Израильские аналитики единогласно признают, что Иран представляет собой главную угрозу национальной безопасности Израиля из-за усиления его военного присутствия в Сирии и попыток создать там вооруженные милиции, подобные ливанской "Хизбалле".
Как сообщают израильские аналитические центры, Тель-Авив обеспокоен растущей мощью Тегерана и его способностью атаковать Израиль с помощью заминированных беспилотников и ракет большой дальности из Ирака, Йемена, Газы и Сирии.
Израиль беспокоится не только о заминированных беспилотниках и зенитно-ракетных комплексах, установленных Ираном в Сирии, но и о кибервойне, начатой иранцами. Иранские хакеры совершают кибератаки против гражданских и военных объектов израильтян, что угрожает национальной безопасности страны. Есть еще иранский ядерный проект, который Израиль считает реальной угрозой.
Израильская авиация возобновила нанесение ударов по целям и объектам, принадлежащим иранским милициям в Сирии, после двухмесячного перерыва. Атаки возобновились после саммита в Сочи, на котором присутствовали президент России Владимир Путин и премьер-министр Израиля Нафтали Беннет.
Рядом с Голанами
По словам израильского журналиста Йоава Штерна, атаки беспилотников и нанесение ракетных ударов по израильским объектам связаны со стремлением Ирана вырваться из наложенных на него ограничений, чтобы усилить свое военное присутствие в Сирии.
Штерн рассказал "Аль-Джазире": "Действия Ирана говорят о том, что он продолжает поддерживать режим Асада, а также работает над достижением своих скрытых целей, связанных с развитием военного потенциала и созданием лояльных ему милиций в Сирии".
Он предположил, что на данном этапе Иран будет пытаться воспроизвести ливанский опыт, создавая новые военизированные группировки, подобные "Хизбалле", в Сирии и на линии прекращения огня на Голанах, что представляет угрозу национальной безопасности Израиля.
Сдерживающий фактор
Израильтяне, по словам Штерна, окажутся в состоянии необъявленного чрезвычайного положения, пытаясь помешать расширению иранского присутствия в Сирии.
Однако существует сдерживающий фактор, не позволяющий Израилю продолжать атаки по иранским объектам в Сирии. Израильский журналист считает, что последнее слово касательно Сирии принадлежит России, и поэтому Израиль подчиняется желаниям и интересам Москвы, которая также противится расширению иранского присутствия в Сирии.
По его словам, саммит в Сочи, на котором присутствовали Путин и Беннет, положил начало новому этапу российско-израильского взаимодействия в Сирии. Вполне вероятно, что они договорились создать сдерживающие факторы для различных игроков на сирийской арене. Израильтяне получили "зеленый свет" для сдерживания Ирана, но без полного уничтожения его военного потенциала в Сирии.
Контроль России
Несмотря на усиление "иранской угрозы", Штерн отказывается преуменьшать значение израильских рейдов, заявляя: "В противном случае иранское присутствие и влияние в Сирии было бы больше, чем оно есть сейчас".
Именно Россия определяет баланс сил в Сирии и продолжает все контролировать. Она не позволит ни одной стороне, будь то Иран, сирийский режим, или даже Израиль, нарушить баланс сил и стратегию сдерживания.
"Иран работает над созданием военизированных группировок в Сирии, которые будут постоянной угрозой для Израиля. Он надеется, что они будут удерживать израильскую армию от нанесения ударов по иранским ядерным объектам", — добавил Штерн.
Сдерживание Ирана
Доктор Эфраим Кам, старший исследователь Института по национальной безопасности при Тель-Авивском университете, разделяет эту точку зрения. Он считает, что Тегеран пытается создать постоянную угрозу для Израиля в Сирии и Ливане, чтобы удерживать его от нанесений ударов по иранским ядерным объектам.
Кам рассказал "Аль-Джазире", что иранские власти считают Израиль второй по значимости угрозой после США. Тегеран считает важным удержать Тель-Авив от нанесения ударов по его объектам и влиянию на Ближнем Востоке. Израиль, в свою очередь, отказывается проявлять сдержанность и продолжает противостоять попыткам Ирана укрепиться в Сирии.
По словам Кама, в последние годы противостояние между Ираном и Израилем ярко проявлялось в Сирии и на ее окраинах, где израильские ВВС наносили удары по иранским военным объектам.
Кам считает, что этими атаками Израиль стремится подорвать позиции Ирана в Сирии, а также помешать его попыткам расширить военное присутствие в этой арабской стране.
Ограниченные ответы
Тегерану не удалось предотвратить повторение израильских атак по своим военным объектам в Сирии, несмотря на большие материальные и человеческие потери.
"Иранцы могут ответить и нанести удар по Израилю, особенно с помощью ракет "Хезболлы", но пока ограничиваются точечными атаками", — заявил он.
Кам добавил: "Иран до сих пор запускал ракеты по израильским объектам в нескольких случаях. Это отражает осторожный подход иранских властей. Тегеран не желает обострять конфликт, который может перерасти в крупномасштабные военные действия, так как это спровоцирует США. Они выступят на стороне Израиля и, возможно, атакуют иранские ядерные объекты".