При всех пессимистичных оценках итогов состоявшегося 16 июня в столице Швейцарии Женеве саммита США – РФ большинством экспертов все же признается, что это событие оказалось весьма важным не только для самих участников переговоров, но и для всего мирового сообщества. Сам факт такой встречи можно считать историческим.
Никто и не ожидал, что саммит вдруг резко улучшит американо-российские отношения, которые за последние годы достигли своей нижней планки. Его целью было лишь осуществить обмен мнениями (взаимными претензиями) по наиболее важным вопросам международной безопасности и двусторонних отношений (стратегическая стабильность, региональные конфликты, кибератаки, вмешательство во внутренние дела друг друга, права человека и т.п.). Главным для лидеров двух стран было по возможности снизить накал сложившейся конфронтации в двусторонних отношениях, создать условия для постепенного восстановления атмосферы доверия между Вашингтоном и Москвой и не допустить разжигания новой холодной войны.
Эта цель была частично достигнута. Стороны договорились вернуть своих послов в Москву и Вашингтон после нескольких месяцев дипломатического противостояния, вызванного оскорбительными высказываниями Байдена о Путине и новыми ограничительными санкциями в отношении российских высокопоставленных чиновников и олигархов. Кроме того, было предложено создать профильные рабочие группы по вопросам стратегической стабильности, то есть контроля над вооружениями и кибербезопасностью. Очевидно, именно с этой целью участие в переговорах в расширенном составе принял и глава российского Генштаба генерал армии Валерий Герасимов.
По итогам саммита глава Белого дома дал понять, что не ждет быстрых результатов от этой встречи. По его словам, об успехах женевских переговоров можно будет судить только через несколько месяцев или даже лет. Примерно в таком же духе высказался и президент России. Разногласия по Крыму, Новороссии, Украине, Белоруссии, Сирии, Абхазии, Южной Осетии, судьбе оппозиционера Навального и его Фонда борьбы с коррупцией, вмешательству РФ в выборы в США и других западных стран, кибератакам – никуда не делись.
В отличие от периода многолетней конфронтации и военного противостояния США с СССР, когда главным раздражителем в их отношениях были идеологические разногласия двух систем (капиталистической и социалистической), сейчас США и Россия строят каждый по-своему, но все же капитализм. Безусловно, конкуренция между ними за влияние в том или ином регионе сохраняется, но это соревнование больше смещается в сторону научно-технического прогресса и экономики. Здесь у США явное преимущество, у них в этих областях остается пока лишь один конкурент в лице Китая. Несмотря на статус ядерной державы, Россия заметно уступает США по ВВП и другим показателям (примерно 1 к 25), на науку в 2020 году в РФ было выделено лишь 6 млрд долларов, а в США 300 млрд (в Китае – 400 млрд). Поэтому Вашингтон лишь озабочен ракетно-ядерным потенциалом России.
Нельзя забывать и о том, что сохранение мощных ракетно-ядерных арсеналов США и РФ совсем скоро уже не будет гарантией стратегической стабильности и безопасности в мире. Ведь они не смогли защитить великую державу - СССР от распада. Эти ядерные заряды и средства их доставки вряд ли будут задействованы в случае потенциальных войн и вооруженных конфликтов, поскольку могут привести к уничтожению всего человечества, но самим своим существованием они провоцируют дальнейшую гонку ракетно-ядерных вооружений в мире других стран-обладателей ядерного оружия (Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР). В условиях локальных войн и нарастания террористической угрозы эти ядерные заряды и средства их доставки могут оказаться и в руках экстремистских или террористических группировок. Мир не застрахован также от природных катаклизмов и техногенных катастроф (пожары, цунами, землетрясения и т.п.). Нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор, когда, например, два инженера Чернобыльской АЭС своими неграмотными действиями, по сути, взорвали ядерный реактор. История знает и потери ядерных авиабомб, затопление подводных лодок с ядерным оружием и атомными реакторами.
Так что, дальнейшее сокращение ракетно-ядерных арсеналов США и РФ давно назрело и это единственно правильный путь к спасению человечества. В Пекине заявляют, что Китай может присоединиться к СНВ-3 или другому американо-российскому договору в этой сфере лишь после достижения равного количества своих ядерных арсеналов с США и РФ.
Отдельно хотелось бы отметить возможную выгоду от снижения уровня конфронтации между США и РФ для курдов. Не исключено, что Вашингтон и Москва попробуют найти какой-то консенсус по решению вооруженного конфликта в Сирии с учетом интересов реально сложившейся на северо-востоке страны курдской автономии "Рожава". Пока что США поддерживают сирийских курдов, а Россия опирается в Сирии на их противников в лице Асада, иранских аятолл и Эрдогана. Сирийские курды остаются во враждебном окружении и испытывают трудности и лишения от экономический и транспортной блокады.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов