загоняет сирийскую проблему вглубь. Региональные хищники в лице Анкары и Тегерана оказались неудачным выбором на роль "гарантов" мирного урегулирования сирийского кризиса. Они лишь закрепили раздел САР между собой на марионеточные анклавы и при этом продолжили борьбу за полный контроль над всей сирийской территорией и столицей Дамаском.
Таким образом, намеченные на конец мая текущего года очередные президентские выборы в Сирии вряд ли послужат сохранению стабильности в регионе и снижению напряженности в этой стране, поскольку пройдут без участия подавляющего большинства сирийских граждан и, естественно, не будут признаны легитимными значительной частью мирового сообщества.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов