Охватившие южные и юго-западные районы Турции пожары показали явную неготовность турецких властей к предотвращению и ликвидации подобных масштабных стихийных бедствий. У Анкары не оказалось самого элементарного: средств своевременного обнаружения очагов возгораний и оповещения населения, пожарных машин, самолетов, вертолетов, тракторов, другой техники и средств пожаротушения. Население Турции воспринимает человеческие жертвы, масштабные разрушения жилого фонда и инфраструктуры, выгорание сотен гектаров леса как результат бездействия и беспомощности властей. Анкара вынуждена была запросить пожарную авиацию в России. Кроме того, подобные самолёты выделили Испания и Хорватия, помощь в пожаротушении оказывают также Иран, Азербайджан, Украина, другие страны. Миллиарды долларов были потрачены Эрдоганом на приобретение не нужных стране арсеналов вооружений типа ЗРК С-400, а на защиту страны от пожаров у него денег не нашлось.
В результате популярность и авторитет Эрдогана и правящей Партии справедливости и развития в стране падают. Пожары лишь усугубили переживаемые страной в последнее время трудности в связи с затяжным финансово-экономическим кризисом и пандемией коронавируса. Власти пообещали пострадавшим семьям построить новые дома взамен сгоревших. Однако позже в администрации президента пояснили, что за восстановление домов гражданам придётся в течение 20 лет выплачивать государству кредит. Практическая помощь погорельцам зачастую сводится к раздаче пакетиков с чаем и призывам сохранять спокойствие. Правительство пытается сдержать нарастающие протестные настроения среди населения путём ужесточения цензуры в СМИ. Верховный совет радио и телевидения Турции пригрозил телеканалам и радиостанциям, сообщающим правду о пожарах, крупными штрафами.
Тем временем власти представили предполагаемого виновника одного из первых пожаров в районе Манавгате в провинции Анталья. 12-летний мальчик признался в том, что устроил пожар в лесу из-за гнева по поводу неизбежного развода своих родителей. Примерно в это же время в турецких СМИ появилось фэйковое сообщение о причастности к пожарам какой-то мифической организации "Дети огня". Якобы она связана с турецкой Рабочей партией Курдистана (РПК) и специально поджигает лес, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране. Несмотря на абсолютную бездоказательность обвинений и всю их абсурдность, Эрдоган и его окружение пытаются таким образом переложить свою ответственность за катастрофическое положение на юге страны на курдов.
Весь этот спектакль напоминает поджог немецкого рейхстага в феврале 1933 г., когда гитлеровские нацисты использовали психически больного маньяка-пиромана Маринуса ван дер Люббе, чтобы закрепиться у власти и развернуть масштабную кампанию репрессий против коммунистов.
Следует заметить, что подобная провокационная тактика во внутренней политике Эрдогана далеко не нова. Жупел курдской угрозы появляется в турецких СМИ и на устах чиновников всякий раз, когда нужно отвлечь внимание граждан от провалов правящих кругов в политике или экономике. Также бывает и в преддверии президентских или парламентских выборов в стране. Однако, несмотря на антикурдскую пропаганду в турецких СМИ, прокурдская Партия демократии народов (ПДН) уже дважды преодолевает десятипроцентный барьер на парламентских выборах и уверенно проходит в Меджлис. Правда и депутаты ПДН зачастую лишаются неприкосновенности, бросаются в тюрьмы, но оставшиеся на свободе используют трибуну меджлиса для защиты прав национальных меньшинств.
Примером антикурдской провокации Анкары можно считать масштабный теракт 2015 года на границе с Сирией в г. Суруче, когда турецкими спецслужбами был осуществлен взрыв, в результате которого 32 курдских активиста были убиты и 104 ранены. Ответная акция по убийству двух турецких полицейских боевиками РПК послужила срыву с трудом достигнутого мирного соглашения между турецкими властями и РПК и началу очередной кампании репрессий против турецких курдов.
На протяжении последних десятилетий в турецких СМИ не раз появлялись сообщения о причастности к терактам каких-то вымышленных молодежных крыльев РПК типа "Мстители Курдистана", "Ястребы Курдистана", "Соколы Курдистана" и т.п. Дальше голословных обвинений со стороны властей, как правило, дело не шло. Никаких задержаний, арестов, судебных разбирательств по этим организациям и терактам не проводилось. Похоже на то, что все эти организации, как и "Дети огня", созданы в недрах турецких спецслужб, чтобы дискредитировать курдское национальное движение. Курдам же об этих и подобных им мифических организациях до сих пор ничего не известно.
Та же РПК за последнее время претерпела значительные изменения. Ее лидер А.Оджалан отбывает пожизненное тюремное заключение и давно уже снял лозунг борьбы за независимость и создание курдского государства. Среди функционеров РПК больше этнических турок, чем курдов, все они так или иначе связаны с турецкими спецслужбами. В РПК изначально не было ничего рабочего и совсем мало курдского. Вербовочной базой служили люмпен, безработные, неграмотные подростки, криминальная среда. После событий 2015 г. подавляющее большинство боевиков РПК покинуло страну и переместилось в соседние Сирию и Ирак, что дает возможность турецким войскам вторгаться в эти страны, оккупировать там плацдармы и наносить по отдельным приграничным районам ракетно-бомбовые удары.
Тем самым Эрдоган пытается вернуть под свой контроль часть бывшей Османской империи. То есть, РПК используется Анкарой в качестве "троянского коня" в сопредельных арабских государствах. Боевики РПК не гнушаются пополнением своего бюджета за счет организации нелегальной миграции, трансграничной контрабандной торговли наркотиками, оружием, нефтепродуктами, рэкета пастухов в Кандильских горах и водителей грузовиков. В странах ЕС они обложили данью курдских бизнесменов, собирают пожертвования со всех работающих курдов. Лидеры РПК весьма тесно сотрудничают не только с турецкими спецслужбами, но и с теневым бизнесом Турции и других стран.
Таким образом, масштабные бедствия на юге Турции в связи с лесными пожарами власти пытаются политизировать и в очередной раз обвинить курдов в попытках дестабилизировать ситуацию в стране. Вряд ли им на этот раз удастся "притянуть за уши" курдскую угрозу и как-то оправдать свою преступную халатность.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, РПК, НДП