Спустя два года после последней наземной операции в Сирии президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган намекает на возможность нового вторжения. Причина – серия нападений у южной границы страны, в результате одного из которых на этой неделе погибли два турецких полицейских.
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил на пресс-конференции, что страна будет "делать то, что необходимо для ее безопасности". В частности, Турция будет стремиться очистить приграничные районы от поддерживаемых США сирийских курдских Отрядов народной обороны, которые Анкара считает ответвлением запрещенной Рабочей партии Курдистана (РПК). Эрдоган сказал, что недавние инциденты стали "последней каплей" и Турция "полна решимости устранить угрозы, исходящие из Сирии".
Под контролем Турции и связанными с ней сирийскими повстанческими группировками находятся значительные районы Северной Сирии, включая Идлиб. В ходе своего последнего вторжения в Сирию, операции "Весна мира" 2019 года, Анкара стремилась создать "безопасную зону" глубиной 30 километров от южной границы Турции к востоку от реки Евфрат.
Как пишет "Аль-Монитор" со ссылкой на Ойтуна Орхана, координатора по изучению Леванта в Центре ближневосточных исследований в Анкаре, новое турецкое наступление может быть направлено на расширение зоны "Весны мира", а заявления Эрдогана следует воспринимать как "серьезные".
При этом контингент в несколько сотен американских военнослужащих остается в Восточной Сирии, где их присутствие в значительной степени сдерживает военные операции Турции. США и Россия обещали вывести курдские вооруженные формирования из приграничных районов, но, как считает Анкара, не выполнили этого обещания, потому, заявил министр Чавушоглу, эти страны виноваты в том, что Отряды народной обороны нападают на турецких полицейских.
Между Москвой и Вашингтоном
Действия Турции в Сирии совершаются – или предполагаются – с оглядкой на США и Россию. Излюбленная стратегия Анкары – маневрировать между геополитическими соперниками, сближаясь то с одной, то с другой стороной. В этом контексте интересно время нынешних заявлений турецкого руководства. В конце прошлого месяца Эрдоган встречался в Сочи с Владимиром Путиным. В конце нынешнего планирует встретиться на полях G20 с Джо Байденом.
Турецкий журналист Фехим Таштекин, который следит за событиями в Сирии, прокомментировал заявление Эрдогана следующим образом: "Эрдоган, накаляя обстановку "на земле", желает приоткрыть двери для торга как с Россией, так и с США".
Встреча двух лидеров в Сочи проходила за закрытыми дверями, но эксперты считают, что вопрос Идлиба и его передачи под сирийский контроль наверняка стоял на повестке дня. Как говорит Таштекин, Эрдоган не заинтересован в том, чтобы покинуть "зону безопасности". Во-первых, в нее уже вложены немалые материальные и человеческие ресурсы. Во-вторых, борьба с "терроризмом" и РПК в приграничных районах – излюбленный прием Эрдогана для отвлечения собственного населения от внутренних проблем Турции.
"Однако ни Россия, ни США больше не желают предоставлять пространство для этих маневров. Все чаще звучат международные призывы к прекращению этой игры", – отмечает Ташкетин.
События происходят в тот момент, когда Анкара стремится приобрести 40 истребителей F-16 производства США и около 80 комплектов модернизации для своего существующего флота. Эрдоган, вероятно, рассчитывает поднять этот вопрос во время встречи с Джо Байденом в Риме в конце октября. Однако турецкая агрессия на северо-востоке Сирии едва ли сослужит ему добрую службу.
7 октября президент США Джо Байден продлил действие чрезвычайного указа администрации Трампа по Сирии, написав в письме к конгрессу, что операции Турции подрывают кампании по борьбе с оставшимися боевиками "Исламского государства" в регионе и продолжают "представлять чрезвычайную угрозу национальной безопасности и внешней политике США".
Намеки Эрдогана на возможность нового вторжения в Сирию привели к еще большему обвалу турецкой лиры – признак того, что геополитические амбиции Турции могут оказаться невыполнимыми.
"Поэтому я думаю, что Эрдоган находится в серьезном тупике, – пишет Фехим Таштекин. – Полагаю, Путин также пожелает увидеть результаты встречи Эрдогана с Байденом в Риме. Как известно, эффект турецко-российских отношений с точки зрения создания трещины в НАТО — ситуация, которая нравится Путину, и это одна из главных причин предоставления пространства Эрдогану в Сирии. Однако в конечном итоге русские также будут усиливать давление, чтобы закрыть идлибский фронт. С точки зрения России условия стали чрезвычайно благоприятными".
Александра Аппельберг, "Детали".
На фото: президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, AP Photo/Nedim Enginsoy, File